27 июнь 2017
Либертариум Либертариум

Школа для тех, кому больше всех надо

В данной статье описывается осуществляемый в настоящее
время автором и его коллегами образовательный проект "Лига Школ имени парадоксов Москвареля". "Лига Школ имени парадоксов Москвареля" (в дальнейшем Школа) - государственное общеобразовательное учебное заведение для одаренных детей 12-17 лет, формирующее будущих лидеров интеллектуальной, творческой и государственной элиты России.

Первый набор в школу будет проводиться летом 1994 года, но многие концептуальные, методические и организационные положения были внедрены и проверены сотрудниками Школы в их педагогической деятельности в течение ряда последних лет.

Наша Школа для тех, кому "больше всех надо", для тех, кого пытаются "остановить" словами: "Ты что самый умный?". А они эти "самые умные" -- иначе не могут и страдают от невозможнсти самореализоваться.

Если цель Школы формулировать подчеркнуто амбициозно и рассматривать как идеальное стремление, а не как результат, который должен быть достигнут, то она может быть обозначена так: "Хотя бы треть выпускников при их жизни или после смерти будут увековечены в энциклопедиях".

Итак, Школа для тех, кому "больше всех надо".

Для выполнения Школой своей задачи, мне кажется, необходимо выполнение ряда взаимосвязанных условий.

1. Исключительно специфический кадровый состав

Изюминкой требований к большой части преподавателей является: они -- "писатели", а не "читатели" или в другой терминологии "авторы", а не "пользователи". Подчеркну, что при этом они должны еще и учиться сами: собственный профессиональный (педагогический) рост, способствование процессу интеграции знания (аспект научной деятельности Школы), обучение непрерывной тяге к учебе собственным примером (творчество заразительно).

Особый акцент на умение и желание "возиться" с детьми для большинства постоянных преподавателей Школы. Наличие сотрудников, в обязанности которых в очень большой степени входит общение с детьми.

Важной задачей является соблюдение правильного (факторов, определяющих правильность много, я их не привожу) баланса между преподавателями, которые "живут в школе", только преподают, только общаются, больше "писатели", чем педагоги или больше педагоги, чем "писатели" и т.п. Отмечу здесь одно наблюдение: этот баланс разный для разных параллелей, для разных предметов (или групп предметов) и т.п.

К остальным сотрудникам требование -- быть творческими и порядочными людьми, поскольку любой взрослый человек в Школе тем или иным образом влияет на учащихся.

Самое принципиальное условие: в Школе должно быть интересно взрослым. Только тогда в Школе будет интересно и детям.

2. Исключительно специфический внутренний климат

Творчество и поиск должны пронизывать всю сущность Школы каждую секунду. В Школе может быть только одна догма, звучащая парадоксально: "Никаких догм!". Это порождает постоянно нестабильное состояние всего и вся, что, безусловно, утомительно.

Однако эта нестабильность процесса творческого поиска должна сочетаться с фундаментом исключительно устойчивым и стабильным:

а) это неформальные человеческие отношения в Школе. Эти отношения в высшей степени плодотворно влияют на образовательный процесс (не говоря о воспитательном). Важную роль играет то, что отношения в Школе основаны в первую очередь на доверии;
б) это фетишизация договорных (устных !!!, а письменных попутно) отношений; отношение ко всем участникам процесса жизнедеятельности Школы (и детям, и взрослым) как к сотрудникам, соратникам, коллегам. Последнее, в частности, определяет стартовый возраст учащихся;
в) это внутренняя законность, право (Конституция Школы и Регламент Школы) и, надеюсь, традиции Школы, практически исключающие субъективизм в деловых отношениях, защищают от предвзятости и прочих, угнетающих личность факторов.

3. "Штучное" образование

Реальная, а не на словах, индивидуальная работа с каждым учащимся. Какой-либо общепринятой специализации у Школы нет. Но высококачественное образование требуют индивидуальной специализации для любого ученика.

Поясню сказанное на примере, акцентируя внимание на нескольких точках зрения.

Если ученик что-то интересное уже может, а сотрудники Школы уже не в состоянии быть для него лидерами, то Школа обязана предпринимать усилия по поиску нужного специалиста, привлекая его высказываниями типа: "Наш ученик в 14 лет делает вот это. Вам это интересно? Вы можете с ним позаниматься?"

Конструктивность данной ситуации и прямота вопроса позволяют администрации формировать вышеупомянутый специфический кадровый состав.

С другой стороны, у каждого ученика появляется сильнейший стимул превзойти своих учителей, выделиться каким-либо делом в качестве оценки усилий будут занятия с новым замечательным преподавателем.

С третьей стороны, с приходом таким образом приглашенных сотрудников растет общий уровень преподавания.

4. Высокий уровень образованности

Достижение высокого уровня образованности и, подчеркиваю, непрерывное, с постоянными усилиями, движение к этому уровню достаточно очевидное, но требующее некоторых пояснений условие.

а) Чему учить? Безусловно, нужно дать глубокие и серьезные знания во всех основных областях интересов Школы. Но содержание образования, выработанное даже исключительно умными людьми это их субъективное мнение и, что важно, на сегодня. Какие задачи придется решать через 20--30 лет нынешним 14-летним, какими знаниями оперировать, не знает никто. Поэтому наибольшее внимание стоит уделять игре ума, умению работать с научной и справочной литературой, появлению вкуса к абсурду и парадоксам, выработке приемов мышления, специфических для творческой деятельности (видеть в одинаковом разное, в разном -- одинаковое, в любой момент сменить ракурс взгляда, особенно на успешных участках работы), генерации и анализу идей и т.п. В некоторой степени эпатируя, сделаю вывод такой: содержание образования носит скорее прикладной, а не целевой характер (хотя итог 2-ух учебных лет убедительно показывает, что при всех издержках, достигнут очень высокий уровень знаний).
б) Как учить? С учетом специфического кадрового состава, целей Школы, необходимости непрерывно поддерживать творческую атмосферу. Этот аспект регламентируется в минимальной степени и является одним из объектов научной деятельности Школы. К настоящему моменту мы обладаем рядом проверенных нами или нашими коллегами в различных учебных заведениях и дающими хороший результат организационными идеями. Это прежде всего длинные пары, длинный день, формы свободного посещения, алгоритм жизни должников, участие в олимпиадах, много самостоятельной аналитической работы, место прогулов -- библиотека, рейтинговая шкала, равномерно-блочный учебний план, небольшие классы, отсутствие учебника -- отсутствие формального верхнего предела знания на оценку "отлично".
в) Непрерывное, с постоянными усилиями, движение достигается в первую очередь объявлением шагов постоянного возрастания требований (явно указываются минимально допустимые требования к знаниям к такому-то моменту, к такому-то и т.д.) и постоянным прессингом рейтинговой шкалы. Кстати сказать, этот же прием, но менее формально, применяется в требованиях к самодисциплине, ответственности и проч. Второй важный принцип: требования всегда выше возможностей, но выглядят даже слегка заниженными, что позволяет "избавиться от страха прыгать в высоту". Третий важный принцип: домашние задания предшествуют уроку, а не только следуют за ним.
г) Учебный план очень насыщен. В нем и интегративные курсы "Введение в естествознание" и "Введение в культурологию", и курс для младших "Ликвидация безграмотности" (русский язык и алгебра) для выравнивания к январю стартовых позиций поступивших из разных школ и т.п. Эта насыщенность отразилась и на количестве учебных часов (увеличив до 40 и более в неделю). По опыту знаю, что этот факт исключительно нервирует внешних наблюдателей. А напрасно. Медицинские нормы в 36 часов в неделю принимались (в предположении, что бывают только аудиторные занятия) для средней (в смысле любой) школы при 30--35 человеках в классе. А также при царстве шума или скуки, психологическом дискомфорте, традиционном для советской школы, что приводило к тому, что половину сил учащиеся тратили на борьбу с окружающей обстановкой. В таких условиях и 36 часов - не для всякого!

Удобен режим: 1 час 20 минут урок без перерыва, 4 урока обязательных (с часовым перерывом после второго) и 1--2 факультативных урока в день при пятидневной неделе. Младшие привыкают к такому графику за 3--4 недели. Уровень нагрузки при этом и усталость детей должна быть под неослабным, практически ежедневным контролем преподавателей при исключительной согласованности их действий. Учиться тяжело, но интересно и поэтому в радость, а исподволь возникает выносливость и самодисциплина (т.к. время становится слишком дорогим ресурсом).
Кроме того, по тонкому наблюдению одной ученицы, такие жесткие учебные условия приводят к созданию очень дружного ученического коллектива -- в одиночку трудно. И это при том, что одаренные дети сплошь и рядом индивидуалисты крайней степени.
д) И последнее в этом пункте. Важной, но не зафиксированной в учебном плане, составляющей процесса обучения, является обучение очень многим умениям походя, в процессе некой деятельности. Я приведу два близких лично мне примера. Свободно освоить работу с базой данных на компьютере можно, например, работая техническим сотрудником в приемной комиссии Школы (15--20 учеников ежегодно) или пользуясь электронной картотекой в библиотеке (все ученики Школы, т.к. другой картотеки просто не должно быть, а компьютер должен стоять в свободном доступе). Понять в дальнейшем на уроках информатики технические детали внутренней структуры базы данных уже не составляет труда.
Освоить текстовый редактор можно, издавая школьную прессу, печатая учебные пособия (попутно овладев 10-пальцевой слепой печатью). На уроке информатики практически любой в состоянии написать маленький фрагмент текстового редактора, а учить пользоваться мне даже не приходит в голову -- все и без меня давно научились.

5. Развитие качеств "предпринимателя"

Сплошь и рядом встречаем примеры, когда в силу отсутствия каких-то качеств, хотя и обладая высочайшим уровнем знаний, тот или иной гениальный ученый (режиссер, писатель) не смог сделать свое детище достоянием общественного внимания (испугался трудностей и прекратил работы, устал и бросил на полпути, не сумел организовать работу творческого коллектива, спился, спасаясь от напряжения и т.п.). Ростропович и Тарковский (эталоны "предпринимателей") уникальны, но похожую судьбу -- трудную, но звездную - могли иметь десятки наших сограждан.

Таким образом, декларируется задача воспитать в учащихся качества необходимые в их дальнейшей судьбе, т.е. качества "предпринимателя".

Этому, кстати, неплохо способствуют усилия по самообслуживанию (в масштабах Школы), от покупки продуктов для школьной столовой (не трудно купить, трудно ПОМНИТЬ, что надо купить!) до совместного (преподаватели и ученики) изготовления методических пособий (стали замечательно конспектировать лекции!).

На это же должны работать постоянные усилия по поддержанию внутренней "конституционной законности". (Поэтому я счел необходимым в приложении к настоящей статье привести Конституцию Школы.)

И последнее. В Школе не должно быть запретов, а может быть лишь набор требований. Это в некотором смысле иезуитство, поскольку при наличии требований автоматически возникают запреты, но не со стороны учителей или администрации, а со стороны собственного разума.

6. Реклама, осмысленность выбора и адекватные тесты

Хорошо и комфортно в школе будет, если она соответствует чему-то психо-эмоциональному в каждом ученике. Ученик, прошедший всупительные экзамены в Школу, но не собирающийся принимать на себя груз самостоятельности, ответственности и самодисциплины, будет чувствовать себя неуютно, будет раздражаться и переутомляться. Такая же участь ждет того, кто не собирается достигать больших высот в собственной разносторонней образованности.

Таким образом, грамотно информировать, как и для чего мы учим, добиваться понимания этих аспектов родителями и абитуриентами так же важно, как и адекватно целям проводить конкурсные вступительные экзамены. Всеми возможными способами минимизировать ошибки на входе!

7. Система управления Школой

Демократическая, эффективная система управления Школой с непременным учетом мнения меньшинства. А необходимость этого условия диктуется следующим: во-первых, в жесткой иерархии воспитывается лишь исполнитель, во-вторых, то, что сейчас является лишь уделом самых-самых демократических стран, через 20--30 лет, надеюсь, станет нормой и у нас, в-третьих, это условие реально работает на воспитание ответственности.

Наличие только коллегиальных властных органов управления, наличие права вето, отсутствие управленческой иерархии (в частности, отсутствие жесткого деления на классы, традиционных классных руководителей) -- вот лишь отдельные, но фундаментальные принципы, записанные в Уставе Школы и в ее Конституции.

8. Деньги

Это все требует немалых денег. Роскошь в размерах и качестве библиотечного фонда, в технических средствах обучения, наглядных пособиях и проч. -- не роскошь, а абсолютно очевидная необходимость. При этом эта роскошь концептуально уживается с аскетизмом и простотой бытовых аспектов жизни Школы.

9. Свобода и доверие

Многочисленные исторические примеры подтверждают, что для такой школы необходимы классические либерально-анархические основы и вольнодумство.

И ясно, что как бы тяжело ни было работать администрации Школы, балансировать между свободой и дисциплиной придется, отдавая предпочтение свободе, возможно в ущерб академическим знаниям, если хотеть получить заявленный в самом начале результат.

Вот простой и ТЕХНИЧЕСКИЙ пример. Известно, что дети в целом не слишком аккуратны, в частности, в отношении книг. Что может быть проще, взять и запереть библиотеку, приучить к аккуратности, а потом начать пускать в библиотеку детей (речь идет о работе без взрослых). Я глубоко убежден, что на этом пути успех будет лишь внешний. Та же проблема с запиранием кабинетов, особенно компьютерного класса. Ну запираем. А результат ? Все знают какой. Таким образом и незапирание кабинетов становится концептуальным условием.

В итоге сделаю следующий вывод. Речь идет о попытке создать в учебном заведении некоторую "концентрированную" среду, в которой присутствует БОЛЬШОЕ ЧИСЛО СИЛЬНО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НЮАНСОВ, которые прямо или косвенно работают на достижение результата. Подчеркну особо, что невыполнение ЛЮБОГО из вышеперечисленных условий пагубно отражается на результатах работы.

Действия администрации и всех остальных сотрудников, в этой терминологии, должны быть направлены на поддержание постоянно высокой "концентрации", на широту и комплексность воздействия.


Приложение

Конституция общеобразовательной школы для одаренных детей
"Лига Школ имени парадоксов Москвареля"

Часть I. Декларация

Данный текст призван помочь нам в ежедневной суете помнить основополагающие принципы Школы.

Кроме того, он призван помочь вновь поступившим ученикам и преподавателям в быстрейшем осознании основ и стиля Школы (что их ждет, что будет считаться безусловно необходимым).

Мы констатируем, что данный текст не является сводом законов, но лишь перечисляет очевидные правила, следующие из здравого смысла.

Кроме того, данный текст является договором каждого со всеми и всех с каждым.

Базовые понятия
Свобода Насилие Закон Договор

Свобода -- это отсутствие запретов или ограничений какой бы то ни было ненасильственной деятельности. Иначе говоря, не спрашивая разрешения, можно делать все, что хочешь, если при этом не наносится вред другим.

Насилие -- любое ограничение прав и свобод, любые действия против личности, любое принуждение. Действия, вызывающие применение насилия, должны быть известны заранее, а процедуры применения насилия, по возможности, неизменны.

Закон -- это правило, ограничивающее свободу (в том смысле, что обязывает к чему-либо или не позволяет чего-либо), таким образом закон является насилием.

Договор -- добровольно принятое на себя взаимное обязательство. Любые ограничения, вызванные договорными соглашениями, не считаются ограничением свободы и, следовательно, не являются насилием.

Правильным можно назвать закон, который фактически не применяется так как совпадает с нравственными принципами. Наличие совести и понятие о чести -- это то, что позволяет забыть о существовании законов.

Мы представляем себе Школу сообществом, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, не силой, а взаимными свободно состоявшимися соглашениями, а также свободно признанными традициями и обычаями.

Ценности
Порядочность
Творчество
Достоинство
Интеллект
Честь
Красота
Свобода
Мастерство

Помощь нужна?

Мы хотим, чтобы микроклимат в школе был теплым и комфортным. И от нас самих зависит, каким он будет. Мы понимаем, что невозможно любить всех и каждого, невозможно ко всем без исключения относиться с симпатией. Нам кажется, что правильными были бы такие взаимоотношения, в которых первое место занимает вопрос "помощь нужна?" независимо от симпатий или антипатий. В последнем случае отношения будут подчеркнуто вежливыми и корректными, поскольку помогать и пакостить одновременно не получится, даже если очень стараться.

Все мы разные

Безусловно, главной ценностью Школы являемся мы. Мы очень не похожи друг на друга, каждый имеет свое мнение, свой взгляд на вещи. И поэтому нам интересно вместе работать и общаться друг с другом.

Что нас объединяет?

Парадокс: нас объединяет стремление к внутренней свободе. Но нас, кроме того, объединяет желание азартно творить и делать открытия (пусть даже только для себя).

Основы

Цель Школы

Главной миссией Школы является воспитание людей творческих, с сильной волей и духом, способных к внутреннему самоконтролю, людей, способных в любом деле находить интерес.

От выпускников Школы ожидают лидерства в самых различных областях деятельности. От них ждут, что через 15--25 лет после окончания Школы они будут среди тех,кто составляет лицо страны.

"Предприниматели" в творчестве

Основная категория людей, которых готовит Школа -- "предприниматели" в творчестве, это, в частности, означает, что преподаватели Школы могут, хотят и уже должны быть таковыми.

Творческой работой можно заниматься только в том случае, если она полностью захватила человека. Человек на ней должен быть полностью сосредоточен. Он должен уметь заниматься ей даже в самых неблагоприятных условиях (противодействие общественного мнения, непонимание коллег, отсутствие зарплаты и пр.).

Следовательно, "предприниматели" в творчестве должны обладать хотя бы некоторыми из перечисленных качеств: инициативность, лидерство, независимость мысли и вкусов, "упрямство духа", желание поставить задачу, выносливость, самоотверженность, бесстрашие, целеустремленность.

Стратегия достижения цели
Во всем и всегда: самостоятельность и ответственность.
Все делать хорошо, даже если никто не контролирует.
Уметь работать, когда никто не заставляет.
Иметь привычку к преодолению различных трудностей.
Аккуратность в деле и словах.

В Школе нет традиционной иерархической организации управления, поскольку в жесткой иерархической системе обычно вырастает только "исполнитель", а не творческая личность.

Недопустимое

Воровство

Наркотики

Пьянство

Хамство

Пошлость

Двуличие

Принято / не принято

У нас принято, что регулярно путающий, что принято, а что не принято, предупреждается, а затем может быть отчислен (уволен).
У нас принято иметь собственное мнение и не бояться его высказывать.
У нас принято отвечать за свои действия (слова и поступки).
У нас принято рыцарское поведение по отношению к дамам.
У нас принято все делать красиво (и процесс, и результат) во всех областях нашей деятельности: решать задачи, зубрить латынь, играть в футбол, мыть пол, танцевать, целоваться.
У нас не принято попустительствовать курению учащихся.
У нас приняты деловые, уважительные и дружеские отношения, но не приняты фамильярные или высокомерные.
В среде учеников принято обращаться к другу по имени, но не по прозвищам и кличкам. Если же употребляется прозвище, то оно должно быть приятным и возвышающим, например, "Алмаз".
У нас не принято ругаться.
У нас не принят административный контроль (классные журналы, мед. справки, объяснительные записки, проверка домашних заданий и т.д.), естественно, при условии качественной учебы.
У нас можно пересдавать четвертные (годовые) отметки, связанные со знаниями всю следующую четверть. Количество пересдач ограничено.
У нас принято учиться для получения знаний, а не для получения отметок. У нас принято, что отсутствие преподавателя не является для учеников поводом не начать урок вовремя, а отсутствие ученика на уроке не повод не знать или не выполнить задание.
У нас не принято списывать, т.к. контрольная позволяет выяснить: что я знаю или что я не знаю, и не служит репрессивным целям.
Несмотря на отсутствие контроля, у нас принято выполнять все задания для самостоятельной работы (как аудиторные, так и домашние).
У нас не принято пропускать уроки физкультуры и танцев ни при каких обстоятельствах.
У нас принято, что у преподавателей могут быть "любимчики". Но, в отличие от других школ, у нас с "любимчиков" спрос больше и строже.
У нас не принято, чтобы дисциплинарные и личностные факторы влияли на отметки. Однако необходимо иметь в виду, что отсутствие дисциплины объективно влечет за собой отсутствие знаний у каждого в отдельности и у всех вместе.
У нас принято аккуратно относится к зданию Школы, к оборудованию, к мебели, к приборам, к книгам и проч.
У нас не принято иждивенчество в любых его проявлениях.
У нас принято уважать свой и чужой труд. У нас не принято создавать дурацкую работу себе, а тем более другим. Отсюда, в частности, следует:

может не быть сменной обуви -- придется помогать дежурным мыть пол;
нельзя рисовать на стенах, но если нарисовал, то придется самому вымыть;
нельзя ломать, но если сломал -- придется самому чинить.
У нас не принят выпендреж, если он безоснователен. Наличие внутреннего достоинства сделает выпендреж своевременным и красивым.
Каша у нас в столовой -- это символ.

Традиции

Каждый сентябрь I курс узжает в Крым учиться. Ученики IV курса едут с ними для кормления и передачи традиций.

В первый день учебного года ученики и преподаватели пишут контрольные работы.

Часть II. Управление Школой

Эту статью и перечисленные ниже нельзя изменить или изъять ни при каких обстоятельствах и никакими процедурами: 1.2, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6.

В статьи 2.2, 2.3, 2.7 могут вноситься лишь изменения, не ограничивающие волеизъявление и свободу слова.

1. Структура управления

1.1. Высшим представительным органом Школы является Общее Собрание сотрудников и учащихся. Общее Собрание полномочно принимать к рассмотрению любые вопросы, не исключенные из ведения Школы действующим законодательством России и Уставом Школы.

1.2. К компетенции Общего Собрания относятся вопросы:

  • утверждения поправок, предлагаемых к внесению в Устав;
  • принятия Конституции Школы;
  • внесения поправок в Конституцию Школы;
  • приостановки действия любых решений и приказов по Школы с требованием их повторного обсуждения.

1.3. Школы имеет блочно-кафедральную структуру. В блоки или кафедры входят все учащиеся Школы и все сотрудники, кроме Директора и секретаря Коллегии.

1.4. Высшим законодательным органом Школы является Коллегия представителей блоков и кафедр, которая утверждает наиболее важные решения Учредителя и Директора по вопросам деятельности Школы в соответствии с Уставом и Конституцией Школы.

1.5. К компетенции Коллегии относится:

  • утверждение регламента и других нормативных актов Школы;
  • утверждение планов, программ и отчетов об их выполнении;
  • решение вопросов приема и отчисления учащихся;
  • утверждение кандидатов при приеме на работу или увольнении сотрудников;
  • утверждение решения о приеме на работу и освобождении от должности Директора;
  • утверждение приоритетных направлений деятельности Школы;
  • утверждение бюджета Школы;
  • утверждение порядка и размеров отчислений, образования целевых фондов и порядка их использования;
  • утверждение порядка реинвестирования дохода и распределения прибыли.

1.6. Высшим исполнительным органом Школы является Директор. Директор Школы:

  • является по должности членом Коллегии;
  • создает любые исполнительные, совещательные, контрольные и другие органы, необходимые для выполнения задач и функций Школы;
  • издает приказы в рамках своей компетенции;
  • распоряжается имуществом Школы, включая его денежные средства в пределах, определяемых Уставом;
  • выступает без доверенности от лица Школы, обладает правом финансовой подписи, заключает договоры, иные сделки;
  • принимает на работу и увольняет работников Школы с утверждением кандидатов на Коллегии;
  • решает все вопросы, связанные с командированием сотрудников Школы внутри России и за рубежом;
  • отвечает за представление отчетности перед Учредителем.

1.7. Секретарь Коллегии -- сотрудник Школы, не являющийся членом Коллегии и ни одного из блоков, отвечающий за ведение всей документации Школы и Коллегии, информационное обеспечение Школы и Коллегии, протоколирование заседаний Коллегии, ведение магнитограммы заседаний. Полные функциональные обязанности определяются Коллегией.

2. Регламент Общего Собрания

2.1. Общее собрание обязано быть собрано по требованию 2/3 сотрудников (учащихся) двух любых блоков (кафедр) или Коллегии или Директора или Попечительского Совета не позднее 14 дней от момента передачи требования Секретарю Коллегии.

2.2. Подготовку собрания осуществляют все заинтересованные стороны. Никакое лицо и ни один орган не вправе ограничивать повестку собрания.

2.3. Информирование о предстоящем собрании и его повестке осуществляют все заинтересованные стороны и Секретарь Коллегии.

2.4. Общее Собрание правомочно принимать решения в случае присутствия на нем не менее 2/3 сотрудников и 2/3 учащихся.

2.5. Голосование по всем вопросам тайное (за исключением процедурных вопросов) и равное: один человек -- один голос.

2.6. Решение Общего Собрания считается принятым при раздельном голосовании большинством в 2/3 от числа присутствующих сотрудников и большинством в 2/3 от числа присутствующих учащихся.

2.7. Решение Общего Собрания автоматически вступает в силу через три рабочих дня после принятия, если в течение этих трех дней в Коллегию не поступил протест, подписанный более чем 1/3 сотрудников и/или учащихся или Директором и одним из его заместителей. В этом случае решение не вступает в силу, а Коллегия обязана назначить Общее Собрание не позднее, чем через 14 дней.

3. Регламент Коллегии

3.1. В Коллегию по должности входят директор, его заместители по воспитательной работе и хозяйственной работе, заведующие всех кафедр.

3.2. В Коллегию входят после проведения выборов в соответствующем подразделении по одному представителю от каждого блока и каждой кафедры, кроме I курса.

3.3. Выборы назначаются приказом Директора ежегодно на конец октября. Полномочия выбранных членов Коллегии простираются до следующих выборов. В течение срока действия полномочий блок или кафедра может переизбрать своего делегата, предупредив об этом Коллегию не менее, чем за месяц.

3.5. Технически готовят и ведут заседания поочередно все члены Коллегии в алфавитном порядке.

3.6. На Коллегии могут присутствовать только лица, приглашенные на обсуждаемый вопрос.

3.7. Заседания Коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

3.8. Если докладчик не возражает, то вопросы задаются устно и по ходу доклада. Выступающего с обсуждением или репликой перебивать нельзя.

3.9. Решение Коллегии правомочно в случае присутствия на заседании 2/3 членов Коллегии. Решения Коллегия принимает большинством от числа присутствующих на заседании.

3.10. Член Коллегии имеет право налагать вето на любое решение Коллегии. Вето может быть преодалено 2/3 голосов от списочного состава на ближайшем заседании Коллегии после обязательного повторного обсуждения.

3.11. Член Коллегии, не согласный с решением какого-либо вопроса, может неоднократно включать этот вопрос в повестку дня, но до изменения решения обязан выполнять решение Коллегии.

3.12. Коллегия обязана проинформировать сотрудников и учащихся Школы о своих решениях, особых мнениях на заседании, а в случае требования 1/3 членов Коллегии и с магнитограммой заседания.

Комментарии (2)

  • Школа для тех, кому больше всех надо

    Уважаемые господа!
    Библиоцентр Панглосс, расположенный в Москве, предлогает вам как художественную, так и учебную литературу для изучения французского, испанского, немецкого и итальянского языкамс гарантированными скидками.
    Панглосс непосредственно закупает эти пособия за рубежом и распространяет как в собственном магазине, так и через посредников в Москве и регионах.
    С уважением,
    Ольга Ряблва

  • Школа для тех, кому больше всех надо

    аноним, 31.03.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 24.11.2002)

    великолепная теория, отвечающая моим материнским чаяниям! практика, современного частного образования,увы, крайне слаба. если этот проэкт реализован, -хочу в нем участвовать на правах матери одаренного ребенка и лошади(извините за метафору, но представление о количестве и составе трудностей есть), которая готова впрячься в любые проблемы.
    с уважением, елена якушева 923 9771;923 6850
    8 902 155 9902

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2017