20 ноябрь 2019
Либертариум Либертариум

Письмо А.Солдатова и Проект Постановления РФ о государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации

Письмо А.Солдатова, в котором он отмечает изменение политики правительства по отношению к интернет-общественности, отмечает необходимость учета как положений Открытого письма Правительству РФ, так и предлагаемых далее вариантов взаимоотношений Правительства и Интернета.

Приводится текст проекта Постановления РФ о государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации, проект состава Межведомственной комиссии, проект Положения о выделении и использовании имен в домене .ru, подготовленные М.Якушевым при участии А.Солдатова и А.Платонова

20.01.2000

Уважаемые господа!

Продолжаю тему предыдущего моего письма.

Опубликовано "Поручение зам.пред. Правительства РФ И.Клебанова ...". Первое, что хочется подчеркнуть, это уникальность формулировок в тексте правительственных документов. Так, в "Поручении ..." п2. поручается "...обсудить проект с сетевым сообществом и общественными организациями российского сегмента сети Интернет...". Далее, в письме двух начальников департаментов Правительства явно указано, что данный проект "...не публиковался и не обсуждался с Интернет-сообществом и действующими в нем общественными организациями...". Таких формулировок мне встречать в такого типа документах не привелось еще. Пробел с публикацией ликвидировали сразу же по получении документов.

Вам, безусловно, также известно о развернувшемся обсуждении "проекта "Открытого письма интернет-сообщества и организованной интернет-общественности Правительству РФ".

Этим своим письмом предлагаю для публичного обсуждения текст проекта "Постановления Правительства о государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации" подготовленный М.Якушевым при участии А.Платонова и меня. Этот проект сейчас обсуждается в "Комитете Интернет" АДЭ.

Таким образом, мы сегодня имеем:

Мне представляется, что необходимы оба документа, проекты которых выставлены на обсуждение. К тексту проекта "Открытого письма..." у меня есть ряд замечаний, которые я выскажу чуть позже. Наверное к тексту проекта  "Постановления" тоже будут замечания (по крайней мере). Однако эти документы должны на мой взгляд дополнять друг друга, а не быть взаимоисключающими.

А.Солдатов


ПРОЕКТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от __ января 2000 г. N ___

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
 ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ "ИНТЕРНЕТ") 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Для целей настоящего Постановления определить, что российский сегмент сети "Интернет" объединяет подключенные к сети "Интернет" компьютеры, зарегистрированные в Российской Федерации.

1. Установить, что государственная политика Российской Федерации в отношении сети "Интернет" базируется на принципах:

  • государственной поддержки российского сегмента сети "Интернет" в целях использования информационных ресурсов, доступных через сеть "Интернет", в интересах экономического и научно-технического развития России, а также использования сети "Интернет" в качестве средства информационного обмена,
  • обеспечения свободы хозяйственной и иной деятельности российских граждан и организаций в сети "Интернет" и недопущения недобросовестной конкуренции, монополизации либо каких-либо иных необоснованных ограничений такой деятельности,
  • приоритетного обеспечения доступа к сети "Интернет" государственным и муниципальным научным и образовательным учреждениям, иным организациям социальной сферы, органам государственной власти,

обязательности участия общественных организаций, объединяющих российских операторов и пользователей сети "Интернет" в планировании развития российского сегмента сети "Интернет" и разработке соответствующего нормативного регулирования.

2. Утвердить прилагаемые Положение о Межведомственной комиссии по государственному регулированию российского сегмента сети "Интернет" и ее состав.

3. Возложить на Межведомственную комиссию по государственному регулированию российского сегмента сети "Интернет" обязанности по безотлагательной разработке предложений по законодательному регулированию развития сети "Интернет" в Российской Федерации, включая вопросы распределения и контроля адресного пространства российского сегмента сети "Интернет", а также иные функции, изложенные в прилагаемом Положении о Межведомственной комиссии.

4. С целью демонополизации процесса регистрации адресного пространства российского сегмента сети "Интернет", а также для приведения указанных процедур в соответствие с международной практикой функционирования сети "Интернет", утвердить прилагаемое Положение о деятельности Регистраторов доменов в российском сегменте сети "Интернет".

5. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации
В.ПУТИН


ПРОЕКТ

Утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __ января 2000 г. N ___

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

1. Межведомственная комиссия по государственному регулированию российского сегмента сети "Интернет" (далее именуется - Межведомственная комиссия) является органом, осуществляющим координа- цию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по вопросам развития российского сегмента глобальной информационной сети "Интернет" (далее именуется - российский сегмент Интернет).

2. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. На Межведомственную комиссию возлагаются:

а) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по государственной поддержке развития российского сегмента Интернет;

б) координация и контроль деятельности российских предприятий, учреждений и организаций, участвующих в развитии российского сегмента Интернет;

в) организация взаимодействия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование сети "Интернет" в Российской Федерации, с общественными (некоммерческими) объединениями российских операторов и пользователей Интернет;

г) определение принципов распределения адресного пространства российского сегмента Интернет и контроль за их соблюдением;

д) подготовка предложений о законодательном регулировании вопросов развития российского сегмента Интернет.

4. Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

а) принимает в пределах своей компетенции решения, необходимые для координации действий федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по развитию сети "Интернет" в России и проведению политики государственной поддержки российского сегмента Интернет;

б) рассматривает предложения по приоритетным направлениям государственного регулирования российского сегмента Интернет;

в) принимает решения по представлению интересов Российской Федерации в международных организациях, регулирующих организационные и технические вопросы развития сети "Интернет";

г) координирует научные исследования по проблемам развития российского сегмента Интернет;

д) осуществляет анализ и обобщение практики применения зарубежного и российского законодательства по вопросам, отнесенным к ведению Межведомственной комиссии, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов.

5. Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач имеет право:

а) привлекать для участия в работе, в том числе для проведения консультаций и экспертиз, представителей федеральных органов исполнительной власти, квалифицированных специалистов;

б) направлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации предложения о совершенствовании порядка функционирования российского сегмента Интернет на основании рекомендаций международных организаций, регулирующих организационные и технические вопросы развития сети "Интернет";

в) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, требующим его решения.

6. Руководство Межведомственной комиссией осуществляется председателем Межведомственной комиссии.

7. Заседания Межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

8. Заседания Межведомственной комиссии считаются правомочными при наличии более половины их членов.

9. В случае невозможности присутствия на заседании по уважительной причине члена Межведомственной комиссии его мнение по рассматриваемому вопросу излагает представитель, который должен иметь письменное подтверждение своих полномочий.

10. При решении на заседании Межведомственной комиссии вопросов, затрагивающих интересы федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений или организаций, обязательно присутствие их представителей.

11. Решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим.

12. Межведомственная комиссия принимает решения путем открытого голосования. Решения считаются принятыми, если они поддержаны большинством присутствующих на заседании членов Межведомственной комиссии.

13 Решения Межведомственной комиссии издаются в форме постановлений.

Постановления Межведомственной комиссии и протоколы заседаний направляются членам Межведомственной комиссии, которые доводят принятые решения до организаций, участвующих в развитии российского сегмента Интернет (в части, их касающейся).

14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет Департамент правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации, который имеет право вести переписку с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии.

15. Межведомственная комиссия имеет бланки и печать установленного образца.


ПРОЕКТ

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __ января 2000 г. N ___

СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

(Клебанов) -- вице-премьер Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

(Ибрагимов) -- начальник Управления Министерства науки и технологии Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

(Волокитин) -- заместитель Министра связи и информатизации Российской Федерации

(Наследников) -- начальник Управления лицензирования и  регистрации Министерства по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций Российской Федерации

(----------) -- заместитель Министра торговли Российской Федерации

(----------) -- заместитель Министра юстиции Российской Федерации

(----------) -- Начальник Управления (-----) Федеральной службы безопасности Российской Федерации

(Чепчугов?) -- Начальник Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации

(----------) -- Начальник Управления Федерального агентства правительственной связи и информации России 

(Кошкин) -- Начальник отдела Департамента правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации

(Гуриев) -- Президент Союза операторов Интернет

(Солдатов) -- Руководитель Комитета Интернет Ассоциации документальной электросвязи

(Зотов) -- Президент Российского общественного центра интернет-технологий


ПРОЕКТ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __ января 2000 г. N ___

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности Регистраторов доменов
в российском сегменте сети Интернет

1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с деятельностью специализированных организаций, оказывающих услуги по регистрации доменов в российском сегменте глобальной информационной сети "Интернет" (далее - Регистраторов).

2. Регистраторами согласно настоящему Положению признаются российские юридические лица, оказывающие услуги доступа к сети "Интернет" на основании лицензии об оказании услуг телематических служб не менее одного года (с даты выдачи лицензии), заключившие со специализированным Центром формирования и контроля адресного пространства в российском сегменте Интернета (далее - Центра) договор о внесении в базу данных Центра и технической поддержке доменов, и исполняющие свои обязанности по указанному договору. 

При осуществлении деятельности по регистрации доменов Регистраторы обязаны также выполнять требования настоящего Положения и соответствующих Правила регистрации, утвержденных в установленном порядке.

3. Во взаимоотношениях Регистраторов с Центром подлежат применению условия заключенных между ними договоров, настоящего Положения, а в части, неурегулированной ими - нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации. 

Регистраторы вправе получать от Центра консультации по вопросам, связанным с исполнением договоров о внесении в базу данных Центра и технической поддержке доменов.

4. Во взаимоотношениях Регистраторов со своими клиентами и иными пользователями доменных имен, подлежат применению условия заключенных между ними договоров и соответствующих Правил по регистрации доменов, иные нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

Содержание договоров, заключаемых Регистраторами при оказании услуг по регистрации, должно соответствовать объему правомочий и обязанностей, установленных настоящим Положением и договорами Регистраторов с Центром.

5. Регистраторы обязаны оказывать поддержку своим клиентам и иным пользователям доменных имен путем создания и обеспечения постоянного функционирования соответствующей службы поддержки, а также принятием иных мер, направленных на обеспечение возможности использования зарегистрированных доменных имен.

6. Регистраторы самостоятельно несут ответственность перед своими клиентами и иными пользователями доменных имен за ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению установленного порядка регистрации.

Ответственность Регистратора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по регистрации доменов определяется в соответствующих договорах, стороной в которых является Регистратор.

7. При возникновении споров о неправомерном использовании зарегистрированных Регистраторами доменных имен ответственность за такое неправомерное использование несет лицо, подавшее Регистратору заявку о регистрации домена, в отношении которого возник спор. При рассмотрении таких споров в судебном порядке Регистраторы могут привлекаться в качестве третьих лиц (без заявления самостоятельных требований), а при вынесении судебного решения против лица, неправо- мерно использующего доменное имя, зарегистрированного Регистратором, Регистратор обязан незамедлительно предпринять меры по исполнению такого решения и устранению возможности неправомерного использования доменного имени.

8. Регистраторы утрачивают право на осуществление деятельности по регистрации (соответствующее юридическое лицо утрачивает права Регистратора) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей, установленных в их договорах с Центром (на указанных в таких договорах условиях), либо утраты ими права оказания услуг в сети "Интернет" на основании лицензии.

9. Регистратор вправе прекратить деятельность по регистрации в соответствии с условиями, указанными в его договоре с Центром для прекращения действия такого договора.

10. В случае утраты Регистратором права на осуществления деятельности по регистрации либо прекращения им такой деятельности по иным основаниям, Регистратор обязан согласовать с Центром порядок дальнейшей технической поддержки зарегистрированных Регистратором доменных имен и несет полную имущественную ответственность за возможный ущерб, причиненный его клиентам и иным лицам.

11. При возникновении ситуаций, указанных в п.10 настоящего Положения, обязанности по технической поддержке доменов, зарегистрированных Регистратором, прекратившим соответствующую деятельность по регистрации и технической поддержке доменов, могут быть временно возложены на Центр или на другого Регистратора в соответствии с условиями договора между Центром и Регистратором.

Комментарии (3)

  • Категорически не согласен

    Мне кажется, что это письмо не направлено на улучшение ситуации с влиянием государства на Internet в России. Напротив, комиссия, которую предлагает создать г-н Солдатов станет основным инструментом правительства и спецслужб по цензуре Internet и борьбе с неугодными. Например, не понравились чиновникам материалы какого-нибудь сайта www.something.ru, и комиссия заставляет регистратора этого сайта расторгнуть договор или просто закрыть домен под предлогом нарушения последним какого-нибудь пункта договора (а договор этот регистратор может менять без уведомления в любой момент времени). Если же регистратор не захочет закрыть неугодный правительству домен, комиссия просто отбирает у него право на регистрацию доменных имен, плюс он еще вынужден будет оплачивать все убытки всех своих клиентов (ст. 10 Положения). А в лояльности комиссии правительству можно не сомневаться: из 12 членов комиссии 9 - члены правительства или вообще ФСБшники, а для принятия решения необходимо максимум 7 голосов.
    Кроме просто возможности закрыть неугодный домен, у ФСБ (или любого другого гос. ведомства) будет возможность прослушивать всю информацию, проходящую через него (включая e-mail, содержание CGI-форм, знать, какие пользователи какую страницу посещали и т.д., путем запугивания операторов Internet, процедуру которого я уже описал.
    Таким образом, комиссия, призванная помочь развитию русской части Internet, станет мощнейшим инструментом давления власти на провайдеров услуг Internet, что упростит контроль и цензуру материалов, находящихся или передаваемых по сети, в частности, установку все тем же провайдерам СОРМ (они просто будут бояться перечить ФСБ, чтобы не потерять лицензию).
  • Письмо А.Солдатова и Проект Постановления РФ о государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации

    Из проекта Постановления Правительства о государственном регулировании глобальной... и т.д.:
    "Для целей настоящего Постановления определить, что российский сегмент сети "Интернет" объединяет подключенные к сети "Интернет" компьютеры, зарегистрированные в Российской Федерации."
    Дальше можно не читать. Это как "зарегистрированные"? Кем зарегистрированные?
    "Подключенные к сети "Интернет" -- это как? Я сейчас пишу эти строки на компьютере, который подключен к локальной сети, которая через шлюз имеет выход наружу. Так мой компьютер "подключен" или нет? Есть куча сетей вообще не поддерживающих протоколы IP/TCP, но тем не менее, подключенные к Internet в том или ином виде. И все это в России. И здесь же, в России, есть серверы, доменные имена которых и com и net и т.д. А есть серверы ru, которые расположены вне России. Есть и безымянные (только IP адрес). Так что же такое "российский сегмент"?
    Научимся когда-нибудь четко и однозначно (и правильно!) давать определения? Дальше "проект" не читал. Одного предложения уже было достаточно.
  • Ответ на письмо А.Солдатова и Проект Постановления РФ...

    аноним, 20.10.2000
    в ответ на: комментарий (Keng, 15.07.2000)
    Хе... А надо просто создать ещё одну комиссию... По РЕГИСТРАЦИИ ;) и подключению КОМПЬЮТЕРОВ(!) к сети Интернет...
    Глядишь,ещё кто-нибудь на этом деле нагреется... ;)
    А если честно,то надо в такие комиссии(комитеты и т.д.) включать людей,лучше даже спецов,которые бы РАЗБИРАЛИСЬ!!! во всём этом... На 150% уверен,что среди тех,кто составляет подавляющее БОЛЬШИНСТВО этих законов многие ПРОСТО БОЯТСЯ компов.. :) в мысле толком даже не знают как на них работать... ;)
    Всем пока,Keng молодец... ;)))
liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019