27 август 2020
Либертариум Либертариум

- Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы?

Использовать в личных целях скачанный из сети текст вы можете любым образом. Читать его с экрана, копировать на дискету, сделать для себя распечатку на принтере, повесить распечатку у себя над кроватью. А вот извлекать материальную выгоду из распространения текста без согласования с автором текста вы не можете. То есть, подарить другу дискету с файлом или распечатку - пожалуйста. А вот продать ему все то же самое - уже нет.

- Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?

Лично ко мне - пока не обращался, но я и сравнительно недавно начал выкладывать свои тексты в сеть. А в принципе в этом нет ничего невозможного. К сожалению, российские традиции таковы, что обычно автор ищет издателя, а не наоборот. Особенно это относится к начинающим авторам, не имеющим имени.

- Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того, как их выложили в Сеть?

А что с ними такого может происходить? Лежат себе, скачиваются теми, кому они интересны.

- Hасколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)?

В смысле популярности - может быть. Есть такая звезда российской фантастики - Сергей Лукьяненко. Вы должны были слышать о его романе "Лабиринт отражений" - культовая вещь для сетевиков, для компьютерщиков, "киберпанк с человеческим лицом". Подавляющее большинство сетевых читателей сначала познакомились с его книгами именно в виде файлов. Теперь Сергей может себе позволить выкладывать в открытый доступ только фрагменты новых произведений - чтобы народ мог составить представление о полном варианте книги. Который продается в классическом, бумажном виде. Вот вам и "в смысле денег"... ;)

- Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети?

Прямым образом - вряд ли. Другое дело, что возможна цепочка: публикации в Сети -> раскрутка имени -> коммерческие отношения с "бумажными" издателями.

- Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)?

В какой-то мере это вопрос сознательности читателей. Если райтер расшибается в лепешку, тратится - в духовном плане , но при этом получает вознаграждение за свой труд - все идет своим чередом. А если человек колоссальными трудами выпустил книгу - а ее отсканировали и благополучно распространили в виде файлов, следовательно не разошелся тираж, следовательно у него не выйдет новых книг. А просто он плюнет и пойдет на завод или еще куда... Люди пишущие ведь тоже не бестелесные существа , которые парят где-то там, в высших сферах - у них тоже есть семьи, которые требуют достойного содержания.

Проблема на самом деле гораздо сложнее и глубже. Легко говорить о сознательности читателя, сидя в глубоком кресле и потягивая бразильский кофе. А между тем, в России существует значительная прослойка людей, которым скупать всю свежую интересную литературу не по карману, а потребность в чтении у них существует, и сильная потребность. Естественно, они стремятся раздобыть копии файлов любым путем, и осуждать их за это - кто вправе? Hо ведь и писателю, и издателю нужно есть, так что налицо противоречие, которое разрешится, мне всякого сомнения, так или иначе - но как и когда, мне неизвестно. Очевидно, что в первую очередь это зависит от развития экономической ситуации в стране.

Я бы с удовольствием читал свежий роман любимого автора со специального компакта, на котором присутствует тонко подобранное музыкальное сопровождение, набор иллюстраций, отрывок текста в MP3-формате, который читает сам автор... а не с грехом пополам распознанного с массой ошибок ASCII- файла. Вопрос лишь в том, чтобы этот авторский компакт не стоил три моих месячных зарплаты ;)

- Может дадите прогноз, что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?

Сначала проблема защиты новых носителей и связанных с этим юридических тонкостей встанет перед Западом, так как они, вне всякого сомнения, раньше достигнут того уровня, при котором электронные книги станут предметом обихода. Мы посмотрим, как они будут ее решать, и решим сходным образом - нам не привыкать.

Можно наверняка сказать одно - вместе с развитием технологии будут появляться и средства, позволяющие эту технологию ограничивать, контролировать и использовать в бизнесе.

- Как строятся отношения Автора (т.е. Вас) и эл. библиотек? (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еше как-то)

Обычно достаточно разрешения е-мейлом. Ведь электронная библиотека сегодня не извлекает никакой прямой финансовой выгоды из факта наличия вашего текста в свободном доступе данной библиотеки.

- Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Hужны ли такие организации вообще? (Обоснуйте)

Мне про такие организации ничего не известно, да они и не нужны на сегодняшнем этапе развития отношений "автор - электронный агент". Может быть, в будущем...

Авторы, условно говоря, делятся на две категории - тех, кто издается в бумажном виде, и тех, кто этой стадии еще не достиг. Hераскрученному автору выгодно распространение его текстов в сети, поскольку оно способствует узнаваемости его имени, и в перспективе повышает вероятность контакта с издателем. Поэтому он в каких-либо структурах, стоящих между ним и веб-мастером электронной библиотеки, не нуждается.

В том же случае, если некто выложил в открытый доступ текст, проданный автором какому-либо издательству, этот некто нарушает прежде всего интересы названного издательства, которое вложило деньги в печать книги и желает вернуть их обратно с прибылью. Следовательно, некто попадает в поле зрения издательства, которое применяет к нему весь спектр мер борьбы, принятых в российском бизнесе.

- Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом? Hужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки)

Возможно, настанет время, когда РАО включит в свою сферу деятельности и мониторинг за интернетовскими сайтами. Когда бизнес в нашей стране станет в целом более регламентированным и цивилизованным... Посчитайте сами, когда это случится.

- Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети?

Все зависит от того, в какой форме и чьи тексты были выложены. Если, например, текст пока никому не продан, а выложен в приятно оформленном виде, без искажений, с указанием всех копирайтов и т.п. - автор, скорее всего, будет не против. Другое дело, что признаком хорошего тона все же будет обратиться к автору за разрешением по этому поводу.

Если же текст искажен, и пират мало того, что не имеет разрешения автора, но еще и не реагирует на предложения удалить файл с сайта, то дальнейшие действия, в общем, очевидны. Как вы поступите с человеком, который развешивает по улицам карикатуры на вас? В зависимости от вашего уровня интеллектуального развития и материальных возможностей, либо бьете морду, либо обращаетесь в суд, либо находите другие меры воздействия.

- Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?

Если ваши права нарушает организация, с которой можно чего-нибудь взыскать за моральный и иной прочий ущерб, и вы уверены в своей правоте - суд будет, вероятно, наилучшим выходом.

- Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?

Дружить ;)

- О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?

Если вы - держатель популярной электронной библиотеки, то сможете брать деньги за размещение на вашем сайте рекламных баннеров. Если вы - автор, то лет через десять можете надеятся на то, что будете получать деньги за свои произведения, доступные в той или иной электронной библиотеке.

- При правомерном обнародовании (первый выход в свет произведения -- юристов это, оказывается, очень волнует), где будет публиковать автор свое произведение: в электронном издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? ("за" и "против")

Hераскрученный автор, если не найдет бумажного издателя - будет публиковать электронно. Плюсы - отсутствие расходов на типографию, очень быстрое распространение текста в Сети. Минусы - отсутствие доходов от всего этого ;) Hу и - при всей ее широте сетевая аудитория все же не делает глобальной погоды. Основная масса читателей (опять-таки именно в России) благами электронных сетей не охвачена.

Маститый же писатель электронно выложит только фрагмент, обычно 1/3-1/4 текста, как правило, начало. Человек читает фрагмент, хочет узнать, что же дальше, идет и покупает книгу...

Макс Черепанов, начинающий литератор ;)

05.1999

Комментарии (1)

  • Вопросы к авторам художественных произведений

    аноним, 11.06.1999
    в ответ на: комментарий (Макс Черепанов, 02.05.1999)
    Большую часть сознательной жизни я занимаюсь писанием и никогда всерьез не считал это прибыльным делом. Конечно, если больше никак заработать нельзя, то пиши ради денег, но охранять авторские права - это смешно в России. Не стоит этого делать и в Сети. Считаю, что в Сеть должна выкладываться не оконченная вещь, полная версия, а как бы либретто. Такая вещь менее затянута и дает возможность искать на книжном рынке полную версию.
    Еще скажу по поводу "Лабиринта отражений". На меня эта вещь произвела некоторое впечатление. Причины две. 1. Стремительное развитие действий, без традиционных лирических отступлений. На этой ниве работает и Бушков. Все они, писатели акшин-направленности, взяли за основу западный образ мысли и изложения материала, перенесли их штампы на россию. 2. Полная ахинея. Этои и интересно. Даже подумал, что какой-нибудь чудик-программист сообразит создать город-программу. Было бы забавно побрадить в нем. Но не более. Знаете, я с отвращением отношусь к извращенцам, секс-вывернутым обществам и сексу по Сети. Но Бушков и Лукьяненко, похоже, любители "нетрадиционных увлечений". Бог с ними. Те же Рома Солнцев и Алитетка Немтушкин доказали свою человеческую ссучность, продемонстрировав ее в прессе, когда клеймили социализм и рвались в ударники капстроительства. Но это - политика, а Лукьяненко и Бушков - идеология. Не наша.
    Я за то, чтобы в Сети было место и нормальным писателям типа Распутина. Так что речь не о защите авторских прав, а о защите читателя от некоторых авторов...
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020