27 август 2020
Либертариум Либертариум

Особенности регулирования рынка ценных бумаг

Написано в рамках подготовки Концепции развития рынка ценных бумаг. Указывается на важность саморегулирования. Приводятся типичные ошибки регуляторов рынка ценных бумаг, необоснованно вводящих различные ограничения.

Рынок ценных бумаг в мире является одним из наиболее регламентированных рынков. Сложность отношений на рынке, его массовость, присущий рынку риск, интересы безопасности участников заставляют вводить многочисленные нормы и правила, учреждать различные регулирующие институты.

Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства.

При отсутствии регулирования или, наоборот, чрезмерном регулировании рынка его ликвидность становится крайне мала, капитализация падает, в результате немногие сделки заключаются за пределами страны или на нелегальном сегменте рынка. Главная задача рынка - сбор и перераспределение частного капитала - при этом перестает решаться.

Нужно различать несколько типов ошибок регуляторов.

Самой распространенной ошибкой даже на развитом рынке ценных бумаг является введение норм, чрезмерно увеличивающих цену регулирования - затраты времени и денег участников рынка на выполнение требований регуляторов, чаще всего заполнение излишних форм отчетности, или обеспечение каких-либо избыточных процедур. Хотя часто это делается для защиты инвесторов, стоимость такого регулирования ложится в конечном счете на их же плечи. Также при этом уменьшается ликвидность рынка, поскольку растет цена каждой сделки, и часть сделок становится совершать невыгодно - число сделок на рынке становится меньше, меньше желающих продать и купить бумаги. С этими ошибками борются введением специальных государственных органов, которые относительно независимы от регуляторов и осуществляют мониторинг стоимости издаваемых норм как для государственных регуляторов, так и саморегулируемых организаций.

Для существования рынка ценных бумаг в переходной экономике необходимо упомянуть опасность мер, не просто уменьшающих ликвидность рынка, а ведущих к национальным катастрофам - падению рынка, маргинализации рынка и т.д. Наиболее опасны в этом отношении идеи регулирования, находящиеся в оппозиции к самой природе рынка ценных бумаг:

  • различные ограничения на обращение конкретных ценных бумаг, не предусмотренные эмитентом;
  • регулирование уровня цен размещений и сделок;
  • регулирование уровня комиссий посредников;
  • работа государственных операторов на корпоративном рынке ценных бумаг (эти операторы могут приводить к появлению неравновесных цен);
  • отмена результатов приобретений ценных бумаг;
  • регулирование конкурентных отношений (т.е. определение "оптимального" числа профессионалов рынка, инвесторов, эмитентов);
  • государственные гарантии для рисков рынка ценных бумаг и т.д.
К сожалению, привести все возможные ошибки этого сорта просто невозможно. Такие ошибки предотвращаются только гласным обсуждением соответствующих проектов среди специалистов и экспертов.

При установлении оптимального уровня регулирования нужно обязательно учитывать, что чувствительность рынка ценных бумаг к изменениям условий его функционирования чрезвычайно велика, а время реагирования - крайне мало. Любые негативные процессы на рынке ценных бумаг - резкие скачки цен, падение ликвидности, падение капитализации - могут происходить в течение буквально нескольких минут после появления влияющих на рынок событий (так называемый "биржевой ветер").

Эти особенности рынка ценных бумаг не позволяют регулировать его традиционными методами, как, например, банковскую систему. Многовековая международная практика рынка ценных бумаг выработала некоторые типовые решения, предотвращающее излишнее регулирование, и делающие регулирование более точным и приближенным к истинным потребностям рынка - т.е. потенциально увеличивающим его ликвидность.

Прежде всего, это применение практики саморегулирования - особой формы государственного регулирования, в которой часть функций по регулированию конкретных участков рынка выполняют аппараты, находящиеся под двойным контролем - государства и участников рынка.

Другая практика - это такой стиль регулирования, при котором для решения различных проблем формируются рабочие группы и проектные команды из представителей различных государственных органов, саморегулируемых организаций, участников рынка, других лиц, которые способны внести адекватный вклад и личную экспертизу. Одной из постоянных рабочих групп, реализующих эту практику является Экспертный совет при Комиссии по рынку ценных бумаг.

Обязательно нужно отметить гласность обсуждения проектов нормативной базы, которые готовят для принятия регуляторы рынка. Эта практика не только позволяет уменьшить число возможных ошибок регулирования, отрицательно влияющих на ликвидность рынка, но и позволяет уменьшить издержки на внедрение норм, ибо участники рынка готовятся к переходу на новые нормы заблаговременно, и переход на эти новые нормы не так сильно влияет на рынок.

Вложения граждан в виде ценных бумаг дают возможность сочетания функций сбережения и приумножения средств, при одновременном снабжении экономики необходимыми инвестициями. Для того, чтобы реализовать эти функции, ценную бумагу нужно продать или купить.

Ликвидность ценных бумаг, находящихся в руках инвесторов, зависит от множества причин, среди которых не последнее место занимают издержки системы обращения ценных бумаг, цена регулирования, способ организации рынка и другие причины, находящиеся вне влияния или выбора инвестора. Например, инвестор, как субъект рынка ценных бумаг, не может повлиять на регулятора, который принимает нормы, уменьшающие ликвидность рынка. Эмитенты тоже не могут влиять на эти решения. Инвесторы при этом теряют свои сбережения, эмитенты также будут иметь большие трудности при получении капитала на менее ликвидном рынке. Конечно, политику такого регулятора, уменьшающего своими действиями ликвидность рынка, нельзя назвать соответствующей интересам финансовой безопасности инвесторов, способствующей увеличению капитализации рынка, и, следовательно, такая политика будет противоречить государственным интересам.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020