27 август 2020
Либертариум Либертариум

ЧЕТЫРЕ ЭРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Всю историю человечества условно можно разделить на четыре периода: каменный, преиндустриальный, индустриальный и информационный век.

Каменный век продолжался очень долго и закончился когда люди научились выплавлять металл. Почему же каменный век продолжался так долго? Потому что люди не умели накапливать знания и цивилизация не развивалась. И не в том ли причина отсутствия роста, что в первобытных обществах ест не тот, кто поймал? Здесь господствует примитивный коммунизм не потому, что эти общества очень бедны: эти общества очень бедны, потому что в них существует примитивный коммунизм. Производитель не защищен и недостаточно поощряется обществом, а статус-кво поддерживается громадными силами. Такое общество очень слабо, поэтому оно придумало много самых различных богов, чтобы объяснить себе почему так мало зависит от человека.

Наконец, одни племена открыли металл, а другие были разгромлены и уничтожены. Это был громадный шаг вперед, и совсем не в свойствах металла здесь дело. Металлическое изделие было ценно, и им мог владеть один человек - появилась частная собственность. Тот, кто владел металлом, имел копье лучше каменного и мог защитить свое имущество. (Кстати, по этой же причине, он мог отнять и чужое.) Как только появилась частная собственность, появилось и желание работать с максимальной отдачей. Человек ощутил себя хотя бы частично независимым и получил возможность принимать какие-то персональные решения. Производитель металла пользовался особым уважением - появился человек, обладающий очевидно ценным специальным знанием. Теперь если какой-то шаман объявлял всем, что, согласно его вещему сну, кузнеца надо немедленно съесть, племя могло попросить его подождать "до 1917 года". Появились ремесла и зачатки науки. Повысилась эффективность труда - появились излишки. А тут и философия, и государственное строительство. Возникла письменность. А с чего все началось? Кто-то что-то изобрел, получил преимущества перед другими, продвинулся, а его не съели. Так произошло рождение частной собственности. Правильно отмечали товарищи из ЧК: и один человек может представлять серьезную угрозу общественному строю. Бронзовый век и железный век просуществовали гораздо меньше, чем каменный, а прошли в тысячу раз больший путь на пути к прогрессу, и причина здесь одна: хоть и самая примитивная, но частная собственность уже существовала, появился вертикальный октант, и разрушители уже не могли уничтожить все, что видели и всех, кого хотели.

Затем наступил преиндустриальный век, который просуществовал до изобретения паровой машины. Этот период характеризовался господством сельского хозяйства и животноводства. Товары производились вручную и стоили очень дорого. Большинство населения жило в бедности, у общества не было возможности содержать людей, занимающихся наукой, поэтому наука находилась в зачаточном состоянии. Однако уже существовали сословия феодалов и тех, кто работал на земле. Эксплуатации труда крестьян позволила феодалам скопить собственность, достаточную для независимого существования. Несмотря на то, что права феодалов тоже были невелики, в XIV веке феодалам Англии удалось добиться у короля их законодательного закрепления. Если фараон считался богом и имел абсолютную власть над своими подданными, король Англии, хоть и считался наместником Божьим, абсолютной власти над своими подданными более не имел. А если человек защищен законодательством от государства и от того, кто сильнее всех в стране, значит, его собственность не может быть отнята. У него есть имя, и он осознает себя как личность, которая может повлиять на ход своей жизни. Это уже Юрий Долгорукий, а не Вторник или Блин. Если раньше человек боялся Духа Пещеры и, прибегая к помощи амулета или заклинания, надеялся, что от Духа Пещеры его защитит Дух Большого Дуба, теперь у него был один Бог. Бог говорил человеку: "Не укради, не желай чужого, люби ближнего своего". С момента осознания человеком существования единого Бога вертикальный октант считается положительным, а горизонтальный - отрицательным.

Однако все производство еще было ручным. Необходим был следующий шаг. Тогда на земле существовало несколько развитых стран: Англия, Испания, Франция, Россия, но индустриальная революция произошла именно в Англии. Почему? Ответ прост: гражданин имел права, и государство их достаточно эффективно защищало. Изобретатель мог надеяться, что изобретение и возможная прибыль от него будут защищены, а сам он, в случае успеха, станет уважаемым членом общества.

Печатаю я все это и думаю: "Зачем писать то, что совершенно очевидно?" Посмотрю-ка я лучше телевизор. Посмотрел "Дежурную часть", как милиционеры бьют задержанных прикладом автомата, а потом "Новости", где мне сообщили, что экономика развивается плохо. А ведь, казалось бы, говорить о том, как развивается экономика, уже и не надо после того, что показали, как соблюдается право гражданина на презумпцию невиновности - соблюдение прав граждан и есть фундамент экономики. Значит то, что я пишу, не всем еще очевидно...

Итак, если в других странах считали, что изобретательство и предпринимательство - проявление неуважения к старшим или последствия очень опасной для общества душевной болезни, то в Англии изобретателю и предпринимателю были обеспечены и свобода, и прибыль. Я учился по учебнику, в котором говорилось, что паровоз построили не англичане, а братья Черепановы. Мол, Россия - передовая держава. Но дело-то не в этом: сделав паровоз, англичанин создал и компанию, построил железную дорогу и возил людей, получая от этого прибыль. А братья Черепановы где? Как построили паровоз, так и пошли по сорок розог, моченных в соленом растворе, по голой заднице получать?

Затем были разработаны технологии, которые использовали сначала энергию пара и воды, а потом электрическую энергию, и на смену преиндустриальному веку пришел индустриальный. Энергия дала возможность создать заводы с целым парком станков, а заводы способствовали революции в индустриальном производстве. Если раньше каждый гвоздь кузнец делал сам и все гвозди были разные, теперь один станок мог произвести тысячу гвоздей в час, причем все гвозди были совершенно одинаковы, то есть обладали предсказуемыми характеристиками. В индустриальном веке произошло появление и быстрое развитие рабочего класса, резко увеличилось число городов, индустриальные технологии проникли во все области жизни, началось быстрое развитие науки, определенную метаморфозу претерпели и отношения человека с Богом.

Моментом рождения информационного века обычно считают массовое распространение компьютеров. Если в индустриальном веке промышленность имела преимущественное развитие перед сельским хозяйством, в информационном веке услуги и индивидуализированное производство стали намного важнее, чем массовое производство. Сельское хозяйство стало индустриальным и высокотехнологичным и превратилось в разновидность промышленного производства. Основной ценностью стала информация. Информация - товар, который фундаментально отличается от всех других видов товара. Если у меня есть конфета, я еще подумаю, делиться ли ею. Но если я написал песню, чем больше людей услышит ее, тем я стану богаче. Информационный век - это век, в котором персонифицирована как услуга, являющаяся главным сектором экономики, так и вещь, которую человек может создать или приобрести.

В индустриальном веке мы производили гвоздь и помещали его на склад, в ящик с тысячью таких же гвоздей. В информационном веке изделия имеют штрих-код и производятся индивидуально; область их применения заранее известна. Складов нет, а гвоздь имеет теперь информационное приложение в виде инструкции, куда его вбивать. Цена ложки сегодня определяется не металлом, из которого она сделана, и не трудоемкостью изготовления, а прежде всего тем, насколько точно успела она к обеду.

Преиндустриальная технология увеличила возможности человеческого тела: колесо позволило ему быстрее передвигаться, копье удлинило руку. Индустриальная технология перешла к использованию новых источников энергии. Информационная технология увеличила возможности человеческого мозга и органов чувств: телефон позволил голосу долететь до любой точки мира, компьютер сделал обработку информации доступной для мозга. Когда человек работает на сборочной линии индустриального века, ему не нужно думать и принимать решения. Даже число движений, которое рабочему необходимо сделать, ограничено. Человек становится частью станка, его слугой и самым непрочным звеном технологической цепи, потому что он может ошибаться, а машина не может. В информационном же веке человек, работающий на компьютере, безусловно, является главным звеном технологической цепи. Он управляет и контролирует деятельность компьютера, а не наоборот. Если работника сборочной линии успешно заменили роботы, на место системного программиста - человека который управляет компьютерами, - по определению, никогда никто не придет.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

В каменном веке уровень технологии был очень низким, и каждый мужчина мог палкой и громким криком гнать мамонта к обрыву. С тех пор объем знаний необходимых для того, чтобы быть производительным членом общества, значительно увеличился. Чтобы стать кандидатом технических наук надо окончить школу, а потом проучиться еще лет десять. У таких людей первый рабочий день наступает не в шесть, как в каменном веке, а в двадцать семь лет: человек двадцать лет учится для того, чтобы впервые применить полученные знания на практике.

В каменном веке на охоту брали всех, но с появлением техники процент людей, необходимых для производства, стал уменьшаться. Общество постепенно высвобождало некоторых своих членов от участия в производстве хлеба насущного. Чем мощнее технология, тем значительнее разница в производственных возможностях образованного и необразованного человека. Сегодня мы подошли к такой ситуации, когда один человек может производить в миллионы раз больше других.

Годовой доход Майкла Джексона превышает годовые доходы населения многих африканских стран в несколько миллионов человек. Состояние Билла Гейтса, заработанное им с нуля всего за двадцать лет, в несколько раз превышает годовой бюджет России.

В этой ситуации особенно важно обеспечить возможность создавать. Препоны, которые ставят на пути творца завистники и идеологи, разрушительны для общества, потому что все меньший процент активно работающего населения обеспечивает все больший процент благосостояния этому населению. Сегодня шесть миллиардов жителей земного шара могут стать в два раза беднее, уничтожив всего лишь тысячу самых активных и успешных производителей. Очевидно, что ни один из них не будет слесарем: по-настоящему производительный труд перестал быть массовым и коллективным.

БУНТ ПРОТИВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ВЕКА

Мы уже отмечали: говоря о правах, которыми наделены граждане, надо помнить о том, что есть два противоположных типа прав. Первый дает возможность что-то создавать, даже если результатом является увеличение неравенства. Мы можем назвать права этого типа правами творца. Но, с другой стороны, существуют права, дающие обществу возможность убедиться в том, что человек не оказывается обделенным, даже если он ничего создать не может или не хочет. Права этого типа увеличивают равенство, запрещая или значительно затрудняя творческие импульсы отдельных людей. Такие права часто называются правами народа.

Поезд метро может отъехать от станции, оставив на перроне тех, кто не успел сесть в вагон. Он выполняет свою функцию, но те, кто опоздали, подверглись дискриминации. Альтернатива этому есть: поезд может всегда стоять на станции с открытыми дверьми, впуская всех желающих. При этом будет соблюден принцип абсолютного равенства (хотя преимущество здесь получают те, кто зашли в вагон позже), но люди потеряют возможность доехать до станции назначения.

В начале ХХ века жизнь становилась все сложнее и все меньше людей могли справиться с требованиями, которые она налагала, сами по себе, в качестве отдельной человеческой личности. Такие люди нуждались в правах, которые могли бы защитить их индивидуальность и позволили бы им свободно и полностью развить себя.

Но большинство людей уже не могли выжить в одиночку и они боялись конкуренции со стороны тех, кто мог. Поэтому большинство предпочло совершенно другой набор прав, тот, который мог эффективно помешать личности развиваться по ее собственному плану. Это были права данные уже не отдельным людям (которые в одиночку уже ничего не могли), а сообществу людей, коллективу. Таким образом, личность уже не имела собственных прав, а существовала только как частица целого.

Коммунистическая система обещала дать людям следующие блага:
1. устранить необходимость завидовать, потому что ситуация всех и каждого по-своему достаточно незавидная;
2. устранить необходимость производить товары для людей, но тем не менее считаться полезным членом общества и иметь возможность пользоваться плодами человеческого труда;
3. не думать и не делать выводы, но жить не на правах умственно отсталого, которого кормят с ложечки, а на правах нормального гражданина;
4. жить не действуя, то есть всегда иметь объяснение, почему что-то нельзя или невозможно;
5. стать взрослым, но жить так, чтобы общество относилось к тебе как к ребенку;
6. не учиться, но при этом знать все, что требуется. Быть экспертом по борьбе народа Мозамбика за светлое будущее, даже не зная, где находится Мозамбик;
7. не достигнув успеха ни в чем, пользоваться уважением не меньшим, а иногда и большим, чем другие;
8. всегда иметь готовые фразочки и идеи, с помощью которых можно найти "ответ" на любой вопрос;
9. не зная и запаха свободы, оставаться довольным рабом;
10. не иметь исторической памяти и поэтому быстро забывать нанесенные обиды и снова голосовать за тех, кто еще недавно притеснял и уничтожал тебя;
11. И самое главное - всегда иметь объяснение, почему не удалось стать настоящей личностью, развить полностью свой потенциал и создать что-то нужное людям.

Слова "коммунизм" и "фашизм" не случайно происходят от схожих понятий - "вместе", "общее". Системы, которые они устанавливают, совершенно справедливо называются народными демократиями, при которых какие-либо права имеет не личность, а народ в целом.

Самое тоталитарное слово с русским корнем, которое только есть, это слово "единство" (нет меня), а самое либеральное - я (или Бог, по чьему образу и подобью я создан, чтобы творить и любить).

Мы уже видели, что "народ в целом" развивается по горизонтальному методу, а не по вертикальному, как отдельные личности. Коммунистическая система вознаграждала людей за отказ от индивидуальности, от индивидуальной судьбы, и этим воплотила в жизнь мечты тех, кто боялся определять свои взгляды, строить свою жизнь, нести ответственность за результаты своего собственного поведения.

При коммунистической системе власть защищала интересы коллектива, состоящего из отказавшихся от себя и от своей судьбы людей. (Кстати, этот отказ не следует понимать в том смысле, что жизнь людей при коммунизме была серой. В октанте "коллектив" жизнь могла быть сколь угодно интересной: например, жизнь Сталина скучной не назовешь.) При этом власть предержащие исходили из того, что от своей судьбы отказывается все население. А это значит, что власть принадлежала слабым, зависимым, контролируемым, безымянным и полностью бессильным людям, объединенным в коллектив. Действительно, при Сталине даже член Политбюро имел на суде меньше прав, чем нищий чернокожий в США. Никаких прав не имел и Сталин: он олицетворял собою режим и должен был беречься. Власть при коммунистической системе принадлежала не людям, а коллективу, ставшему единственным действующим лицом общества - она принадлежала Партии.

ПАРАДОКС РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Мы строим демократию, то есть общество, в котором каждый отдельный человек может выражать свое мнение и свободен в своих действиях. И что же делать, если желания народа противоположны желаниям составляющих этот народ личностей?

Проблема российской демократии в том, что она должна построить общество, основанное на правах отдельной личности, то есть правах, которые полностью противоположны тем, на которых советский народ был воспитан. А ведь это были права, которые, с горизонтальной точки зрения, устраивали население. У нас большинство людей до сих пор конкурировать не хочет - они стремятся запретить соревнования. Это на Западе люди готовы рискнуть: у них есть и ориентированное на честное соревнование воспитание, и рабочие места, и государственная поддержка.

Для блага народа, для построения демократического общества надо отобрать у народа его завоевания, то есть уничтожить систему, в которой поражение засчитывается за победу. Иными словами, сегодня демократию западного типа в России можно установить только силой или обманом. Или же - необходимо добиться того, чтобы люди были готовы к демократии.

Раньше любая уборщица могла Сахарова и Солженицына критиковать на собрании, и ей еще за это премию давали. Теперь же уборщица есть уборщица и об академиках и нобелевских лауреатах никто ее мнения спрашивать не будет: вот уборщица и оказалась ущемлена в правах. Теперь чтобы критиковать кого-то надо самому быть признанным экспертом в этой области, да и то, "оргвыводов" все равно не последует и вредителя не "посодют". Теперь, чтобы остановить человека нужно нанять либо прокурора либо киллера, а раньше это делалось рутинно в кабинете любого бюрократа, просто по звонку, так что произошли значительные изменения к лучшему.

Демократия - это общество людей, которые всегда недовольны, потому что существует ничем не ограниченная возможность роста, можно улучшить собственную ситуацию, и одни это делают лучше, чем другие. Если на старт выходят восемь бегунов, то победителем становится один, а если устроить партсобрание о вреде спортивного бега, будет восемь полноправных победителей.

В советском коллективе всегда можно было найти еще более несчастного и бедного, чем ты. Поэтому все всегда испытывали чувство глубокой благодарности. Еще бы: ты не убит, а другие убиты. И никого не волновало, что возможности роста и персонального развития были у большинства людей полностью обрублены.

Западное общество - это диктатура тех, кто успешен, а еще более точно, диктатура открывающихся бескрайних возможностей над человеческими, всегда меньшими чем возможности, навыками. Поэтому западный человек всегда должен учиться.

Коммунистическое государство всегда было демократией, выполняющей требования своего единственного гражданина - народа. Поэтому коммунистическое государство известно как народная демократия, строй где интересы народа всегда оказывались противоположны интересам отдельного человека, желающего создать что-то новое. Главное отличие западного общества от нашего состоит в том, что на Западе, вследствие более или менее вертикальной ориентации всего населения, интересы народа в значительной степени совпадают с интересами индивидуального созидателя. У нас же ориентация населения продолжает оставаться горизонтальной, и поэтому интересы народа до сих пор в значительной степени противоречат интересам индивидуального созидателя. Происходит утечка мозгов, а инициативные люди раньше срока оказываются на кладбище. Народ беднеет, страдает, но в глубине души доволен.

Демократы пытаются представить коммунистическое общество как общество, в котором ни у кого не было прав, так что от него все должны бежать без оглядки. Это абсолютно неверно: у большинства людей были права, но это были права младенца - ты ничего не делаешь, а тебе все равно кашку дают и ничего с тебя не спрашивают.

Поэтому, если общество, чьи властные структуры формируются через относительно свободные выборы не даст людям, желающим работать, свободу деятельности, такое государственное устройство не сможет быть долговечным. Вертикальных прав не дают, горизонтальные права ведут к разрухе - значит единственный выход это уничтожить саму концепцию прав. А это диктатура.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ

Индустриальная технология внесла фундаментальные изменения в структуру общества. Вместо мануфактур с непроизводительным ручным трудом были построены фабрики, использовавшие энергию пара и электричества. Станки работали намного эффективнее людей, и владеть фабриками было очень выгодно. В то же время крестьяне больше не могли содержать семьи: они должны были стать наемными рабочими и таким образом потеряли даже ту относительную независимость, которую давала им земля. Произошло разделение общества на владельцев высокоэффективных и прибыльных средств производства и тех, кому нечего было продать, кроме своего труда. Если раньше и феодалы и крестьяне рассчитывали на один и тот же источник дохода - урожай, теперь владельцы фабрик были в совершенно другой экономической ситуации, нежели наемные рабочие.

Быстрое развитие технологии и науки открыло неограниченные возможности перед теми, кто был талантлив и хорошо образован, но большинство не могло с выгодой для себя использовать возможности, которые открывала наука. Произошло еще одно разделение общества.

Общество становилось более сложным. Перед некоторыми людьми открылись безграничные возможности. Большинство крестьян разорилось, однако немногим из них удалось стать купцами первой гильдии. Меньшинство населения получило возможность значительно улучшить собственную ситуацию, в то время как ситуация остального населения резко ухудшилась.

Жизнь практически каждого члена общества стала намного лучше. Но для бедных появилось и больше возможностей сравнить свою жизнь с жизнью тех, кто более успешен, то есть для зависти. Ранее беднейшие слои не восставали против феодалов и не завидовали им. Такая зависть была бы грехом перед Богом, который установил на земле подобное социальное устройство. При капитализме один крестьянин мог разбогатеть, а другие - лишиться своего участка земли. У разбогатевшего крестьянина не было никакого божественного права на ту позицию в обществе, которую он стал занимать: к успеху его привели только личные качества, тяжелый труд, творчество, умение или хитрость и обман. Такой человек становился объектом зависти других, и у него не было "божественной" защиты.

Таким образом, в результате индустриализации обострились противоречия между верхами и низами, и общество в целом стояло перед проблемой адаптации к процессу индустриализации и ускоряющегося расслоения общества.

В преиндустриальном веке основными производителями товаров и услуг были крестьяне, а в индустриальном веке - рабочий класс, условия труда которого были совершенно отличны от тех, к которым привыкли крестьяне и средневековые ремесленники:

1. На фабрике рабочий не мог ничего произвести самостоятельно, а каждый работник был только частью бригады, со строго определенной функцией.
2. Вместо того чтобы производить продукт с начала и до конца, человек теперь делал часть продукта. Если раньше человек делал лопату, то теперь - только черенок, и уже не мог считать себя создателем. А это означало, что он лично больше ни за что не отвечал: за качество конечного продукта, в данном случае - лопаты, отвечала бригада. Чувство персональной ответственности было подорвано. Сознательность производителя и удовлетворение творца перешли от отдельного человека к бригаде.
3. Отдельный человек уже не был производителем, появился другой производитель - рабочая бригада, несколько рабочих, объединенных процессом производства для обслуживания станков. В результате у каждого появилось абсолютно новое чувство - зависимость от других членов бригады.
4. Характер труда рабочих находился теперь в противоречии с человеческой натурой. Раньше человек вставал с петухами и выходил в поле, где выполнял десятки разных работ. Теперь заводской рабочий работал в закопченном здание завода, где в течение долгих часов выполнял, вместе с другими членами бригады одну и ту же примитивную операцию на своем станке.
5. Человек превратился в придаток станка не только на работе, не просто выполняя монотонные движения, чтобы подделаться под ритм станка: вся его жизнь теперь проходила по расписанию.
6. На работе человек лишался отличительных черт, подчеркивавших уникальность его личности, опыта, ума, знаний. Он должен был носить форму и не имел времени мечтать, разговаривать, думать.
7. Окружала городского рабочего, как на производстве так и в быту, не живая природа, а вещи, созданные все теми же станками. Времени думать и говорить становилось все меньше, но это уже не воспринималось как потеря. На смену живому разговору с соседями пришло чтение газет. Информация, которой обладал человек, уже не была уникальной: к моменту прихода на работу все уже успевали прочесть одну и ту же статью про одно и то же, искусственно созданное, событие, футбольный матч или парад.
8. Газета не была написана живым и образным языком: она писалась языком клише, собранным из заготовок, деталей. Газеты читали все, поэтому теперь мнение одного человека не отличалось от мнения другого. Так же унифицировался и язык, на котором говорили и думали.
9. Раньше Бог был создателем общества, где каждому была предначертана судьба: у дворян - дворянская, у крестьян - крестьянская. Но сельский богатей был таким не потому, что богатство принадлежало ему по воле Божьей, а из-за своих личных качеств. Это было общество, созданное уже не Богом, а людьми.

НОВЫЙ КАНДИДАТ НА ДОЛЖНОСТЬ БОГА - СТАНОК

Раньше жизнь человека протекала среди Божьих творений: деревьев, солнца и зверей. Теперь же человек живет в окружении вещей, созданных Станком. Когда вы в последний раз видели дикого зверя или шли босиком по земле? Вещи создавались тысячами, они окружали людей повсюду, и Станок был создателем всего. Созидание, раньше приписывавшееся Богу, было воплощено на Земле Станком. То, что было создано Богом, стремительно отступало на второй план перед творениями Станка.

Индустриальный век в ничтожно короткое время привел к невиданному росту производства и увеличил мощь человека на Земле. Если раньше взорвать гору мог только Зевс Громовержец, а направить воды вспять - только Саваоф, то с изобретением динамита это мог сделать и человек. Если в преиндустриальном веке наука и производство были в зачаточном состоянии, а люди пытались руководствоваться волей Божьей, теперь они сказали: "Мы все можем изобрести, построить, открыть и изменить на Земле". Так Бог перестал быть Создателем и Владыкой: людям показалось, что человечество могло развиваться само, безраздельно владея Землей и создавая на ней свое царство.

Но не был создателем и человек. Новым создателем был станок, индустриальный процесс, фабрика. Станок стал новым Создателем, новым богом, и люди стали служить Станку так, как раньше служили Богу.

Старый Бог не сделал людей хозяевами Земли, а Станок достиг этого за очень короткое время. Бог создал мир различных вещей, но и Станок сотворил величайшее чудо: сотни, тысячи, миллионы вещей абсолютно одинаковых. Некоторые создания Бога были живые и они были себе на уме, все же создания Станка были неживые, предсказуемые и контролируемые, а значит - лучше и полезней.

Бог не смог заставить людей жить согласно его законам. Он говорил людям: "Не укради", а они все равно крали, он говорил: "Не убий", а они все равно убивали. Теперь же по крайней мере по десять часов в день рабочие были полностью подчинены Станку и выполняли все его требования. Если старому Богу молились пару часов в неделю, то теперь индустриальный рабочий молился своему Станку шесть дней в неделю, от рассвета до заката, молился всю свою жизнь, с перерывами только для еды и сна.

Мы говорили, что конечным результатом принятия вертикального метода является осознание идеи Бога. А потом задали вопрос: "Что же является конечным результатом принятия горизонтального метода? Может ли Бог появиться и там?" И вот мы видим, что на смену вертикальному богу пришел другой бог, Станок, и это бог горизонтальный.

Индустриальная технология проникла во все области человеческой жизни, а требования ее были таковы, что каждый отдельный человек понимал: лучше выбрать горизонтальный подход, а не вертикальный. Таким образом, произошло широкое внедрение и повсеместное распространение горизонтального метода в обществе.

Итак, станки и фабрики помогли распространению горизонтального метода. Но в свою очередь горизонтальный метод помог подготовить людей к работе на фабриках индустриального века, потому что если бы люди не приняли этого подхода, работа на заводе показалась бы вчерашним крестьянам совершенно нечеловеческой, разрушающей их индивидуальность.

Но что же сулил людям горизонтальный подход, почему с приходом станков и фабрик они приняли решение отказаться от вертикального подхода, отказаться от своей индивидуальности, отказаться от Бога?

Индустриальная технология внедрялась так быстро, что в обществе происходили изменения, к которым оно просто не успевало адаптироваться психологически. Рабочие не могли справляться с все возрастающими сложностями повседневной жизни. Общество было одновременно и выбито из колеи и заворожено свинцовой поступью машин.

Рассмотрим сцену из кинофильма "Чапаев" - атаку каппелевцев. Какое объяснение можно найти тому, что офицерский полк шел в полный рост, да еще и с барабанным боем, на Анкин пулемет? Очевидно, возможности пулемета не были еще полностью осознаны как реальность человеческого мира: не потому ли каппелевцы шли такими ровными рядами, как бы желая противопоставить механистичности пулемета механистичность своего полка, его нечеловеческую "ровность"? Мы видим, как неграмотная женщина, прислуживающая новому богу, Станку для автоматической стрельбы, легко убивает тысячу мужчин с университетским образованием, а все из-за того что у них есть нательные кресты, означающие их приверженность богу старому.

Есть реальность, а есть подземные течения. Вот десятиклассник говорит однокласснице: "Пойдем ко мне, я тебе покажу свою коллекцию марок". Так вот историку глупо выяснять есть ли у этого парня действительно марки и понравились ли они девушке, а вот ее беременность явилась в данном случае результатом подземного течения: то есть сознательного или подсознательного исполнения желаний исторических персонажей. Ленин мог что-то говорить, что-то думать, но он испускал такие флюиды, или совершал такие действия, что Россия отдалась именно ему, так как он показался ей воплощением некой мечты, некоего не вполне осознанного, но сильнейшего желания. Так вот история - это не пересказ того бессмысленного воркования которое издает парень чтобы затащить девушку в постель, а описание кто спал с кем и почему, какой метод соблазнения сработал, кто лучше воплотил мечту. История - это разновидность маркетинга. Белые продолжали продавать кефир, а Ленин предложил аппетитно упакованный йогурт с кусочками свежих фруктов.

Каждый человек понимает, что когда он голоден, надо поесть. Но необходимость образования осознает не всякий, а то, что нужно уметь программировать, понимает и вообще меньшинство. Иными словами, чем выше развитие цивилизации, тем меньшее количество людей способны пользоваться ее новейшими достижениями. Здесь мы можем говорить о некоем "цивилизационном треугольнике": ведь если образование не развивается опережающими темпами, процесс развития цивилизации оставляет все меньший и меньший процент на вершине профессиональной готовности: забить гвоздь может каждый, а космонавтом может быть один из миллиона.

Индустриальная технология быстро создавала новые, невиданные возможности. Но, в соответствии с принципом цивилизационного треугольника, все меньший процент населения мог ими воспользоваться. Однако люди не хотели отставать от жизни, отказаться от участия в недоступном для них по объективным причинам процессе. Горизонтальный подход предложил решение этой проблемы: объединить слабых в один громадный и сильный организм и уничтожить то, что недоступно всем.

Горизонтальный подход давал следующие обещания:

1. Обещание объединить людей так, чтобы они могли справляться с трудностями индустриального века вместе, как один организм, а не каждый в отдельности.
2. Обещание упростить жизнь каждого, поскольку все решения принимались бы централизованно и информация строго дозировалась. Человеку пообещали: "Мы тебе скажем, что делать и что думать".
3. Люди жаловались: "Индустриальный век открывает много возможностей, а что если кто-то воспользуется ими лучше, чем мы, кто спасет нас от мук зависти?" Горизонтальный подход отвечал: "Я решу эту проблему, закабалив каждого и указав его место. Теперь, какое бы место человек ни занимал и что бы он ни делал, - все равно каждый будет рабом, и зависть станет бессмысленной".
4. Индустриальный век освободил многих людей от необходимости работать в производстве и дал им возможность обучаться и заниматься наукой. Наука в свою очередь открыла громадные перспективы перед человечеством, с одной стороны, манящие и многообещающие, с другой - пугающие. Человек сказал: "Я не знаю, но хочу узнать" - и узнавал все больше и больше. Окружающий мир впервые казался зависящим не от милости Бога, а исключительно от объема человеческих знаний. Для простого рабочего это был пугающий процесс, и тогда горизонтальный метод пообещал: "Я убью науку, заставлю ученых подчиниться и стать слугами нового всезнающего бога, все знать наперед, сначала давать ответ, а уж потом задавать вопросы". Иными словами, горизонтальный подход обещал, что на смену науке придет служение идеологии, а слуга идеологии руководствуется не желанием познавать мир, а мнением коллектива. Есть некая разница между изучением астрономии и заявлением, что солнце восходит по мановению руки Сталина.
5. И наконец, горизонтальный подход пообещал человеку, который, из-за стремительных изменений, принесенных индустриальным веком, чувствовал себя одиноким и потерянным в быстро меняющемся мире, что он получит свое место, будет знать, что ему делать и как себя вести, и все это предоставит ему коллектив.

Какую потрясающую свободу врать себе и представляться сыном лейтенанта Шмидта дает несвобода! У нас любой пропитой придурок может утверждать, что не будь КГБ, он стал бы вторым Пушкиным или Ломоносовым! Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Конечно, КГБ уничтожало настоящий талант, но на каждого такого уничтоженного, десять, если не сто, человек могли утверждать, что если бы не КГБ, они бы состоялись! Коммунистическая система дает людям реальную пользу, и чем ты хуже и менее приспособлен к жизни, тем более полезна эта система для тебя.

Человек, родившийся на заре автомобилестроения, скажем, в 1900 году, мог думать о высадке людей на Луну как о чем-то совершенно сказочном. Однако в течение жизни он стал свидетелем фантастического прогресса, наблюдая полеты в космос по телевизору. По сравнению с этим в преиндустриальном веке изменения в жизни людей происходили крайне медленно. Общество выглядело стабильным, и человеку казалось, что общественные отношения изменить невозможно. Поэтому реальным было только изменение собственной ситуации. Однако с приходом индустриальной технологии, чрезвычайно быстро и эффективно менявшей окружающий мир, человеческое общество уже не казалось стабильным.

Коллектив выдвинул идею, казавшуюся в тот момент логичной и современной: "Зачем каждому улучшать себя? Давайте улучшим общество, в котором мы живем, а потом спросим с него, если с нами будет что-нибудь не так. Теперь мы вооружены технологией, которая меняет все вокруг. Почему бы не направить технологию на изменение общества? Ведь менять к лучшему самого себя - это ручная работа, ремесленничество, кустарщина, а вот мы возьмемся всей бригадой, как на заводе, да и поменяем общество вокруг нас". Это идея, соответствующая текущему моменту, к сожалению, сработала. Многие люди и целые общества поверили в нее. Так горизонтальный подход к оценке собственной ситуации пришел на смену вертикальному. Теперь отказаться от персональной ответственности решил уже не отдельный отчаявшийся человек, а все общество сразу.

Мы были свидетелями уникального феномена: в XX веке было четыре обожествляемых лидера - Сталин, Мао, Гитлер и Ким Ир Сен. Каждый из этой четверки принес своему народу больше горя, чем какой-либо другой лидер этих стран за всю их историю. Однако, вопреки фактам, есть люди, продолжающие обожать этих лидеров и сегодня. Наконец, почему все четверо были современниками?

Теперь мы можем сформулировать ответ на эти вопросы. Итак, люди отказались от собственной личности и судьбы в пользу Гитлера, и он оказался полностью ответственным за них, стал источником их счастья. Сталин был единственным знающим человеком во всей стране, остальные лишь задавали ему вопросы. Итак, произошел переход общества в горизонтальный октант, в котором есть угол "все погибли". Люди уже ищут счастья не в самореализации, а в воплощении партийного плана, их ожидание счастья концентрируется на Вожде. В то же время, для верности, делается так, чтобы этих людей становилось все меньше и меньше. У тоталитарного лидера есть одно золотое правило: лучше меньше соратников, но зато верных; причем отстрел соратников всегда проводится внезапно.

Смертей народ не замечает и зла на Вождя не держит, потому что, отказавшись от себя, человек переходит в неживое измерение. Вспоминаются строки: "гвозди бы делать из этих людей" и слово "перековка". Гвозди перековки не боятся. Понятно, почему немцы орали "Гитлер, Гитлер", а англичане приветствовали Черчилля вежливыми полуулыбками: немцы передали все свои надежды на счастье Гитлеру, а англичане знали, что их счастье продолжает зависеть от них самих.

В религии есть Бог, чудо сотворения Мира и Мир, созданный Богом. Но в горизонтальной "религии" тоже есть Бог - это Станок. Чудо сотворения Мира тоже есть, да еще какое: гвоздильный станок делает сто совершенно одинаковых гвоздей в минуту, что не под силу и десятку кузнецов. Есть и Мир, созданный этим Богом - это работающий на фабрике коллектив, коллектив, обслуживающий Станок.

Но есть еще один ингредиент, который необходим для создания религии. Этот ингредиент - страх и непонимание, от которого только Бог может спасти, это мистическая надежда на всесилие Бога. Есть ли этот ингредиент у новой религии?

ПОБЕДА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ

В начале XX века произошла индустриальная революция. Бывшая аграрная Европа стала промышленной, население городов пополнилось рабочими фабрик и заводов. Станки производили такое количество товара, которое раньше невозможно было себе представить.

Первая мировая война вышла на совершенно новый технологический уровень. Огромное количество снарядов и пуль впервые производились не вручную, а индустриально. Появились пулеметы и танки, пушки стали скорострельными, дальнобойными и точными. Однако, несмотря на существование пулеметов и пушек, люди ходили в штыковые атаки, так что десятки тысяч солдат могли погибнуть за полчаса. Мистический ужас вызывал танк - первая машина для убийства, где человек, управляющий ею, был полностью скрыт. Впервые десятки тысяч людей были убиты отравляющим газом.

Люди уже воспринимались не как носители фамилий и традиций, не как уникальные человеческие существа, а лишь как безымянные взаимозаменяемые части какого-то целого. Поэтому огромное количество жертв, которые принесла с собой Первая мировая война, стало возможным. В конце войны стало ясно, что старый социальный уклад в Европе безнадежно разрушен: когда число бессмысленных жертв исчисляется миллионами трудно говорить об уникальной ценности отдельного человека. Европейской системе ценностей был нанесен жесточайший удар.

Наконец война прекратилась. И хотя она принесла ужасные разрушения и стоила миллионов жертв, в ней были свои победители и свои побежденные. Для победителей жертвы были оправданы победой: Англия и Франция, хоть и ослабленные войной, могли продолжать жить по-старому.

Но побежденным, Германии, Австрии, России и Италии, нечем было оправдать жертвы и страдания. Их страны лежали в руинах. Старое общество и его идеалы потерпели крах. Бог оставил их, и вот они разбиты. Чем же они прогневили Бога, как вернуть себе Божью благодать? Так рассуждали люди со времен каменного века, так рассуждали они и на этот раз. Но в тяжелые дни поражения приходит на ум и еще одна мысль: а может быть, мой Бог ослаб, и стоит молиться другому?

Германия, Австрия, Россия и Италия были уже индустриальными обществами, и они обратились со своим горем не к старому, явно ослабшему или забывшему их, Богу, а к новому богу - Станку. Люди пришли к Станку с тем же вопросом, с которым они всегда приходили к Богу: "За что ты прогневался на нас?" В трагические моменты безысходности люди всегда строили новый храм, давали новые обеты, модифицировали свои религиозные ритуалы. Такое решение они приняли и сейчас.

Очевидно, человеческое общество плохо служило Станку. А значит, надо поменять общество, сделать его более подходящим для Станка. Видимо, люди еще недостаточно взаимозаменяемы, недостаточно подчиняются командам и синхронны в своих мыслях и действиях, чтобы служить Индустриальному станку. Конечно, ни в Германии, ни в Италии, ни в России никто так не говорил, но подспудно люди решили сделать именно это. Иначе никак не объяснишь, почему в голодной послевоенной Германии десятки тысяч людей ровнейшими рядами, в железных касках, с каменными лицами маршировали день и ночь? Для кого, как не для Станка, мог исполняться такой ритуальный танец? Ведь маршировка, изобретенная для лучшего взаимодействия колонны слабовооруженных солдат, казалось, никак не могла считаться подготовкой солдата к войне середины XX века: войне окопной и маневренной, войне танков, пулеметов и пушек. Зачем же такая изощренная синхронность маршировки?

Иначе как религиозным ритуалом не объяснить, почему на российских парадах так любили, чтобы люди изображали собой самолет. Настоящих самолетов тогда было мало, но Станку говорили: "Нет дюраля, так делай самолет из людей". Как раз тогда Сталин гениально назвал людей винтиками.

Где ритуал, там и жертвоприношение. Кого же все-таки фашисты и коммунисты хотели умилостивить мертвыми телами миллионов своих сограждан? Вряд ли их новым богом было что-то живое.

У людей есть душа, духовен и Бог; поэтому нам легко представить людей и Бога вместе. Но как объединить людей со Станком: ведь люди живые, а Станок - неодушевленный предмет? Мы уже показали, что переход на горизонтальный метод переводит принявшего его человека в октант неодушевленного. Отвергая саморазвитие, человек отвергает себя, останавливает время и превращается в двигающийся организм, обладающий характеристиками неодушевленного предмета.

Точно так же, как при вертикальном методе Бог считался источником морали и закона, при горизонтальном методе мораль и закон исходят от Станка. Как Бог, постигаемый с помощью вертикального метода, Станок тоже является хранителем выработанной им и для него морали и формулирует ее точно так же, как Бог сформулировал свои Десять заповедей.

Мы можем завершить обсуждение двух методов, сделав следующий вывод: каждый из них приходит к осознанию идеи бога, формулирует мораль, продиктованную этим богом, и создает собственный закон на базе этой морали. Но эти методы располагаются в разных октантах и не имеют между собой ничего общего.

В преиндустриальном веке жизнь человека в значительной степени зависела от погодных условий и всяческих случайностей. Поэтому огромное внимание придавалось религиозному служению, которое считалось важнейшей частью технологии выживания. Постепенно человек накопил опыт и добился определенных успехов как в сельском хозяйстве, так и в здравоохранении. Роль религии в технологии выживания снизилась, в то время как роль сельскохозяйственной и индустриальной технологии резко возросла. Поэтому когда пришел индустриальный век, традиционная религия значительно ослабла. Это создало вакуум, который заполнила новая религия - религия индустриального века, базирующаяся на обожествлении Станка и производимых им вещей.

Российское государство к 1917-му году отнюдь не было неэффективным, нечестным, лишенным традиций, отжившим, не сулящим лучшего будущего: просто оно базировалось на православной идее бога, а этот бог больше не помогал. Тысячу лет в России верили в Христа, а тут за пару лет разрушили и осквернили (!) все церкви, уничтожили священников. Взорвав православные святыни, народ воздвиг новые, обещающие чудесное спасение храмы, такие как ГАЗ или Уралмаш, выучил новые молитвы и ритуалы, стал покланяться нетленным мощам нового святого. На место старой пришла новая религия, и
эта религия привела принявшие ее общества в совершенно особый мир, сформулировала совершенно другие правила поведения и законы. Для того чтобы понять российскую действительность, нам следует их изучить.

СОЦИАЛЬНАЯ МАШИНА

Станку место на заводе: там есть все, чтобы обеспечить его работу. Но и за воротами завода все стало так, как будто было сделано не для человека, а для Станка.

Коллектив - это группа людей, объединенных с целью модификации поведения всех членов группы и каждого в отдельности на основе принятия некоей горизонтальной идеологии.

В индустриальном веке коллективы часто строились на мощных идеологиях, воплотивших в себе мистицизм поклонения Станку, и такой коллектив можно назвать Социальной машиной. Социальная машина - это коллектив, жестко организованный так, чтобы упростить служение Станку. Социальная машина - своеобразный храм Станка, построенный из людей, это Станок, частями и продуктом которого являются люди. Нам нужно понять, как устроена Социальная машина, ведь при коммунистах Социальная машина являлась не просто главным, а единственным действующим лицом на социальной арене.

Некоторые проявления Социальной машины существуют во всех обществах. Если мы сравним человеческое лицо с флагом, приветствие - с салютом, ходьбу - с маршем, одежду - с формой, а ритм человеческой жизни - с расписанием, мы увидим, что индустриальный век повлиял на все.

Действительно, средневековые рыцари выступали под своим собственным флагом, каждый в своих собственных доспехах. Даже меч имел имя и магические свойства. А теперь сравним рыцарский турнир с современной танковой атакой. Хорошо, что у танка есть номер: ведь танки совершенно одинаковы.

Что же такое Социальная машина и как она построена? Мы знаем, что она состоит из людей, но обладает и характеристиками неживого существа. Как же это возможно? Принятие горизонтального метода начинается тогда, когда человек перестает быть собой и создает внутри себя нечто, что останавливает течение времени и не связано с его собственной личностью.

Теперь рассмотрим, как создается Социальная машина. Существует человек. У него есть определенный характер, который располагается в Индивидуальном октанте, называемом ЖИЗНЬ. Но вот в его стране пришли к власти большевики, и ему приходится стать частью идеологического коллектива. Он понимает, что если не будет подчиняться коллективу, ему несдобровать. Теперь его характер разделяется надвое: Индивидуальное Я, находящееся в октанте ЖИЗНЬ, и Социальное Я, находящееся в октанте КОЛЛЕКТИВ.

Рассмотрим следующий пример. Человеку хочется спать до восьми, но расписание на фабрике такое, что ему нужно вставать в семь. И вот он каждый день встает по будильнику в семь и идет на работу. Здесь желание поспать до восьми есть желание Индивидуального Я, в то время как то, что человек каждый день встает в семь, - факт Социального Я.

А есть ли разделение между Индивидуальным Я и Социальным Я, если существует человек, который любит вставать в семь? Все равно такое разделение есть. Отличительной характеристикой Индивидуального Я является то, что оно может меняться с течением времени. Индивидуальное Я обладает способностью к развитию и изменению, и это делает его непредсказуемым, а каждого человека - уникальным, ведь Индивидуальным Я обладают все люди. Человек сегодня может хотеть встать в семь часов, а завтра - в восемь. Фабрика требует, чтобы он вставал в семь всегда, потому что каждый день в восемь включаются Станки.

Почему нас всегда заставляли голосовать единогласно, почему партия не могла позволить, чтобы хотя бы один человек высказался против? Ну казалось бы, с одной стороны 250 миллионов, а с другой один Сахаров. Зачем же писать истерические статьи в газетах? Объяснение одно: крючок, найденный в ящике с миллионом идентичных гвоздей, означает катастрофическую поломку гвоздильного станка. Вот почему диссидент приобретал такие мистические размеры.

Социальная машина состоит из Социальных Я и диктует каждому члену, как себя вести. Если это Социальная машина, созданная на фабрике, она может ограничиться тем, что укажет каждому работнику, какие движения ему делать. Но вместо неживых станков Социальная машина может иметь и другую объединительную субстанцию - идеологию, и тогда она будет командовать уже не физическими движениями людей, а их мыслями. Действительно, человеку можно так же сказать "Голосуй "ЗА"!" или говори: "Дело Ленина живет и побеждает!", как и приказать ему взять деталь из левого ящика, засунуть под пресс и положить в правый ящик.

Итак, характер каждого члена коллектива разделяется на Индивидуальное Я и Социальное Я. Социальное Я управляет поведением члена коллектива в социально значимых ситуациях.

Мы видим, что несмотря на то, что Социальное Я - часть внутреннего мира человека, оно ему не принадлежит и является частью некоего коллективного Я, Социальной машины. Социальное Я, хоть и находится внутри человека, от него не зависит. Сменит фабрика начало работы на шесть утра, будет человек и к шести приходить - от него здесь ничего не зависит.

Между Социальным и Индивидуальным Я происходит борьба, причем в тоталитарном государстве внешние проявления Индивидуального Я могут караться смертью. Действительно, неужели на партсобрании кто-то даст понять, что у него есть память, или станет задавать какой-нибудь вопрос? При просмотре фильма "Кубанские казаки", наверное, никто не вставал и не говорил, что как раз в то время, когда, по фильму, нивы ломились от зерна, был на селе великий голод.

Мы можем представить себе тоталитарное государство как груду яиц, склеенных вместе. Все яичные скорлупки будут представлять собой организационно-идеологическую структуру данного коллектива. Белок в каждом яйце - Социальное Я каждого человека, а все белки - Социальное Я данного коллектива. Структура коллектива создана идеологией совместно с индустриальной технологией. Социальное Я создано членом коллектива для того, чтобы выполнять требования идеологии этого коллектива. Все яичные скорлупки, склеенные между собой, и все яичные белки вместе составляют Социальную машину. Яичные желтки будут символизировать Индивидуальное Я каждого человека. Если в настоящем яйце белок и желток не борются за место, занимаемое ими в скорлупе, а мирно сосуществуют, то внутри каждого члена коллектива идет настоящая борьба между Индивидуальным и Социальным Я, причем это борьба на уничтожение. В условиях же тоталитарного государства это борьба Индивидуального Я за выживание. В идеологическом коллективе иметь Индивидуальное Я опасно для жизни. При этом каждый понимает, что если он полностью утратит свое Индивидуальное Я, его существование станет бессмысленным: он станет живым трупом.

Тоталитарное государство выбрало своей религией идеологию Станка. Станок неодушевлен, и неодушевленными являются его создания. Станок в своих "Адама и Еву" жизнь не вдыхал. Но люди-то все-таки живы, если конечно не обратить их в истинную веру сделанной на Станке пулей. В качестве компромисса, тоталитарное государство предписывает всем гражданам подавлять в себе все аспекты Индивидуальности и заменять их Социальными эквивалентами.

В Китае во время "культурной революции" не употребляли слово "расстрелять": для этого существовало выражение "подвергнуть суровому контролю". Что и говорить, после расстрела Социальная машина действительно начинала контролировать все без исключения аспекты Индивидуального Я расстрелянного члена коллектива.

В романе Джорджа Оруэлла "1984 год" создание Социальной машины описано неверно: как нечто, что заставляет человека вести себя социально правильным образом. Это большая ошибка. Человека не нужно заставлять читать учебник истории партии. Следует просто расстрелять у него на глазах парочку людей, не прочитавших этот учебник, и он не только выучит весь учебник наизусть, но и убедит себя поверить каждому написанному там слову. "Человек - существо обучаемое, обладающее хорошей памятью и умеющее сделать правильный вывод из наглядной агитации", как мог бы сказать Пол Пот, оставив нескольких кампучийцев живыми.

Оруэлл все-таки был англичанином и надеялся, что люди, как актеры, лишь надевают тоталитарную маску, мечтая при первом удобном случае ее сорвать. На самом деле происходит глубокое внутреннее перерождение, и люди способны десятилетиями нести тоталитаризм в себе.

Оруэлл правильно отметил, что каждый, имеющий Индивидуальное Я, полностью отделен от других людей и воспринимает себя последним человеком, имеющим память и возможность логически мыслить. Предположим, встречаются после партсобрания два человека с диссидентскими взглядами. Если один из них осмелится что-то сказать другому, другой, опасаясь провокации, сразу же выскажет официальную точку зрения, а потом будет проводить бессонные ночи, размышляя, следует ли ему донести или нет.

Вот почему самые безотказные расстрельные команды состоят из тех, кто вчера еще был противником расстрелов, или тайно остается противником расстрелов и сейчас. А вот сторонник Социальной машины со стажем может позволить себе работать с ленцой: его душа чиста и ему нечего бояться. Поэтому отличные расстрельные команды можно создавать из лучших друзей расстреливаемого: главное, чтобы последствия неповиновения были ясны всем.

Индивидуальные Я совершенно разобщены и в условиях коллектива не могут войти в контакт друг с другом. В любом тоталитарном обществе, если мы смотрим с горизонтальной точки зрения, все согласны, все аплодируют и голосуют "за". Но если бы мы могли взглянуть на этот же митинг с вертикальной точки зрения, мы увидели бы много одиноких Индивидуальных Я, борющихся за свое существование и думающих в ужасе: "Неужели я остался один?".

Индивидуальные Я не могут быть связаны друг с другом, но если они забудут о предосторожности и войдут в контакт между собой, нет никакой гарантии, что они поддержат друг друга: ведь в отличие от Социальных Я, все Индивидуальные Я разные.

Таким образом, в условиях коллектива совершенно неважно, что именно каждый из его членов думает. Важно лишь чтобы Социальная машина контролировала его поступки и имела возможность жестоко покарать его за неправильный поступок, то есть за поступок, совершенный под влиянием его Индивидуального Я.

Социальная машина уводит людей в свой октант, КОЛЛЕКТИВ, и октант ЖИЗНЬ становится просто не виден, так как эти октанты диаметрально противоположны друг другу.

Заметим, что Индивидуальное Я создается каждым человеком персонально, то есть это черты его характера, мысли, жизненный опыт, в то время как Социальное Я, несмотря на то что оно присутствует внутри каждого человека и определяет его поступки, создано за пределами человека, который имеет очень небольшую свободу выбора относительно своего Социального Я. Однако в условиях идеологического государства именно его Социальное Я определяет жизнь человека.

Индивидуальное Я - как форма ног человека, а Социальное Я - это фасон его брюк. Совершенно невозможно понять, почему человек должен носить именно эти брюки, хотя ответ есть: "Потому что так диктует мода".

Все это означает, что Социальная машина могла бы существовать вечно, если бы возможно было отменить прогресс (вот откуда непрекращающаяся борьба с враждебным окружением).

Отметим, что лучшее определение тоталитарного государства было дано Лениным, который сказал: "Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны". Тоталитарное государство - это просто идеология, пришедшая на помощь индустриальной технологии. Поэтому ленинское определение и правильное, и полное.

Заметим, что искусство 30-х годов отразило переход человека в неживое состояние. На картинах Фернана Леже человек изображен с помощью квадратов и треугольников. Но в природе нет прямых линий, а значит такой "человек" мог быть создан только Станком. Вместо портретов конкретных людей пришли портреты-символы, например "Рабочий и колхозница".

Индустриальный Век уже завершился, и коммунистам просто не к чему нас возвращать. Коммунистические ораторы призывают народ к топору, и это очень точный и правильный призыв, потому что топором никто уже не пользуется. Призывать народ нужно не к топору, а к компьютеру, коммунисты же призвать людей к компьютеру не могут, потому что они - сторонники единогласия, а не индивидуальной творческой мысли.

Как только стало ясно, что завод индустриального века устарел, Социальная машина стала испытывать огромные трудности, и эти трудности - объективные, неизбежно ведущие Социальную машину к развалу.

Социальная машина распадается по двум причинам:
1. Человеку необходимо открывать правду самому себе, жить вертикально и общаться с другими людьми через Бога, посредством общечеловеческой морали.
2. Социальная машина основана на том, что люди получают идентичную информацию через один-единственный канал, вместо того, чтобы получать информацию из многочисленных источников и в самых разнообразных формах. Поэтому Социальная машина находится в неразрешимом конфликте с реальностями информационного века и сегодня является безнадежно устаревшим социальным устройством.

Людям, которые готовы составить из себя Социальную машину, следует понять: Социальная машина будет полностью контролировать все аспекты их жизни. Более того, она станет единственным действующим социальным организмом, и ее цели - мистического служения неживому - будут радикально отличаться от целей составляющих ее живых людей.

Социальная машина заставит людей создать десятки, а то и тысячи танков, которые никогда не будут использованы. Она активно изменит живую природу, поворачивая вспять реки, строя гигантские, никому не нужные железные дороги, а то и уничтожая целые народы. Но активнее всего она будет бороться с теми людьми, из которых она состоит. Как бы эти люди ни притворялись, как бы ровно они ни маршировали, как бы безропотно ни выполняли любой приказ, все-таки эти люди - живые. Социальная машина не может существовать иначе как на принципе постоянного уничтожения подконтрольных ей людей, устраняя их либо физически, либо морально-психологически. Она атакует мораль, чувство собственного достоинства, понимание красоты, язык, историю, память, семью. Взамен всего этого Машина внедряет неживые эквиваленты морали, истории, нравственности, заставляет человека использовать созданный ею мертвый язык.

Мы описали очень странное явление - "Социальная машина". Ее не видно, но она есть, и цели у нее мертвые. Главный исторический урок XX века - возможность перехода в другое измерение и формирование (с помощью союза горизонтальной идеологии и индустриальной технологии) Социальной машины индустриального типа - не должен быть забыт, потому что информационный век также предлагает множество методов полного отказа от себя с необратимыми трагическими последствиями. Это и болезненное пристрастие к развлечениям, и сотни программ телевидения, и Интернет, и наркотики. Но человек должен жить, видеть, мыслить, а не реагировать на внешние стимулы абстрагировавшись от своего собственного Я.

Создание Социальной машины информационного века очень хорошо описано Виктором Пелевиным (Generation "П", М.: Вагриус, 1999. С. 104-105). Человек смотрит телевизор, и телевизор заставляет его переключать свое внимание с одного объекта на другой. Человек лежит на диване, но и живет внутри экрана. Его нет, он неподвижен, но изображение на экране полностью владеет им, управляя его эмоциями, давая ему знания, заменяя ему жизнь. Одновременно телевизор смотрят миллионы. Итак, в одном измерении - миллионы уставившихся на экран неподвижных людей. В другом - режиссер, оператор, который управляет их мыслями и вполне способен управлять и их действиями.

Вот хороший пример. В Латинской Америке проводился очередной футбольный матч. Футбол - это виртуальное действо, в конечном счете бессмысленный бег по полю за мячом. Матч транслировался по телевидению, то есть люди наблюдали это событие не сами, а с помощью оператора. Это уже виртуальная реальность в квадрате. Матч так снимали, что гол показался несправедливо засчитанным. Это уже виртуальная реальность в кубе. Результат - реальная война, реальные трупы людей. Иными словами, телевизионный режиссер и есть новая горизонтальная идеология, а новый парад и демонстрация трудящихся - застывшие позы перед объединяющим всех мерцающим экраном.

Проследим еще раз за развитием Социальной машины. Социальная машина позволяет своим членам адаптироваться к сложностям Индустриального века, поэтому вначале она кажется привлекательной. Социальной машины фактически не существует, однако когда человек начинает зависеть от нее, позволяет себе принять идеи, которые Социальная машина пропагандирует, он видит, что Социальная машина начинает постепенно уничтожать его собственную душу. Причиной этого конфликта является то, что Социальная машина действует как неживой объект и поэтому вступает в бескомпромиссный конфликт со всем живым. Человек начинает бояться, что когда-нибудь Машина распознает его в качестве живого - и мгновенно уничтожит. Может быть, уничтожит морально, а может - и физически. Неодушевленная виртуальная Социальная машина становится полным хозяином тех людей, которые ее создали и теперь являются ее частью. Они уже не могут существовать вне Социальной машины.

Саддам Хусейн спрашивает у граждан Ирака: "Любите ли вы меня?" "Любим!" Делает он им еще хуже. "Любите ли вы меня?" "Очень любим! Очень!" Делает он им еще вдвое хуже. "Любите ли вы меня?" "Обожаем!" Делает он им и еще хуже. "Любите ли вы меня?" Молчат, все умерли. Спрашивает Клинтон у американцев: "Любите ли вы меня, ну хоть немножко?" "Да нет нам дела до тебя, а служить будешь плохо - прогоним". Делает он им еще лучше. "Любите ли вы меня, ну хоть немножко?" "Да нет нам дела до тебя, а служить будешь плохо - прогоним". Делает он им еще вдвое лучше. "Любите ли вы меня, ну хоть немножко?" "Да нет нам дела до тебя, а служить будешь плохо - прогоним".

Для человека естественной является вертикальная ориентация, ситуация, при которой он развивается, но иногда возможностей для его развития нет: например, когда он закабален или у него нет работы и средств к существованию. Единственная возможность преодолеть объективную невозможность развиваться - прибегнуть к магии, то есть перейти в другое измерение. Этого можно достичь, поменяв вертикальную ориентацию на горизонтальную. Магия позволяет создать псевдорелигию, где добро заменяется на общее добро, а Бог - на коллектив. Тогда развиваться и отвечать за себя уже не нужно - цель достигнута. Горизонтальная ориентация освобождает энергию зависти, которая разрушительна с точки зрения индивидуума, но созидательна с точки зрения коллектива. Горизонтальная ориентация, зависть, псевдорелигия объединяются для того, чтобы создать идеологию. Одно из свойств идеологии заключается в том, что она выражает интересы неживого объекта. Это следствие горизонтального самоотрицания. Другое свойство идеологии - она построена на магии, которая является ответом на объективную или субъективную невозможность вертикального развития. Отрицание себя и невозможность вертикального развития - две стороны одной медали, и эти свойства идеологии отлично дополняют друг друга.

Разница между идеологией и завистью состоит в том, что идеология - это зависть, которая исходит не от отдельного человека, а практикуется организовано. Это зависть не межличностная, не направленная конкретно от одного человека на другого, а возведенная в ранг мировоззрения и освященная организованной на ее фундаменте группой людей, которая в этом случае создала предпосылки для своего превращения в коллектив. То есть это зависть с более высоким магическим предназначением, что позволяет идеологии, базирующейся на зависти, удовлетворить все требования, которые общество предъявляет религии. Таким образом, идеология заменяет религию и становится единственным организатором общества.

Отметим, что переход общества с религиозной на идеологическую ориентацию произошел во всем индустриальном мире. Люди стараются достичь спасения (в религиозном смысле этого слова) не с помощью добрых поступков, а через владение вещами, сделанными Станком. Магия вещизма: состоит в том, что если у меня есть джинсы "Wrangler", я могу быть другом, членом кампании, а если у меня нет этих джинсов, значит, я чужак и дурак. Теперь мне нет смысла становиться интересным собеседником или хорошим человеком: вопрос стоит ребром, есть джинсы или их нет.

Тоталитарный режим - это не мистификация индустриальной Машины: это мистификация зависти. Поэтому тоталитарный режим может быть и крестьянский (как в Китае, Албании, Кампучии), и неиндустриальный (как на Кубе), и индустриальный (как в фашистской Германии). Может тоталитарный режим существовать и в информационном веке.

Введем такое понятие, как "близкожитие", то есть отсутствие необходимой стены прав вокруг индивидуума. Близкожитие делает зависть и нездоровую зависимость центральными факторами социальной жизни. Коммунистическое общество начинается с близкожития. Близкожитие ведет к зависти. Зависть - к разрухе. От разрухи мы переходим к Социальной машине. Социальная машина уничтожает тех, кто не является ее членами, а те, кто являются - перерождаются в нелюдей. Машина развивается. Личность, являющаяся частью Машины, уничтожается. Главная цель Машины - борьба с завистью - теряет смысл. Общественная система рушится. Существуют различные сценарии гибели или перерождения Социальной машины: либо гибель всех членов общества, как практически произошло в Кампучии и как происходит с некоторыми сектами, либо простое перерождение Машины, ее адаптация к изменившейся реальности.

ТРИ ИПОСТАСИ ЧЕЛОВЕКА

СОЦИАЛЬНАЯ МАШИНА

ЧЕЛОВЕК

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Индивидуума нет: все решения принимаются коллегиально и анонимно. У человека нет голоса: все северокорейцы молчат или плачут отљ счастья, а ведь если дать им голос их жуткий вопль достиг бы слуха внеземных цивилизаций

У человека есть физическое тело, определенное место пребывания, голос, который в данный момент слышат его собеседники

Картинка человека тиражируется по всей планете, его слова передаются так и в такой форме, что он об этом и не подозревает. В век интернета и телефонаљ географическое местонахождениељ не важно

Картинка: человек в танке

Картинка: человек на природе или в общении с другими людьми

Картинка: человек на экране телевизора или интернетовская кличка

Человек " нигде

Человек " здесь

Человек " везде, но не здесь

Человек живет, но кажется мертвым

Человек живет, потом умирает

Человек может давно быть мертвым, но живая картинка представляет его живым

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020