20 июль 2019
Либертариум Либертариум

Проект (версия 1.1) Федерального закона

11.05.1999


"Об общих принципах электронного документооборота в Российской Федерации и его регулирования"

Проект 1.1

Федеральный закон
"Об общих принципах электронного документооборота в Российской Федерации и его регулирования"

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

(1) Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при составлении, обращении и использовании электронных документов (электронном документообороте), независимо от состава участвующих лиц и содержания документов, а также особенности создания и деятельности организаций, оказывающих услуги в данной сфере.

Статья 2. Терминология, используемая в настоящем Федеральном законе

(1) Для целей настоящего Федерального закона используется следующая терминология:

(1.1.) Электронный документ (tm) символьная последовательность, содержащая в качестве обязательных реквизитов информацию о подписавшем лице, дату и время подписания, а также электронную цифровую подпись, созданную с соблюдением процедур, удовлетворяющих требованиям настоящего Федерального закона.

(1.2.) Аналог собственноручной подписи (АСП) (tm) персональный идентификатор подписывающего электронный документ лица, являющийся контрольным параметром правильности составления всех обязательных реквизитов электронного документа и неизменности их содержания.

(1.3.) Владелец АСП (tm)

(1.4.) Электронная цифровая подпись (tm) вид аналога собственноручной подписи физического лица (уполномоченного представителя юридического лица).

(1.5.) Средства создания ЭЦП (tm)

(1.6.) Средства проверки ЭЦП (tm)

(1.7.) Электронный документооборот (tm)

(1.8.) Система электронного документооборота (СЭД) (tm)

(1.9.) СЭД окрытого типа (tm) это такая система, вхождение в которую не требует явного заключения договора.

(1.10.) СЭД закрытого типа (tm)

(1.11.) Участник СЭД(tm) физическое или юридическое лицо, составляющее электронные документы и подписывающее их своим АСП (ЭЦП), или получающее электронные документы, подписанные АСП (ЭЦП), и использующее средства проверки АСП (ЭЦП).

(1.12.) Организация (администрирование) электронного документооборота (tm)

(1.13.) Администрация СЭД (далее (tm) Администрация) (tm) юридическое лицо, действующее в качестве уполномоченного регистратора владельцев АСП (ЭЦП), средств создания и проверки правильности АСП (ЭЦП), а также выполняющее иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и договором между участниками электронного документооборота либо договором, заключаемым с участниками электронного документооборота.

(1.14.) Системное время (tm)

(1.15.) Юридическая сила электронного документа (tm) основание для исполнения и доказательство в случае спора

(1.16.) Публичная достоверность электронного документа (tm) основание для возникновения прав и обязанностей у третьих лиц; невозможность оспаривания третьими лицами.

Часть II. Общие принципы электронного документооборота

Глава Электронные документы в целом

Статья Юридическая сила ЭД

(1) Выполнение установленной поцедуры влечет наличие у него юридической силы, то есть

(2) Юридическая сила ЭД не зависит от способов его доставки и хранения.

(3) ЭД может существовать в неограниченном количестве экземпляров, признаваемых оригинальными и имеющих одинаковую юридическую силу.

(4) Использование электронных документов не изменяет содержания установленных законодательством и договором прав и обязанностей участников электронного документооборота, содержания электронных документов и правил заполнения их реквизитов.

Статья Публичная достоверность ЭД

(1) Регистрация подписи придает документам, подписаным этой подписью, публичную достовеность.

Статья Требования к ЭД

От Конкретных видов докуметнов, описываемые подзаконными актами, может требоватся наличие определенных реквизитов и специальные требования к процедурам формирования, порядку хранения и спосбам доставки (документооборот). Также специальные требования могут предъявляться к уполномоченным администраторам, обслуживающим такие системы. Для конкретных видов документов могут быть специальные процедуры разрешения конфликтов.

Глава Аналоги собственноручной подписи

Статья Юридическая сила АСП (ЭЦП)

(1) АСП (ЭЦП) относится не к существу обязательств по сделке, а к ее форме, в соответствии со ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(2) Средства создания и проверки АСП (ЭЦП) принадлежит участнику электронного документооборота на праве собственности.

(3) Достоверность электронного документа, подписанного АСП (ЭЦП) и направленного участнику-получателю, считается подтвержденной, если выполнение участником-получателем установленных в договоре между участниками электронного документооборота процедур проверки АСП (ЭЦП) дает положительный результат.

(4) Результаты проверки АСП (ЭЦП) должны фиксироваться с использованием электронных средств или за собственноручной подписью уполномоченного лица в специальном журнале в порядке, установленном участниками электронного документооборота.

(5) Порядок фиксации результатов проверки АСП (ЭЦП) должен обеспечивать возможность представления, при необходимости, результатов проверки на бумажных носителях.

(6) В случае использования электронных документов юридическим лицом наличие АСП удостоверяет факт составления и подписания электронного документа от имени юридического лица его уполномоченным представителем.

Статья Признание АСП

Используемое участником программно-техническое средство должно быть признано тем (теми) уполномоченными администраторами, у которого зарегистрирована подпись участника.

Статья Право использования АСП и его прекращения

(1) Право использовать АСП участником документооборота возникает с момента регистрации Администрацией средств проверки правильности АСП и уведомления об этом других участников. В случаях, когда Администрация не создается, право использовать АСП участником документооборота возникает в порядке и на условиях, определяемых договором между участниками документооборота.

(2) Право участника документооборота использовать АСП прекращается в случаях и в порядке, определяемых в договоре между участником документооборота или с Администрацией.

Глава Хранение электронных документов и общие принципы ведения электронных архивов

Статья Хранение ЭД и их выдача по требованию третьих лиц

(1) Электронный документ выдается копированием.

(2) Лицо, составившее (получившее) электронный документ, обязано обеспечить его хранение в течении сроков, установленных действующим законодательством.

(3) Участники документооборота ведут архивы электронных документов, архивы средств проверки подлинности АСП и иные архивы в порядке, предусмотренном действующим настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

(4) Электронные документы, практическая необходимость в которых отпала и установленные сроки хранения которых истекли, могут быть уничтожены. Их уничтожение производится в отношении соответствующих программных данных с одновременным уничтожением копий этих документов на бумажных носителях.

Часть III. Системы электронного документооборота и регулирование их деятельности

Статья Правила СЭД

Статья Участие в СЭД

(1) Участник системы электронного документооборота становится таковым в силу выполнения поцедуры вхождения в СДЭ. Вхождение подразумевает:

1. Получение уникального идентификатора, обладающего свойством неотчуждаемости, используемого в качествче аналога подписи.

(презумпция непередаваемости идентификатора).

2. Регистрации этого идентификатора (подписи) у уполномоченного администратора (регистратора, центра хранения ключей), получившего уполномоченного на соотвестующю деятельность.

Статья Права и обязанности системы электронного документооборота

(1) Система электронного документооборота обязана:

(1.1.) поддерживать системное время;

Статья Права и обязанности участника системы электронного документооборота

(1) Присоединяясь с системе электронного документооборота, ее участник принимает на себя обязанности по:

(1.1.) соблюдению всех установленных Системой правил;

(1.2.) обеспечению сохранности средств создания и проверки АСП (ЭЦП);

(2) Присоединяясь с системе электронного документооборота, ее участник приобретает право на:

(2.1.) свободное использование средств создания и проверки АСП (ЭЦП).

Статья Ответственность участника системы электронного документооборота

(1) Участник системы электронного документооборота несет ответственность за убытки, причиненные третьим лицам в результате виновных действий, результатом которых явилась потеря контроля над средствами создания и проверки АСП (ЭЦП), за исключением:

(1.1.) несанкционированного доступа неуполномоченного третьего лица к компьютерной системе, используемой участником, несмотря на разумные меры предосторожности по обеспечению безопасности, соблюдаемые в целом в отношении данной компьютерной системы; либо

(1.2.) участник не смог обеспечить сохранность средств создания и проверки АСП (ЭЦП) с помощью мер, достаточных для предотвращения потери контроля над ними.

Статья Регулирование деятельности СЭД

(1) Требования к программно-техническим средствам

Часть IV. Деятельность по организации (администрированию) электронного документооборота и ее регулирование (саморегулированию)

Статья Функции Администраций

(1) К функциям Администраций относится:

(1.1.) Регистрация владельцев АСП;

(1.2.) Регистрация средств создания и проверки подлинности АСП участников документооборота;

(1.3.) Хранение эталонов программно-технических средств, предназначенных для составления платежных документов, создания и проверки АСП, а также эталонов документации на эти средства;

(1.4.) Подготовка заключений по запросам участников документооборота и правомочных государственных органов о достоверности электронных документов, подписанных АСП, и удостоверение подлинности АСП;

(1.5.) Направление уведомлений участникам электронного документооборота об изменении состава владельцев АСП, а также средств создания и проверки подлинности АСП на условиях и в порядке, установленных договором с участниками документооборота либо между участниками документооборота;

(1.6.) Участие в урегулировании разногласий между участниками документооборота в порядке, установленном договором с участниками документооборота либо между участниками документооборота.

Статья Договорное регулирование отношений между Администрацией и участниками электронного документооборота

(1) Взаимоотношения Администрации и участников документооборота определяются договором Администрации с участниками документооборота или договором между участниками документооборота (двусторонним или многосторонним).

(2) Договор, заключаемый Администрацией с участниками документооборота, должен содержать перечень процедур, используемых для создания АСП и проверки его подлинности, при этом возможность проверки АСП должна быть обеспечена для каждого носителя, на котором составлен документ. Договор с Администрацией должен также содержать обязательство участника о признании юридической силы электронных документов, направляемых другими участниками и подписываемых АСП, владелец которого зарегистрирован данной Администрацией.

(3) При заключении двустороннего договора между участниками документооборота Администрация может не создаваться, но в договоре должно содержаться описание процедур, обеспечивающих подтверждение достоверности электронных документов, направляемых (получаемых) участниками, ответственность участников документооборота за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, а также устанавливаться порядок разрешения споров.

(4) Многосторонний договор, заключаемый между участниками документооборота, должен содержать указание на организацию, которая будет выполнять функции Администрации (в качестве Администрации может выступать один из участников), а также перечень этих функций и порядок их выполнения.

Статья Порядок выполнения функций регистратора

(1) Регистрация владельцев АСП, средств создания и проверки АСП производится путем оформления двустороннего акта за подписью Администрации и заявителя. При этом Администрацией проверяются полномочия должностного лица владельца АСП, оформляемые соответствующим образом составленной доверенностью.

Статья Порядок выполнения функций ответственного хранения

Статья Ответственность Администрации

(1) Администрация несет ответственность перед участниками документооборота за правильность выполнения своих функций в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством и договором с участниками документооборота либо между участниками документооборота.

Статья Арбитраж

Процедуры разбирательства - судебные, внесудебные (третейский суд, др).

Часть V. Международный электронный документооборот

Статья Признание иностранных СЭД

Статья Коллизионные нормы в сфере ЭД

(1) место составления ЭД

(2) место исполнения ЭД

(3) выбор права сторонами

Часть VI. Заключительные положения.

Статья Переходный период

Статья Вступление в силу настоящего Федерального закона

Комментарии (3)

  • Проект (версия 1.1) Федерального закона

    Проект интересен, но очень сырой. Абсолютно не проработаны требования к системам ЭДО как среде ЭДО. Было бы интересно обменяться некоторыми соображениями от имени украинских разработчиков соответствующих документов.
    Если есть интерес к сотрудничеству - пишите...
  • Проект (версия 1.1) Федерального закона

    Maxim E. Smirnoff, 01.07.1999
    в ответ на: комментарий (Alexander Kolpakov, 28.06.1999)
    Уважаемый, Alexander Kolpakov!

    А на Украине существует аналогичный закон (проект закона)? Расскажите, пожалуйста, по подробнее или приведите соответствующие ссылки.

    Спасибо.

    --

    Maxim E. Smirnoff

  • Проект (версия 1.1) Федерального закона

    аноним, 16.07.2003
    в ответ на: комментарий (Maxim E. Smirnoff, 01.07.1999)

    Очень веселый проект, а точнее его план. Инициатива, это конечно похвально, но вам следовало бы осуществлять его разработку совместно с юристом. Отсутствие юридического образования составителя данного документа сквозит в каждом слове. Было бы не плохо для вас посмотреть тексты проектов, уже внесенных в ГД РФ ее депутатами (об электронной торговле, об электронном документе). Они не идеальны, но гораздо более проработаны.

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019