6 декабрь 2019
Либертариум Либертариум

Исчезнет ли экономическая конкуренция, если государство не будет предпринимать активных действий по ее сохранению? Или она сохраняется сама, подчас вопреки настойчивым усилиям государства, направленным на ее ограничение?

Поддерживает ли государство конкуренцию, когда оно препятствует вытеснению из отраслей одних фирм другими, более крупными, более эффективными и, возможно, не столь разборчивыми в средствах? Или защита конкурентов приводит к подавлению конкуренции?

Когда государство запрещает слияния, препятствует ли оно устранению соперников конкурентами? Или оно сдерживает развитие более конкурентных и более эффективных организационных форм?

Что мы понимаем под конкуренцией, и как можно судить о том, достаточно ли конкурентны экономика или отдельный ее сектор? Следует ли судить о конкуренции в отрасли по числу конкурентов, по их образу действий или по поведению цен, издержек, прибылей, по данным об инновационном процессе?

В настоящей главе не будет дан окончательный ответ на эти вопросы. Но мы надеемся, что, когда вы закончите размышлять об источниках и последствиях конкуренции, а также о происхождении и результатах государственной политики, вы будете лучше представлять себе, в чем существо этих проблем.

Давление конкуренции

Любой продавец, сталкивающийся с кривой спроса, которая не является абсолютно эластичной (т. е. которая наклонена вниз вправо, а не горизонтальна), будет максимизировать чистую выручку, увеличивая продажи или выпуск и сохраняя продажную цену выше предельных издержек. Как и почему это происходит, обсуждалось в предыдущей главе.

Когда цены превышают предельные издержки, одна из проблем, с точки зрения продавца, состоит в том, что такие цены постоянно поощряют конкуренцию. Если кусок яблочного пирога обходится владельцу кафетерия в 30 центов, а продается за 90 центов, то владелец, скорее всего, будет настаивать на том, что разница в 60 центов -- это не прибыль; это всего лишь величина, помогающая покрыть все остальные издержки по содержанию кафе: заработную плату, налоги, аренду, расходы на эксплуатацию оборудования, устранение поломок, воровство и т. д. Может быть, это чистая правда. Тем не менее, каждый дополнительный кусок пирога, который продается за 90 центов, добавляет 60 центов к богатству владельца. Если это относится и ко всем остальным кафе и кафетериям в городе, каждый владелец будет искренне хотеть, чтобы как можно больше голодных людей отказалось от посетцения других кафе и купило у него свой яблочный пирог.

Подобные желания часто побуждают к действию. Можно было бы слегка понизить цены на пирог после трех часов, чтобы склонить некоторых посетителей, которые заходят в послеобеденное время выпить кофе, к мысли позволить себе небольшое удовольствие. Или можно было бы повесить объявление о том, что после трех часов при покупке пирога кофе подается бесплатно. Такая стратегия таит в себе опасности. Некоторые обеденные посетители могут просто отложить свой десерт в полдень, чтобы съесть его в три часа, когда это будет дешевле. И конкурирующие рестораны могут свести на нет усилие по привлечению клиентов, предложив свои собственные стимулы, так что вместо захвата дополнительных посетителей каждый владелец в результате продаст столько же пирогов, сколько и прежде, но только по более низким ценам.

В предыдущей главе мы предполагали, что Эд Сайк и некоторые другие продавцы, чью политику мы рассматривали, каким-то образом точно знают, какой спрос предъявляется на их продукцию. Эта предпосылка была полезной, т. к. позволяла нам описать логику простого процесса поиска цены. В действительности, конечно, продавцам приходится обычно разузнавать информацию о спросе на их продукт и стараться стимулировать и поддерживать его с помощью рекламы и надежного обслуживания. Более того, когда на рынке есть несколько продавцов продукта, кривая спроса у каждого продавца будет зависеть от политики и, в том числе, от ценовой политики конкурирующих с ним продавцов. Спрос на киносеансы Эда Сайка переместится вверх влево, если в соседних кинотеатрах будут показывать лучшие фильмы, или понизят цены, или если по вечерам в пятницу баскетбольная команда колледжа будет проводить игры у себя в университете и одерживать одну победу за другой.

Цена на яблочный пирог, которую установит каждый кафетерий в центре города, будет оказывать влияние на спрос (представленный кривой или таблицей) на яблочный пирог в других ресторанах. Поскольку каждый из ресторанов будет использовать оценки своего собственного спроса при установлении цен, которые, в свою очередь, будут оказывать влияние на спрос для всех остальных ресторанов, эта ситуация, скорее, похожа на шахматы или покер, чем на техническую проблему максимизации. Как при игре в шахматы, наилучшая цена, которую можно установить в следующий момент, может зависеть от цены, установленной до этого. Небольшой аккуратный мирок 9-й главы, с его четко определенными кривыми, утрачивает свои ясные очертания. К сожалению, с точки зрения аналитика (хотя, может быть, к счастью, -- с эстетической точки зрения) реальный мир не так четко очерчен, как страницы в красочной книге.


Кривая спроса, как ее воспринимает продавец

В 8-й главе был введен термин "олигополия", означающий "несколько продавцов". Там мы решили, что понятие "несколько продавцов" разделяет всю неопределенность понятия "единственный продавец" -- неопределенность, связанную с вопросом о том, насколько широко или узко следует определять додаваемый товар. Некоторые экономисты используют скользкий термин "олигополия", придавая ему вполне определенное значение: ситуация, когда кривая спроса одного продавца зависит от реакций других известных продавцов, которых иногда называют соперниками (rivals). Решим ли мы называть это "олигополией" или нет -- данный термин, несомненно, вводит в заблуждение -- подобные ситуации, когда кривые спроса различных продавцов существенно зависят друг от друга, встречаются часто и имеют важное значение. Все это усиливает давление конкуренции, на которое так часто жалуются продавцы.

Контроль за конкуренцией

Почему же тогда продавцы не договорятся не конкурировать или конкурировать меньше, или разделить между собой рынок некоторым взаимовыгодным образом? Ответ в том, что они бы с удовольствием это сделали и часто пытаются этого добиться, но это не так просто, как может вначале показаться. Соглашения между конкурирующими продавцами о поддержании цен и разделе рынков обычно не имеют юридической силы (unenforceable in court) и, более того, запрещены законом во многих штатах, а также федеральным законодательством там, где оно применимо. Кроме этого, очень трудно придумать соглашение, с которым каждый согласится, в котором будут предусмотрены все возможности и которое можно будет эффективно проводить в жизнь. Стимулы к конкуренции столь устойчивы, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия договора. В довершение ко всему успешный сговор участников картеля <картель -- соглашение группы продавцов о регулировании цен и выпуска. Существуют также картели покупателей, например, владельцев профессиональных баскетбольных команд, о чем упоминалось в 3-й главе, которые заинтересованы, чтобы единственная лига удерживала на низком уровне издержки по найму игроков. -- Прим. авт.> привлечет внимание аутсайдеров, которые предпримут попытки вступить в отрасль, чтобы получить часть прибыли, которую создал сговор.

Поэтому картелям присуща неустойчивость, часто удивляющая людей, которые не понимают, насколько всепроникающей является конкуренция. Чтобы добиться увеличения богатства своих участников, картель должен решить две проблемы. Прежде всего, он должен препятствовать конкуренции между участниками, которая может уничтожить прибыли от сговора как из-за падения существующих продажных цен, так и из-за роста торговых издержек (selling costs). И затем картель должен найти способ не допустить, чтобы новые конкуренты испортили всю сделку своими попытками вмешательства.

Вот почему ценоискатели и даже ценополучатели столь пылко выступают за законодательные ограничения конкуренции. Продавцы бывают иногда необыкновенно изобретательны в выдумывании причин, по которым государству следует объявить незаконным снижение цен или перекрыть доступ на рынок для новых продавцов. Вот несколько подлинных выдержек из ряда газет, иногда со слегка измененными именами и названиями, чтобы не выдавать виновного. Очень интересно подумать о том, кто в каждом случае должен выиграть, а кто скорее всего проиграет.

"В Вашингтоне Медицинское общество проводит в выходные дни широкомасштабную кампанию протеста против предложенного законопроекта, в котором поощряется предоставление права медицинской практики в больницах акушеркам, психиатрам, ортопедам и другим медикам, не имеющим диплома врача. Медицинское общество усмотрело в этом снижение стандартов, высказав в своем еженедельном бюллетене предположение, что "очень скоро бойскауту со ржавым ножом позволят проводить нейрохирургические операции".

"Все водопроводчики должны минимум 140 часов в год в течение пяти лет изучать высшую математику, физику, гидравлику и начертательную геометрию".

"Производители шерстяных тканей заявляют, что, поскольку производство шерстяных материалов важно для национальной обороны, правительство должно установить квоты на импорт из-за границы".

"Говоря о том, что парикмахерам не нужно выдавать лицензии, вы хотите, чтобы напротив моей парикмахерской или в соседнем доме появился кто-то, кто не может отличить alopecia areata от acne vulgaris (Alopecia areata -- угри обыкновенные (лат.), acne vulgaris -- плешивость гнездная (лат.). -- Прим. перев.). Что мне остается думать? Что не стоило так сильно любить свою страну и нужно было уехать в Новую Зеландию?" (Из письма редактору, написанного парикмахером, который собирался уехать в Новую Зеландию после того, как побывал в этой стране в годы второй мировой войны во время своей службы в торговом флоте.)

"Президент Ассоциации пилотов авиалиний заявил, что в отрасли необходим лишь "минимум регулирования" и следует создать "зону благоразумия", которая установила бы предел для снижения цен на билеты. Согласно его утверждению, новые авиалинии, возникшие благодаря дерегулированию, ведут самоубийственные ценовые войны, подталкивающие к банкротству более старые, охваченные профсоюзным движением авиакомпании".

"Известный владелец местного центра по торговле и обслуживанию телевизоров сказал сегодня, что он приветствует государственное расследование состояния дел в сфере ремонта телевизоров, и потребовал ввести регулирование отрасли. "Мы должны избавиться от дворников, пожарных, рассыльных и других подобных дилетантов, которые обманывают людей, предлагая им услуги низкого качества по сниженным ценам", -- заявил он".

"Сенатский комитет по здравоохранению отклонил вчера законопроект, позволяющий заниматься диагностикой глазных болезней и подбирать очки в неспециализированных поликлиниках и фирмах. Офтальмологи, имеющие самостоятельную практику, утверждают, что их фактически "нанимают" их собственные пациенты. Если же офтальмолог работает в фирме, он работает на своего босса".

"Владелец Пиней-Вудской частной лечебницы и секретарь Государственной ассоциации частных лечебниц, имеющих лицензию на свою деятельность (State Association of Licensed Nursing Homes) обвинил вчера вечером Государственное управление по здравоохранению в том, что оно одобряет строительство новых частных лечебниц, не выясняя должным образом, есть ли нужда в дополнительных медицинских учреждениях и каков профессиональный уровень кандидатов. "Не имеющие профессиональной подготовки люди, в тем числе спекулянты из других районов страны, надеются получить большую прибыль", -- сказал он. -- Большой избыток больничных мест вызовет жестокую конкуренцию, и тогда частным лечебницам придется сокращать расходы на многие необходимые услуги, и это приведет к снижению качества лечения, наносящему урон и пациентам, и обществу".

И еще раз о водопроводчиках, которые ничем не хуже других, но на которых, кажется, пресса обращает больше внимания.

"Изменения, которые предлагается внести в раздел о водоснабжении городского строительного кодекса, включают требование, чтобы водопроводчик работал в качестве ученика пять лет, а не три года, как сейчас, прежде чем получит квалификацию мастера. Кроме того, ученикам нужно будет ежегодно регистрироваться у городских властей, и нельзя будет стать учеником после достижения 25 лет. Чтобы получить квалификацию, дающую право заключать контракты на строительство водопровода, необходимо будет сдать экзамен. В настоящее время кодекс требует только, чтобы водопроводчик, который хочет стать главным водопроводчиком, оформил договор (furnish bond)".

Двойственность государственной политики

Согласно старой мудрой пословице, не стоит доверять козлу стеречь капусту. Следует ли полагаться на государство в сохранении конкуренции в экономике? История государственного вмешательства в экономическую жизнь показывает, что забота об индивидуальных интересах конкурентов играла в ней, во всяком случае, не меньшую роль, чем забота о конкуренции. И это не одно и то же, хотя в наших спорах так часто и легко одно подменяется другим.

Приведенные выше случаи показывают, как государство предпринимает или вынуждено предпринимать различные действия, мешающие потенциальным продавцам предложить покупателям более выгодные условия или более привлекательные возможности. Эти действия накладывают ограничения на конкуренцию, несмотря на доводы в их защиту. Конечный результат определенных ограничений конкуренции может заключаться в сохранении конкуренции, поскольку защищается значительное число конкурентов, которые в противном случае были бы вытеснены из отрасли. Но каков бы ни был долговременный эффект в некоторых случаях, любые оценки государственной политики по отношению к конкуренции важно начать с признания одного принципа: закон, который ограничивает конкурентов, ограничивает конкуренцию.

Одно из наиболее часто приводимых оправданий таких законов состоит в том, что они сохраняют конкуренцию, предотвращая "хищнические" (predatory) действия.

Продажи по ценам ниже издержек

Согласитесь ли вы со следующими словами?

"Чтобы сохранить нашу конкурентную экономическую систему, нам нужны законы, которые запрещают нечестные действия, такие как продажи по ценам ниже издержек. Крупные фирмы могут часто позволить себе продавать продукцию по ценам ниже издержек до тех пор, пока их соперники не будут вытеснены из отрасли. Если их не будет сдерживать закон, легко может возникнуть такая ситуация, что в экономике будут властвовать лишь несколько огромных корпораций".

Очевидно, большинство американцев согласны с таким утверждением. Ибо наши законы на федеральном, местном уровне и уровне штатов изобилуют положениями, направленными на предотвращение или запрещение снижения цен. До недавних пор во многих штатах действовали законы по поддержанию розничных цен (resale-price maintenance), законы, которые позволяли (а в действительности помогали) промышленникам и розничным торговцам сотрудничать в установлении нижнего предела цен, а также преследовать в судебном порядке розничных торговцев, которые торговали по более низким ценам. Специальный федеральный закон, принятый в 1937 г., согласно которому такие действия подлежали судебному преследованию по закону Шермана, был наконец отменен в 1976 г. Но во многих штатах до сих пор действуют законы, запрещающие продажи по ценам ниже издержек, законы, которые обычно называются как-нибудь вроде "закона о нечестных действиях". И регулирующие комиссии, официально созданные для сдерживания цен, которые могут устанавливаться службами коммунального хозяйства, часто в результате навязывают им ограничения скорее на минимальный, а не на максимальный уровень цен. Это касается, например, родоначальницы всех комиссий подобного рода в Соединенных Штатах -- Межрегиональной торговой комиссии (Interstate Commerce Commission), созданной Конгрессом в 1887 г.

Совершенно очевидно, почему некоторые деловые фирмы поддерживают такого рода законодательство: они хотят получить защиту от конкурентов. Но почему не протестуют потребители и общество в целом? Кажется, люди согласны с тем, что снижение цен может привести к созданию "монополий", вытесняя из отрасли конкурентов. А монополии -- это, конечно, ужасно.

В первом абзаце этого раздела содержатся наиболее важные доводы. Насколько они обоснованны? Можно ли найти надежное оправдание законам, которые запрещают "продажи по ценам ниже издержек"? Должно быть, у вас сразу возникает множество вопросов.

Что следует включать в издержки?

Каковы те издержки, ниже которых не должны устанавливаться цены? Торгует ли в действительности кто-нибудь по ценам ниже издержек? Зачем это вообще делать человеку, заинтересованному в увеличении своего богатства?

Пример: Матильда Мадж, владелица процветающего гастронома, заказывает 1000 фунтов спелых бананов. Она получает их по цене 5 центов за фунт, т. к. оптовый торговец горит желанием их сбыть, пока они не перезрели. Мадж рекламирует необычайно низкую цену на бананы в эти выходные дни: 10 центов за фунт. Но утром в понедельник у нее остается еще 500 фунтов бананов, которые теперь становятся коричневыми. До какого уровня может Мадж понизить свою цену, не продавая по цене ниже издержек? Ответ "до 5 центов за фунт" неверен. Это необратимые издержки, следовательно, вообще не издержки. Если во вторник утром Мадж придется заплатить кому-нибудь за то, чтобы вывезти непроданные бананы, ее издержки в понедельник могут быть меньше нуля. В этом случае ей может быть выгодно раздавать бананы даром. Если ей выгодна нулевая цена, как она может быть "ниже издержек"? (Между прочим, купила ли Мадж бананы по цене ниже издержек?) Или предположим, что Мадж купила контейнер кофе: 1000 банок вместимостью 1 фунт за 750 долл. Это неизвестный сорт, и местный оптовый торговец отдал кофе за хорошую цену. Но выясняется, что ее покупатели в нем не заинтересованы. Она понижает цену до 80 центов за фунт, но все равно не может его успешно сбыть. Спустя четыре недели после покупки у нее все еще остается 987 банок с кофе, загромождающих ее полки и кладовую. Если она теперь опустит цену ниже 75 центов, будет ли она торговать по цене ниже издержек? Нет. Она не может вернуть оптовому торговцу банки, которыми она торгует, поэтому продажа каждой банки -- это сколько-то дополнительных центов в кассе, и одной банкой меньше в магазине. Настоящие издержки (relevant cost), приходящиеся на фунт кофе, вполне могут быть равны нулю. Реальные издержки -- это, конечно, предельные издержки.

Давайте рассмотрим еще один пример, а затем вернемся к Матильде Мадж. Может быть, и есть смысл в оценке издержек по производству бычка, но какой смысл в оценке отдельно издержек по производству лопаток и задних частей туши? Должна ли цена бифштексов, которые готовят из задней части говяжьей туши, покрывать издержки по производству задней части, оставляя на долю цен на жаркое издержки по производству лопаток, из которых его делают? Нелепый вопрос. Если невозможно производить задние части отдельно от лопаток, то нельзя говорить об издержках по производству одного и издержках по производству другого. Задние части и лопатки, или бифштексы и жаркое -- это совместные продукты (joint products) с совместными (joint) издержками. Мы никак не можем определить точные издержки по производству совместных продуктов или "правильно" распределить совместные издержки <если существуют способы выращивания бычков, у которых задние части будут больше, чем лопатки, или наоборот, то тогда, при соответствующих обстоятельствах, может появиться возможность разделить издержки. -- Прим. авт.>.

Но вернемся к Матильде Мадж. Можем ли мы правильно выделить издержки, связанные с продажей каждого товара в ее магазине? Подумайте, например, о ее замороженных пищевых продуктах. Какую часть издержек по содержанию и использованию морозильной камеры следует отнести на счет овощей, какую часть -- на счет китайских ужинов и какую часть -- на апельсиновый сок? Конечно, она не могла бы хранить замороженную цветную капусту, не имея морозильной камеры. Но если она сочтет прибыльным иметь и использовать морозильную камеру только ради замороженных соков, которые она может продать, и если затем у нее останется пустое место, куда она решит положить коробки с замороженной цветной капустой, для нее не будет смысла в том, чтобы относить какие бы то ни было издержки по использованию морозильной камеры на счет цветной капусты.

Ниже издержек?
Чьих издержек?
Издержек,
связанных с чем?

Преуспевающую деловую женщину (или мужчину) не интересуют вопросы распределения издержек (cost allocation), которые не имеют никакого отношения к принятию решений. Она знает, что производство -- а торговец является производителем точно в той же степени, что и промышленник -- это обычно процесс с совместными продуктами и совместными издержками. Деловую женщину интересуют дополнительные издержки, связанные с решением, и дополнительная выручка, которую можно ожидать от его осуществления, а не такие бессмысленные проблемы, как распределение совместных издержек по определенным предназначенным для продажи продуктам. Если рядом с кассой есть место для журнальной витрины, вопрос состоит в следующем: сколько ее установка добавит к полным издержкам и сколько она добавит к полной выручке? Если последняя величина больше, установка витрины имеет смысл; и журналам, которые будут продаваться, не обязательно иметь цену, которая покрывает расходы на коммунальные услуги (utilities), аренду, амортизацю кассовых аппаратов или даже на оптовые цены журналов.

Обратите серьезное внимание на выделенные слова. Журнал можно выгодно продавать по 5 центов, даже если его приобретение у оптового торговца обходится в 10 центов. Почему? Потому что журнальная выставка может привлечь новых покупателей, которых увеличивают чистую выручку, покупая другие товары. Матильда Мадж заинтересована не в чистой выручке от продажи какого-то одного товара, а в разнице между полной выручкой и полными издержками. Розничные торговцы часто торговали сигаретами не ради прибыли от продажи сигарет, а ради прибыльных продаж других товаров, которые удавалось продать благодаря торговле сигаретами. Точно так же скобяные лавки, которые торгуют поштучно болтами, винтиками и гайками, теряют на каждой продаже, но вполне окупают эти потери (или на это надеются их владельцы), создавая себе таким образом хорошую репутацию.

"Хищники" и конкуренция

Вряд ли бы стоило говорить обо все этом, если бы не распространенный миф о "продаже по ценам ниже издержек". Наши доводы свидетельствуют о том, что многие заявления о продажак по ценам ниже издержек основаны на произвольном использовании понятий "необратимые издержки" и "общие издержки". Конечно, деловые фирмы часто жалуются на продажи по ценам ниже издержек; но это связано с тем, что им не нравится конкуренция и они хотят, чтобы государство защитило их от ее суровых законов, запретив снижение цен.

Но не грозит ли конкуренции опасность, если фирмам будет позволено понижать цены так низко, как им хочется? Странно, хотя не столь уж и удивительно, что часто люди отождествляют защиту конкурентов с сохранением конкуренции. В действительности это скорее противоположности. Конкурентов обычно защищают законы, запрещающие конкуренцию, законы, которые приносят выгоду привилегированным производителям, ограничивая потребителей и непривилегированных производителей. Пугало, которое выставляют, чтобы оправдать это, -- "хищническое снижение цен", основанное на "большом мешке с деньгами".

Защита конкурентов и сохранение конкуренции -- не одно и то же.

Хищническое снижение цен означает установление цен ниже издержек, чтобы вытеснить из отрасли соперника или предотвратить появление новых соперников, а впоследствии возместить все убытки. Такова предположительно любимая тактика крупных фирм, которые могут выдержать длительные убытки или временные убытки на определенных направлениях деятельности, поскольку они обладают значительными финансовыми ресурсами -- так называемым "большим мешком с деньгами". Экономическая теория не отрицает возможности хищнического снижения цен. Но она приводит длинный список скептических вопросов, и в первую очередь все те вопросы относительно правильного определения издержек, которые мы обсуждали.

Сколько времени потребуется проводить такую политику, чтобы добиться своей цели? Чем дольше, тем больше будут краткосрочные потери фирмы-хищника и, следовательно, тем больше должны быть долгосрочные выгоды, чтобы политика себя оправдала.

Что произойдет с реальными активами (physical assets) и трудовыми ресурсами фирм, вытесненных из отрасли? Это важный вопрос, поскольку если эти активы продолжают существовать, что мешает кому-нибудь опять начать их использовать в производстве, когда фирма-хищник повысит свои цены, чтобы воспользоваться плодами своего злодейства? И если это случается, как фирма может надеяться получить выгоду от своей хищнической политики? С другой стороны, трудовые ресурсы могут рассеяться по другим видам производства, и, чтобы их заново собрать, придется затратить значительные средства.

Можно ли ожидать, что фирма-хищник сумеет уничтожить достаточное число своих соперников, чтобы обеспечить себе рыночную власть, которая ей нужна для того, чтобы получить в долгосрочном аспекте прибыли, которые бы оправдали убытки в краткосрочном аспекте? Обвинения в хищнической политике цен чаще всего выдвигались против крупных розничных магазинов и продовольственных супермаркетов (discount houses, drug chains, grocery supermarkets). Но эти продавцы сталкиваются не только с мелкими самостоятельными конкурентами: им приходится иметь дело с другими крупными розничными магазинами и другими продовольственными супермаркетами. Вероятно, "А. П." могла бы установить цены достаточно низко и поддерживать их на этом уровне достаточно долго, чтобы вытеснить из отрасли Матильду Мадж, но это бы не подействовало на "Сэйфвэй" <"Сэйфвэй" (Safe-way), "А. П." (А. Р.) -- крупные торговые фирмы, располагающие сетью супермаркетов по всей стране. -- Прим. перев.>. А руководителям "А. П." не спится по ночам не из-за Матильды Мадж, а из-за "Сэйфвэй".

Мы не отрицаем возможности хищнической политики цен в бизнесе. Документально обоснованные примеры найти трудно, но, несомненно, возможно. Однако законы о минимальных ценах делают неизбежными более высокие цены, чтобы исключить возможность более высоких цен: пример того, как известное и действительно происходящее зло используется как способ борьбы со злом возможным, о масштабах которого никто не знает. Эта сделка может быть выгодной или невыгодной для общества. Но поскольку за нее так часто выступают деловые фирмы, которые, очевидно, от этого выигрывают, следует, по крайней мере, скептически относиться к их аргументам.

"Антитрестовская" политика

В 14-й главе мы увидим, почему так часто государственное вмешательство наносит вред потребителям, уменьшая конкуренцию, несмотря на то, что потребители и конкуренция всегда легко побеждают в словесных битвах. Но местные власти, власти штатов и особенно федеральное правительство также проводят специальную политику, направленную на поддержание конкуренции. Эта политика обычно оправдывается тем, что конкуренция является эффективным координатором экономической деятельности, но для сохранения ее на должном уровне требуется некоторая государственная поддержка. Оценка этих законов, их применение и их последствия представляют интересный предмет не только для экономического анализа, но и для исторического и юридического исследования. Однако все, что мы постараемся сделать здесь, -- это поставить несколько важнейших вопросов.

Наиболее важный закон такого рода -- это закон Шермана, который часто называют Шермановским антитрестовским актом. Он был принят Конгрессом почти без обсуждения в 1890 г. (Название связано с попытками предпринимателей девятнадцатого века использовать разрешенные законом трестовские соглашения с целью предотвращения конкуренции.) Из-за всеобъемлющего характера (sweeping language) его стали называть конституцией конкурентной системы. Он запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами (interstate trade), и любые попытки монополизировать какую-то часть этой торговли. В действительности язык его столь декларативен, что это определило ограниченность его применения. В конце концов, любых двух партнеров, решивших вести совместное дело, можно было бы считать объединившимися с целью затруднить торговлю для своих конкурентов и таким образом захватить как можно большую долю в торговле для себя. Поэтому федеральные суды пришли к убеждению, что объединения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены согласно закону Шермана, только если они "неразумны" или представляют серьезную угрозу общественному благосостоянию.

Интерпретации и применение

Чтобы помочь судам в их работе по применению норм закона Шермана, Конгресс принял дополнительные законы, такие, как закон Клэйтона и закон о Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission Act), оба они вступили в силу в 1914 г. Последним законом была создана федеральная торговая комиссия как предполагаемый экспертный орган, и ей было предписано поддерживать конкуренцию, пресекая многие виды "несправедливого" поведения. Главное положение закона Клэйтона (и последующих поправок) рассматривает специально вопрос слияний, запрещая любые слияния, которые могут "значительно" ослабить конкуренцию. Но при этом остаются неразрешенными сложные и важные вопросы.

В каких случаях слияния существенно ослабляют конкуренцию? Могут ли слияния усиливать конкуренцию? Предположим, хотят слиться две сталелитейные фирмы. Это обычно называют горизонтальным слиянием. На первый взгляд, нам бы могло показаться что слияние значительно ослабит конкуренцию в отрасли, которая и так уже состоит из относительно небольшого числа очень крупных фирм. А что если они торгуют в различных географических районах? А что если они специализируются на различных видах сталелитейной продукции? А что если они обе стоят на грани банкротства, и слияние приведет к экономии, которая позволит обеим выжить?

Горизонтальное слияние:
Две нефтедобы-
вающих компании.


В последние годы много споров велось вокруг так называемых конгломератных слияний: слияний фирм, производящих совершенно разную продукцию. Если фирму, занимающуюся прокатом автомобилей (car-rental firm), приобретет производитель электротехнического оборудования, позволит ли это прокатной фрме более эффективно конкурировать с Герцем или Ависом? <Герц (Hertz) и Авис (Avis) -- крупнейшие американские фирмы, занимающиеся организацией проката автомобилей и различных видов оборудования. -- Прим. перев.> Ведет ли это к установлению особых отношений между производителем оборудования, его поставщиками и прокатной фирмой, которые прочно занимают часть рынка аренды автомобилей и таким образом уменьшают конкуренцию? Ведут ли конгломератные слияния к концентрации финансовой власти, что опасно и нежелательно вне зависимости от их влияния на конкренцию?

Конгломератное слияние:
Нефтеперераба-
тывающая компания и сталелитейный завод.


А как насчет вертикальных слияний, слияний между фирмами, которые до этого находились друг с другом в отношении поставщика и покупателя, как в случае приобретения универсамом предприятия пищевой промышленности? Приведет ли это скорее к росту эффективности или к уменьшению конкуренции, лишив других предпринимателей в пищевой промышленности возможностей продавать свою продукцию?

Вертикальное слияние:
Нефтеперераба-
тывающая компания и сеть бензозаправочных станций.

Что следует расценивать как запрещенные законом методы нечестной торговли? Если крупная фирма требует у своих поставщиков скидку, будет ли это нечестным? Если поставщики одним покупателям предлагают скидки, а другим -- нет, будет ли это нечестным? А как насчет всего того, что касается рекламы? Имеют ли крупные фирмы несправедливые преимущества в рекламе, преимущества, которые усиливаются благодаря рекламе? Должна ли реклама быть правдивой, чтобы быть честной? Конечно, должна, почти по определению. Но что такое правда, вся правда и ничего, кроме правды? Любой, кто размышляет над этой проблемой серьезно или в течение долгого времени, вынужден признать, что регулирование "ложной" рекламы Федеральной торговой комиссией неизбежно заставляет комиссию заниматься решением сложных вопросов о целях и эффективности рекламы и выносить большое число суждений, которые оказываются совершенно произвольными.

И мы все время возвращаемся к исходной проблеме: ограничения, накладываемые на конкурентов, уменьшают их возможность конкурировать. Конкуренция -- это по существу предложение дополнительных возможностей, а дополнительные возможности означают более широкий выбор и, следовательно, большее богатство. Но способ, посредством которого фирма расширяет перечень предлагаемых ею возможностей, может по прошествии короткого или длительного промежутка времени уменьшить перечень возможностей, которые способны предложить другие фирмы. При каких обстоятельствах желательно государственное ограничение конкурентных усилий одной фирмы ради конкурентной ситуации в больших масштабах или в длительной перспективе? Важно помнить, что наиболее эффективное давление на государственную политику по большей части оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защитить себя от суровых законов конкурентной жизни.

Диапазон различных мнений

Может быть, вся система "антитрестовского" законодательства скорее ограничивает, а не поддерживает конкуренцию? Есть люди, которые приходят к такому выводу. Есть и другие (часто кажется, что их особенно много среди экономистов), кто сохранил бы закон Шермана и запрещающие слияния положения закона Клэйтона, а также избавился бы от всего остального. Некоторые из них заявляют, что законы Шермана и Клэйтона внесли важный вклад в сохранение конкурентной экономики. Другие заявляют, что они могли внести гораздо больший вклад, если бы всерьез следили за их соблюдением. Еще некоторые рассматривают их в лучшем случае как безобидную риторику, в худшем -- как оружие, которое в руках невежественных политических деятелей может принести экономике много вреда.

Автор твердо убежден, что он не знает, кто прав. Несомненно, "антитрестовская" политика полна противоречий, ситуаций, где правая рука не знает, что делает левая. Государственные законы редко поддерживают конкуренцию; гораздо чаще они скорее поддерживают интересы защитников конкурентов, чем защитников конкуренции. И за мухой, кажется, часто не замечают слона, проводя в жизнь на федеральном уровне закон Шермана и положения закона Клэйтона, запрещающие слияния. Фирмы, которые не способны эффективно конкурировать, предлагая своим клиентам продукцию лучшего качества по более низким ценам, иногда, ссылаясь на антитрестовские законы, требуют от суда повысить цены или понизить качество продукции их конкурентов. С другой стороны, существование закона Шермана, с его громким осуждением тайных сделок об установлении фиксированной цены, возможно, препятствовало развитию в нашей стране картельных соглашений, которые так часто возникали в Западной Европе и Японии. Экономист Джордж Стиглер однажды сказал, что "призрак сенатора Шермана является неофициальным членом совета директоров каждой крупной компании". Это утверждение никогда не сможет выдержать проверки на научную достоверность, но ведь хорошая история и чистая наука -- это далеко не одно и то же.

На пути к оценкам

Выводы, которые мы приведем в конце, намного скромнее тех вопросов, с которых мы начали. Их только два.

Ограничения, накладываемые на потенциальных конкурентов, сокращают набор и уменьшают доступность благ-заменителей, а также предоставляют продавцам больше возможностей для увеличения своего собственного богатства, отказывая другим в этимх возмоностях. Конкуренция -- это процесс, а не состояние дел. Другими словами, конкуренцию можно увидеть только на кинолпленке, но не на неподвижных фотографиях. Например, тот факт, что цена некоторого блага аболютно одинакова у всех продавцов, абсолютно ничего не говорит от том, достаточно ли конкурентна отрасль, в которой производится это благо .Важный вопрос состоит в том, каким образом все эти цены стали одинакомыми. На удивление часто случается, что даже общественные деятели, которым следовало бы лучше в этом разбираться, делают вывод об отсутствии конкуренции на основании единообразия цены. Самый легкий способ излечиться от подобной ошибки -- это вспомнить, что все фермеры, выращивающие пшеницу, назначают одинаковую цену.

Еще одно замечание состоит в том, что неудовлетворительную ситуацию нужно сравнить с теми более желательными ситуациями, которые действительно достижимы. Сравнение неидеальной ситуации с идеальной, но недостижимой -- ошибочно. С изменением рыночных структур связаны такие издержки, как расходы на проведение расследования. возбуждение судебного иска, вынесение судебного решения и его исполнение в соответствии с антитрестовскими законами. Только в случае, если эти предельные издержки меньше предельных выгод, можно утверждать, что наше благосостояние возросло бы, если бы мы возбудили судебный процесс, чтобы уменьшить рыночную власть ценоискателей, предотвратить слияние фирм или чтобы запретить поведение, которое постепенно может ослабить конкуренцию.

Повторим вкратце

Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. Конкуренция происходит в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.

У конкуренции больше форм, чем мы можем перечислить, и обычно больше форм, чем могут предусмотреть и предотвратить конкуренты.

Поскольку конкуренция имеет тенденцию прераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных успехов в софистике.

Фирмы часто обвиняют своих конкурентов, внутренних или зарубежных, в том, что они "торгуют по ценам ниже издержек", и обращаются к государству с призывами предотвратить такие "хищнические" действия. Большинство таких обвинений имеет смысл, только если в них идет речь об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения. Они имеют иной смысл, если вспомнить, что продавцы, как правило, предпочитают меньше конкуренции.

Представлять государство Защитником конкуренции от Хищных монополий -- означает, вероятно, выдавать желаемое за действительное. Федеральные, местные власти и власти штатов создали и сохраняют для многих фирм специальное привилегированное положение, в результате чего ограничивается конкуренция и сокращаются возможности потребителей.

Правильная и взвешенная оценка значительного числа законов, постановлений комиссий и юридических норм, которые составляют федеральную антитрестовскую политику, еще не опубликована.

Конкуренция -- это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов. Но людям не кажется столь же очевидным, что конкуренция также невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Как бы вы объяснили тот факт, что, хотя, по мнению многих наблюдателей, в американской экономике ослабевает конкуренция, каждая деловая фирма настаивает на том, что она сталкивается с напряженной конкуренцией?

2. Найдите рабочее определение "олигополии", приведенное в тексте. Согласно этому определению являются ли олигополистами производители сигарет? Являются ли олигополистами владельцы бензозаправочных станций в небольшом городке? Назовите некоторых других продавцов, которые и являются, и не являются олигополистами в соответствии с этим определением.

3. Попытку продавцов сделать свой продукт более привлекательным для потребителей иногда называют дифференциацией продукта.

  • а) Является ли дифференциация продукта расточительством, когда она навязывает продавцам издержки большие, чем выгоды, получаемые покупателями? Придумайте случаи, когда она может быть расточительной в этом смысле, и другие случаи, когда это не так.
  • б) Оцените следующее рассуждение: "Новые шаги, предпринятые продавцами с целью дифференциации своих продуктов, являются расточительными с точки зрения общества, т. к. они связаны с высокими предельными издержками и низкими предельными выгодами. Но это только означает, что производители уже воспользовались дешевыми и приносящими большую выгоду способами дифференциации продукта; это не свидетельствует о том, что весь процесс дифференциации продукта является расточительным".

4. В ходе опроса, проведенного в 1982 г. нью-йоркским рекламным агентством, выяснилось, что многие потребители считают, что в продаже имеется слишком много различных сортов некоторых категорий продуктов. Например, 72% опрошенных потребителей считали, что существовало слишком много сортов сухих хлопьев, и 60% считали, что существовало слишком много сортов мыла. "Слишком много" -- сколько это, с вашей точки зрения, если вы точно знаете, чего вы хотите? А "слишком мало" -- сколько это, если вы не можете найти то, что вы ищете? (Описание опроса Баттена, Бартона, Дерстайна и Осборна (Batten, Barton, Durstine, and Osborn) приводится в номере "Уолл-стрит джорнэл" от 22 апреля 1982 г.)

5. Почему эффективное соглашение между продавцами о фиксированной цене должно включать в себя такие ограничения на продажи, как лимитирование выпуска или географический раздел территории, где могут осуществляться продажи?

6. Эта задача составлена для того, чтобы помочь вам оценить радости и горести, связанные с созданием картелей.

Пусть D на рис. 10А -- это спрос на нефть, а МС -- сумма кривых предельных издержек всех производителей нефти. (Пока не обращайте внимания на прямую, обозначенную Н.)


Рисунок 10А. Рыночный прос на нефть и суммарные кривые
предельных издержек производителей.

  • а) Если производители нефти являются ценополучателями, поскольку их тысячи и у них нет эффективного картельного соглашения, почему цена нефти будет стремиться к 9 долл за баррель? Что произойдет, если цена будет значительно выше или ниже 9 долл. ?
  • б) Теперь предположим, что одна фирма устанавливает контроль над всеми действующими нефтяными скважинами и, следовательно, получает возможность контролировать цену посредством контроля над выпуском. Сколько миллионов баррелей в день (млн. б/д) будет производиться, если цель заключается в максимизации чистой выручки? Какая цена будет установлена?
  • в) Слегка изменим предыдущее предположение. Нефтяные скважины остаются в собственности и под контролем тысяч первоначальных владельцев, но каждый владелец дает согласие продавать только по цене, определяемой Организатором цен для Эксплуатации потребителей (ОЦЭП) <По-английски при сокращении получается ОПЕК (OPEC -- Organizer of Prices to Exploit Consumers), т.е. аббревиатура звучит так же, как сокращенное название Организации стран -- экспортеров нефти. -- Прим. перев.>. Этого агента нанимают производители нефти, чтобы он определил и объявил цену на нефть, которая будет самой выгодной для всех производителей нефти. ОЦЭП объявляет, что следует установить цену 29 долл. за баррель. Что должно произойти, если эта цена будет поддерживаться?
  • г) Почему отдельные производители нефти хотят продать, каждый в отдельности, количество нефти, которое в сумме дает величину намного большую, чем 13 млн. б/д?
  • д) как может ОЦЭП предотвратить расширение выпуска за пределы 13 млн. б/д и, вследствие этого, снижение цены нефти? Если ОЦЭП установит квоты на производство для каждого отдельного производителя нефти, каким образом может он гарантировать, что все производители согласятся, что их квоты "справедливы"? Каким образом может он гарантировать, что индивидуальные производители не превысят свои квоты?
  • е) Можно ли предполагать, что кривая спроса на нефть, установившаяся при устойчивой цене нефти в 9 долл. за баррель, не изменится, когда цена нефти поднимется до 29 долл. за баррель, и, согласно ожиданиям, будет оставаться на этом знаительно более высоком уровне в течение ряда лет? Какого рода события могут изменить спрос с течением времени? Какое влияние это будет иметь на производителей нефти, которые создали ОЦЭП?
  • ж) Серьезная угроза благосостоянию производителей нефти -- членов ОЦЭП -- будет, вероятно, исходить от новых производителей, привлеченных в отрасль успехом ОЦЭП в повышении цены нефти. В случае с реальной ОПЕК (Организацией стран -- экспортеров нефти) продажи 13 стран-участниц сократились между 1980 и 1985 гг. с 30 млн. б/д до менее чем 15 млн. б/д отчасти в связи с уменьшением совокупного спроса, но главным образом в результате увеличения производства не-членами ОПЕК. Предположим, что H представляла спрос на нефть ОПЕК в те счастливые дни, когда картель начинал функционировать. Сравните цену, выпуск и полную выручку членов ОПЕК, когда спрос представлен кривой Н, с ценой, выпуском и полной выручкой, когда спрос представлен кривой D, -- даже если исключить возможность "плутовства" членов картеля.

7. При анализе предыдущего вопроса возникает интересная проблема: почему Организации стран -- экспортеров нефти удавалось так успешно и в течение длительного времени повышать мировую цену нефти? Важнейшая часть любого ответа содержится в понятии предельных издержек производства и продажи нефти. Издержки по добыче нефти из разведанного месторождения могут быть очень и очень низкими, столь низкими, что ими практически можно пренебречь. Но реальные предельные издержки -- это издержки по добыче и продаже. В 70-е годы многие уважаемые люди предсказывали, что, поскольку спрос на нефтепродукты очень неэластичен, а мировые запасы быстро истощаются, цена барреля может к концу столетия вырасти до 1000 долл. за баррель. Как ожидания таких необычайно высоких будущих цен влияют на ценность альтернатив продаже нефти в настоящее время? Как такие ожидания помогли бы ОПЕК разрешить проблему "плутовства"? Почему эти непомерные ожидания, которые так часто высказывались в 70-е годы, исчезли в середине 80-х годов?

8. В некоторых штатах были законодательно установлены минимальные цены на спиртные напитки, продаваемые в розницу. Считаете ли вы, что это устраняет конкуренцию между розничными магазинами, торгующими спиртными напитками? Как вы считаете, почему розничные торговцы в таких штатах часто бесплатно дают взаймы посуду клиентам, которые ждут гостей?

9. Все маклеры по операциям с недвижимостью в одном районе обычно назначают одинаковый комиссионный сбор за продажу дома, определенный процент от продажной цены, который устанавливается некоторой ассоциацией и которого придерживаются все маклеры по операциям с недвижимостью как "этической нормы" поведения.

  • а) Почему было бы неэтично, если бы маклер предложил вам уплатить 5, а не 6% за продажу вашего дома? По отношению к кому это было бы неэтично?
  • б) Как маклеры по операциям с недвижимостью конкурируют друг с другом?
  • в) Можно ли ожидать, что в отрасли будет слишком много фирм, если в ней удастся зафиксировать на высоком уровне минимальную цену на ее продукт? По вашему мнению, занимается ли маклерским делом по операциям с недвижимостью излишне много людей? Какие доказательства можно использовать при ответе на этот вопрос?

10. В журнале "Гарвард Бизнес Ревью" были опубликованы данные опроса, в ходе которого бизнесменов просили описать неэтичное поведение в их собственной отрасли, которое они больше всего хотели бы видеть устраненным. Из отвечавших 62% упомянули "нечестное установление цен", "нечестную рекламу", "нечестные методы конкуренции" или "обман клиентов". Как вы можете объяснить эти ответы? Как бы вы определили поведение, которое они осуждают?

11. Внимательно прочитайте тот абзац в тексте, где приводится жалоба владельца частной лечебницы. Сколько неверных или вводящих в заблуждение утверждений можете вы насчитать в этом абзаце?

12. Законодательные власти крупного штата недавно рассматривали законопроект, который обязывает все бакалейные лавки и продовольственные магазины, торгующие спиртными напитками, обеспечить отдельные входы в свои отделы, где продаются спиртные напитки. Сторонники законопроекта утверждали, что это необходимо, чтобы подростки не заходили в отделы, торгующие спиртными напитками. Как вы думаете, какое лобби поддерживало этот законопроект? Почему?

13. В исследовании, проведенном несколько лет назад, отмечалось, что в густонаселенном штате на Среднем Западе при выдаче лицензий представителям 73% лицензируемых профессий предъявлялось такое требование, как "хороший характер". Почему? Как можно определить хороший характер? Кто может лучше всего определить, обладает ли содержатель похоронного бюро достаточно безупречным характером, чтобы выдать ему лицензию ?

14. Городской совет Сиэтла прекратил в мае 1979 г. устанавливать оплату проезда на такси. С тех пор несколько раз предпринимались усилия, чтобы заставить Совет возобновить регулирование. Будете ли вы удивлены, узнав, что эти усилия финансируются и поддерживаются владельцами такси? Верите ли вы их утверждению; "Мы делаем это, чтобы оградить людей от надувательства"?

15. Бывший директор компании АТТ засвидетельствовал в августе 1961 г. во время антитрестовского процесса, что АТТ пыталась предупредить возможность конкуренции со своей системой "бэлл" скорее для того, чтобы сохранить качество обслуживания, чем для защиты своей прибыли. Удивляет ли вас такое заявление? Думаете ли вы, что это правда?

16. В письме, опубликованном 10 марта 1982 г. в "Уолл-стрит джорнэл", утверждалось, что "в интересах общества... сохранение экономического регулирования в отрасли автомобильных перевозок". В письме, подписанном президентом Американской ассоциации грузовых перевозок (American Trucking Association), утверждалось, что коллективное установление платы за перевозку и ограничения на доступ необходимы, чтобы предотвратить ненадежное обслуживание, концентрацию в отрасли, прекращение обслуживания небольших городов, хищническое установление цен и дискриминацию в отношении мелких грузоотправителей и небольших городов. Удивляет ли вас то, что члены Американской ассоциации грузовых перевозок хотят, чтобы государство регулировало их деятельность с тем, чтобы они не действовали во вред интересам общества?

17. Президент окружного медицинского общества во Флориде предупредил местных врачей, что если они поместят даже небольшое рекламное объявление в рекламных листках, они будут "немедленно вызваны в исполнительный комитет местной ассоциации, чтобы объяснить свои действия". Он добавил от своего имени, что использование жирного шрифта в рекламном разделе телефонной книги представляет "непрофессиональное поведение".

  • а) От какого врача меньше всего можно ожидать, что он захочет воспользоваться рекламой? Какие врачи скорее всего захотят воспользоваться рекламой?
  • б) В чем состоит интерес клиента в этом деле? Можно ли ожидать, что использование врачами рекламы приведет к улучшению или ухудшению обслуживания пациентов?

18. Сторонник государственного регулирования деятельности косметологов и парикмахеров в штате Вашингтон заявил, что косметологическое агентство штата получило в прошлом году выручку в размере 756.805 долл., потратив в то же время только 589.014 долл., и, таким образом, обеспечило штату чистый доход. Возникают ли при этом какие-либо дополнительные издержки, связанные с деятельностью агентства?

19. Когда законодательные власти штата Вашингтон обсуждали в 1981 г. законопроект, который позволил бы офтальмологам назначать некоторые виды глазных капель во время осмотра глаз, 50 офтальмологов обрушились на Капитолий с требованиями отклонить законопроект. Председатель государственной Академии офтальмологии сказал репортеру; "Для нас в этом нет никакой экономической выгоды". Единственной заботой офтальмологов было то, что если законопроект будет принят, "большему количеству людей будет нанесен вред в результате неправильного использования лекарств". Верите ли вы, что все эти 50 медицинских специалистов на день отказались от своей практики, чтобы оказать давление на законодательную власть, исключительно из-за заботы об общественном здоровье?

20. В январе 1983 г. апелляционный суд США отменил решение суда более низкой инстанции о том, что компания АТТ применяла практику "хищнических цен" против корпорации "Эм Си Ай Комьюникейшнз", устанавливая "ниже издержек" оплату некоторых видов своих услуг междугородной связи. Вернитесь к вопросу 1 в гл. 5 и внимательно прочитайте объяснение АТТ о том, сколько "стоит" междугородный звонок. Готовы ли вы утверждать, что любая цена ниже 68,9 цента за первую минуту свидетельствует об установлении цен ниже издержек? Как бы вы определили, установлены ли определенные ставки оплаты за междугородные звонки выше или ниже издержек?

21. В июне 1983 г. Департамент юстиции США согласился приостановить действие обязательства, которое было получено от компании "Сэйфвэй" 25 лет назад и по которому "Сэйфвэй" запрещалось торговать по ценам ниже ее издержек по приобретению продовольственных продуктов или по "неразумно низким ценам", которые могли быть выше издержек. Обязательство было результатом правительственного иска, в котором "Сэйфвэй" обвинялась в продажах по ценам ниже издержек в качестве попытки монополизировать рынок розничной торговли пищевыми продуктами в Техасе и Нью-Мексико.

  • а) Какова вероятность того, что "Сэйфвэй" или кому-нибудь другому удалось бы монополизировать рынок розничной торговли пищевыми продуктами в двух штатах?
  • б) Приписываемая "Сэйфвэй" попытка установить монополию привела к снижению цен для покупателей. Кто, по вашему предположению, жаловался в Департамент юстиции на поведение "Сэйфвэй"?
  • в) Какой способ следует использовать для определения издержек, связанных с различными пищевыми продуктами? Продает ли розничный торговец бумажные пакеты ниже издержек, когда он бесплатно предоставляет их покупателям? "Субсидирует" ли (cross-subsidizing) розничный торговец бумажные пакеты? (Более подробно о "субсидировании" см. ниже вопрос 24, особенно часть "д".)

22. Какие из следующих продуктов продаются по ценам ниже издержек? С какими другими продуктами они конкурируют? "Несправедлива" ли эта конкуренция?

  • а) Кофе, бесплатно предлагаемый банком своим клиентам.
  • б) Столько чашечек кофе после обеда, сколько попросит посетитель дорогого ресторана, без дополнительной платы.
  • в) Рекламные телевизионные программы.
  • г) Безалкогольные напитки во время авиарейса.
  • д) Катушка с фотопленкой (a roll of film), которая вручается каждому взрослому посетителю пиццерии в первую неделю после открытия.

23. Три элемента, которые должны присутствовать, если фирма вовлечена в установление хищнических цен, -- это установление цен:

1) ниже издержек, 2) с целью уничтожить соперников и 3) с намерением впоследствии поднять цены, чтобы возместить потери. Какие факторы затрудняют совершение последнего шага в этом процессе? При каких обстоятельствах его можно относительно легко сделать? Можете ли вы привести какие-то примеры, имевшие место в действительности?

24. Вот упрощенная задача о "хищническом установлении цен", чтобы помочь вам получить более ясное представление о некоторых проблемах.

Спрос на услуги по перевозке грузов железнодорожной компании "Мидвестерн" представлен кривой В на рис. 10В. Предельные издержки компании по перевозке грузов составляют 1 долл. за тонно-милю. Кроме своих предельных издержек компания ежемесячно расходует 480.000 долл., чтобы покрыть все те издержки, на которые не влияет объем перевозок железной дороги: налоги на собственность, ипотечные платежи за оборудование (mortgage payments on equipment), большая часть зарплаты, жалованья и т.д.


Рисунок 10В. Спрос на транспортные услуги железнодорожной компании "Мидвестерн"

  • а) Если "Мидвестерн" установит предельные издержки, равные предельной выручке, чтобы максимизировать чистую выпучку от эксплуатации железной дороги, какую плату она установит за тонно-милю? Сколько тонно-милей груза она будет перевозить в месяц? Какие потери она будет нести ежемесячно?
  • б) Теперь предположим, что кривая спроса выше 2 долл. -- это исключительно спрос производителей угля, а спрос ниже уровня 2 долл. исходит исключительно от грузоотправителей зарна. Если "Мидвестерн" установит различную плату за перевозку угля и за перевозку зерна, какую плату ей нужно будет установить в каждом случае, чтобы максимизировать чистую выручку? Сколько тонно-милей угля и зерна, соответственно, "Мидвестерн" будет перевозить каждый месяц? Чему теперь будут равны ее полные издержки и полная выручка?
  • в) Предположим, что до установления отдельной и более низкой цены за перевозку зерна компании, занимающиеся транспортными перевозками по рекам Огайо, Иллинойс и Миссисипи, назначали за перевозку зерна 2 долл. за тонно-милю. Почему они будут огорчены, узнав о политике двойной цены компании "Мидвестерн"? Если они захотят выступить с протестом против назначения компанией "Мидвестерн" цены "ниже издержек", какие доказательства они могут привести в подтверждение своей жалобы? Чему равны "полные издержки" "Мидвестерн" по перевозке одной тонно-мили груза?
  • г) Если "Мидвестерн" перевозит зерно по цене "ниже издержек", "субсидирует" ли она зерно, используя "избыточную прибыль" ("excess profits"), полученную от эксплуатации производителей угля? Или уголь она тоже перевозит по цене "ниже издержек"? Как удается "Мидвестерн" получать положительную чистую выручку, назначая "ниже издержек" плату за перевозку всех видов груза? (Чтобы прояснить ситуацию, вы могли бы нанести на график полные издержки "Мидвестерн", приходящиеся на единицу груза, и затем отметить, как соотносятся цена и издержки в случае проведения политики единой цены, и затем в случае политики двойной цены.)
  • д) Если бы вы были членом регулирующей комиссии, в обязанности которой входит предотвращение как эксплуатации грузоотправителей, так и хищнической политики цен, направленной на конкурентов, но в то же время забота о прибылях железной дороги, одобрили бы вы или осудили политику двойной цены компании "Мидвестерн"?

25. Принятый в 1980 г. Закон о железных дорогах Стэггерса (the Staggers Rail Act) значительно сократил полномочия Федеральной торговой комиссии (the Interstate Commerce Commission) по контролю над платой за перевозку, которую железные дороги назначают грузоотправителям.

  • а) Президент Национальной ассоциации угольных промышленников (National Coal Association) осудил систему, "позволяющую железным дорогам назначать любую плату, которую только может вынести транспорт", и призвал к возобновлению ее регулирования. Однако многие другие грузоотправители приветствовали значительное ограничение регулирования железных дорог. Почему добытчики угля могли выступить за регулирование оплаты, в то время как большинство других грузоотправителей выступают против нее?
  • б) В одном из проведенных в 1983 г. исследований ценовой эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозке зерна в штатах "зернового пояса" коэффициент эластичности был оценен как 3,75, Какова природа конкуренции, которая создает такую высокую эластичность?
  • в) Как вы думаете, что бы произошло, если бы железные дороги, линии речных перевозок и автотранспортные фирмы в нашей стране могли устанавливать свою плату за перевозки, независимо от государственного регулирования: "разорение клиентов" (более высокие цены) или "разорительное снижение цен" (более низкие цены)? Происходит ли это в других областях экономики, где цены не регулируются государственными органами, -- например, в торговле пищевыми продуктами или автомобилями?

26. Каково различие между снижением цен с целью привлечь больше клиентов и снижением цен с целью установить монополию?

27. Сотрудники Федеральной торговой комиссии пытались (безуспешно) в 1980 г. обеспечить поддержку антитрестовским делам, где не усматривается "злонамеренность" обвиняемого ("no-fault" antitrust cases). При таком подходе правительству не пришлось бы доказывать, что крупная фирма своим поведением нанесла вред конкуренции, а только то, что фирма в действительности контролирует большую часть рынка. Способствовало бы это или препятствовало конкуренции?

28. Поразмышляйте над утверждением, высказанным экономистом Адельманом: "Полезным, хотя и не точным показателем интенсивности конкуренции... является негодование неудачливых конкурентов". Как бы вы оценили утверждения других фирм в отрасли по производству конторского оборудования, что ИБМ ведет нечестную конкурентную борьбу?

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019