Либертариум Либертариум

Как делать экономическую реформу, если очень хочется ее делать?

аннотация

Главное противоречие, с которым сталкиваются сегодня попытки осуществления экономических реформ, заключается в том, что государство как институт (а в этом качестве выступает, прежде всего, исполнительная власть) не имеет внутренних стимулов к реальному проведению экономических преобразований.

Задача осуществления экономической реформы привносится в структуры исполнительной власти из политических и академических кругов. При этом правительственные структуры в лучшем случае относятся к проводимым в рамках решения этой задачи мероприятиям нейтрально. На самом же деле традиционные и связанные с проведением реформы задачи на практике оказываются мало совместимы, хотя бы по той причине, что такое расширение круга стоящих перед правительством задач явно превышает его возможности справиться с ними.

В частности, попытки российского правительства провести реформы в рамках программы "500 дней" стали причиной срыва процесса согласования и утверждения республиканского и региональных бюджетов на 1991 год. В результате в ряде регионов бюджеты были утверждены лишь во втором квартале, а качество бюджетных проработок было ниже всякой критики. Реализация очередной программы реформ "командой Гайдара" совпала по времени с очередной бюджетной кампанией. И вновь работа правительства по подготовке бюджета на первый квартал 1992 года оказалась ниже всякой критики.

Но проблема не только в ограниченности сил исполнительной власти. Правительственные структуры имеют все основания подозревать, что в условиях осуществившейся экономической реформы их возможности решать традиционными методами свои традиционные задачи могут быть существенно ограничены. Время от времени раздающиеся жалобы на то, что коммерческий сектор экономики мало что приносит государству (или местным властям), демонстрирует истиное, а не идеологически преломленное отношение государственных органов к экономической реформе.

Конечно, существуют определенные расчеты на то, что в результате экономических преобразований удастся добиться улучшения хозяйственной ситуации в стране, а тогда улучшатся и общие условия решения правительством стоящих перед ним задач. Однако, такой вариант развития событий гадателен, да и результатов, коли они будут, ждать придется слишком долго, чтобы традиционалистски настроенные правительственные структуры могли сделать на экономическую реформу серьезную ставку.

Такая ситуация, когда задача проведения экономической реформы привносится в исполнительные структуры как дополнительная к набору традиционных правительственных задач, ставит процесс реализации реформ в зависимость от множества случайных факторов.

Еще одной проблемой является то, что у правительства в период проведения реформ нет никакого внутреннего критерия, позволяющего ему сколько-нибудь обоснованно судить о правильности выбранного направления и осуществлять постоянную корректировку курса. Критерием правильности проводимого курса для правительства реформ являются исключительно теоретические соображения. Кажется, мы уже имеем достаточный опыт, чтобы понимать, что это слишком слабая база, даже для того, чтобы составить единую команду реформ. Рано или поздно теоретические разногласия в команде начинают давать о себе знать, что приводит если не к ее развалу, то по крайней мере к ослаблению координации в осуществлении стратегии реформ. Теоретический характер плана реформ неизбежно влечет за собой резкое сужение круга потенциальных активных исполнителей этого плана, осознающих свои действия в рамках единого замысла.

Сопротивление реформам осуществляется на низших этажах самой системы государственного управления, причем это сопротивление не носит сознательного характера. Оно вызвано резким разрывом между необходимостью осуществлять рутинную деятельность органов власти и управления, одной стороны, и непониманием условий, в которых эта деятельность осуществляется, -- с другой. Избранная схема проведения реформы практически толкает местные органы власти к сепаратизму и попыткам самостоятельно решать проблемы экономического развития регионов вне какого-либо общего плана. Правительство может сколько угодно успокаивать себя отсутствием массовых выступлений - их нет только потому, что люди заняты другим, и это гораздо опаснее для реформы, чем открытое сопротивление.

Таким образом, необходимо поставить исполнительную власть в такие условия, при которых она вынуждена была бы проводить экономическую реформу для того, чтобы выполнять свои традиционные функции. Само правительство по доброй воле вряд ли сможет установить себе ограничения, а уж тем более выдерживать их. Единственный орган власти в стране, который может это сделать это Верховный Совет. Поэтому осуществлению экономической реформы должно предшествовать существенное изменение соотношения сил в рамках органов государственной власти. Должны быть значительно увеличены роль и значение закондательной власти. На наш взгляд, такое перераспределение властных полномочий в структуре верховных органов власти может пройти наиболее гладко и безболезненно, если его инициатором выступит Президент Российской Федерации. В этом случае Президент сможет, наконец, перестать играть двусмысленную роль -- роль популярного главы непопулярного правительства, и займет подобающее ему положение всенародно избранного главы государства, организующего конструктивное взаимодействие парламента и правительства. При этом Президент должен будет, с одной стороны, активизировать свою самостоятельную законодательную инциативу, и, с другой стороны, выступать гарантом выполнения правительством решений законодательной власти.

Законодательная власть в период проведения экономической реформы должна взять на себя решение двух задач. Во-первых, определение объемов обязательств, которые должна иметь перед населением исполнительная власть. Во-вторых, формирование ограничений, в рамках которых должна действовать исполнительная власть, и контроль за соблюдением этих ограничений. В принципе, существует такое соотношение обязательств и ограничений, при котором исполнительная власть не будет иметь иного пути организации своего функционирования, как проведение экономической реформы.

Прежде всего, Верховный Совет должен:

  • установить перечень сохраняемых государственных учреждений и определить их задачи на ближайшие несколько лет, а также критерии оценки решения этих задач соответствующими учреждениями;
  • установить твердый порядок социальных выплат различным категориям населения на периоды ближайших нескольких лет (необходимо, чтобы Верховный Совет принял такую процедуру утверждения этих выплат, чтобы в течение переходного периода дополнительные социальные выплаты и льготы вводились лишь в самых крайних экстремальных случаях);
  • установить план создания новых рабочих мест за счет целевого государственного финансирования, либо установить предельный уровень безработицы, при этом необходимо четкое определение понятия безработицы;
  • установить объем и качество услуг, предоставляемых населению по фиксированным ценам, а также сами эти цены и порядок их изменения.

Наиболее существенным ограничением условий функционирования исполнительной власти, которое необходимо ввести, является строгая регламентация порядка планирования расходования бюджетных средств на выполнение обязательств правительства. Необходимо, чтобы расходы бюджетых средств планировались на основании договоров с предприятиями с различными формами собственности, в том числе и с государственными и муниципальными предприятиями.

Такой порядок должен распространяться на органы власти и управления всех уровней. Кроме этого, необходимо, чтобы действовало правило, согласно которому договоры между органами государственной власти и управления и предприятиями заключались исключительно на конкурсной основе, причем в конкурсах на равных основаниях имеют право участвовать предприятия с любыми формами собственности.

Второе ограничение касается таких видов операций, как выдача лицензий на экспорт, обязательная покупка валюты, централизованные закупки за валюту с последующими поставками российским предприятиям и организациям. До сегодняшнего дня все эти операции использовались как мощное средство государственного давления на предприятия с целью изъятия у них необходимых для государства ресурсов. Впрочем, в гораздо большей степени все это было средством обогащения чиновников. Необходимо, чтобы все эти операции были переведены на чисто рыночную основу, при этом Верховный Совет России должен:

  • установить объемы продукции, вывозимой за рубеж;
  • распространить нормальный порядок налогообложения на прибыль, получаемую в результате внешнеэкономической деятельности (налоги должны браться в рублях и покупка валюты государством должна осуществляться по государственным ценам);
  • ликвидировать специальный курс доллара к рублю для централизованных поставок импортных товаров и перейти к расчетам с предприятиями по рыночному курсу.

Третье ограничение связано с введением жесткой процедуры проведения налоговых реформ. Сегодня правительство не сталкивается ни с какими проблемами, когда желает получить необходимые средства за счет увеличения налогов. Не следует устанавливать на весь переходный период фиксированные налоговые ставки - это могло бы существенно снизить гибкость государственного управления. Однако исполнительная власть должна твердо знать, что проведение налоговой реформы через Парламент потребует от него приложения больших усилий, так что идти на это можно только в самом крайнем случае, когда иных выходов уже нет.

Общий смысл всех указанных ограничений заключается в том, что правительство должно не требовать от других вести себя "порыночному", а само должно вести себя как рыночный агент, равноправный любому другому рыночному агенту. Только таким образом правительство сможет создать для всех остальных необходимые стимулы вести себя "по-рыночному". Особенно важно такое поведение государства для укрепления рубля. Можно сколько угодно пытаться укрепить рубль, регулируя денежную массу традиционными методами, но если правительство -- крупнейший хозяйственный агент, не признает рубль в качестве достойной денежной единицы и строит свою хозяйственную деятельность на конвертации государственной власти в экономические привилегии, то рубль будет и впредь вымываться из хозяйственного оборота, несмотря ни на какие усилия.

В качестве наглядного примера можно привести проект Закона РФ "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", вынесенный в феврале 1992 года на обсуждение Верховного Совета РФ при поддержке Правительства. Интерес представляют здесь три обстоятельства. Во-первых, в проекте указывается, что "объемы продукции, закупаемой для государственных нужд по заключенным государственным контрактам, не могут превышать 35 процентов общего годового объема товарного выпуска такой продукции". Отсюда видно, что, несмотря на то, что в Пояснительной записке к проекту Закона указано, что "принудительный государственный заказ на поставку продукции ... отменяется", поставки продукции для государственных нужд все равно будут невыгодны для товаропроизводителей и речь может идти только о том, чтобы оградить этих последних от давления правительственных органов. Впрочем, это намерение достаточно легко сделать недействительным, поскольку там же указано -- "за исключением устанавливаемого Правительством РФ перечня отдельных видов продукции, выпускаемой предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, а также продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения государственных нужд".

Во-вторых, интересен перечень мер стимулирования выполнения поставок продукции для государственных нужд. Совершенно непонятно, например, зачем надо применять льготное налогообложение, если можно просто оплатить продукцию по приемлемым для обеих сторон ценам. Мало того, что это экономически нецелесообразно, но к тому же еще является прямым нарушением прерогатив законодательной власти в области установления налогов, утверждения бюджета, а кроме того, дает необоснованные привилегии отдельным производителям за счет других налогоплательщиков.

Кроме того, государство в целях стимулирования предоставляет предприятиям льготные валютные отчисления, право пользоваться государственным оборудованием и машинами (бартер) и, как апофеоз, в нарушение Указа Президента, оплачивает в иностранной валюте импортозаменяющую продукцию. Если государство поступает таким образом, то почему оно заставляет всех остальных осуществлять расчеты только в национальной денежной единице.

Будучи вынуждено действовать в рамках описанных выше ограничений, ответственное правительство будет заинтересовано:

  • в повышении доходов бюджета, а следовательно, в разработке мер, стимулирующих рост производства, торговли, вовлечение в рыночный оборот максимального количества ресурсов (земельных, лесных, месторождений полезных ископаемых и т.д.);
  • проведении приватизации и нахождение путей ее эффективного осуществления (социальный аспект приватизации должен быть заботой парламента, но никак не исполнительной власти, и порядок предоставления льгот населению должен быть установлен решением Верховного Совета);
  • в создании хозяйственнных и финансовых условий, препятствующих росту цен, поскольку правительство будет приобретать все необходимое по свободным ценам наряду со всеми другими потребителями;
  • в проведении эффективной и быстрой антимонопольной программы с тем, чтобы правительство не попадало в экономическую зависимость от монополистов-производителей;
  • в повышении курса рубля, поскольку оно будет способствовать повышению бюджетных доходов государства и снижению его расходов (в сегодняшней ситуации правительству выгодно падение курса рубля, так как каждый процент его падения приносит ему дополнительные доходы от внешнеэкономической деятельности).

Какие меры должны быть предприняты органами государственной власти с тем, чтобы дать возможность нормально осуществлять экономическую реформу?

Во-первых, необходимо лишить правительство каких бы то ни было возможностей и полномочий руководить государственными предприятиями (аналогичные меры должны быть приняты и в отношении местных Советов и муниципальных предприятий). Функции собственника предприятий должен взять на себя Верховный Совет (местные Советы) и специально уполномоченные ими органы, не входящие в структуру правительства. В частности, таким органом может быть предусмотренный Законом о приватизации Фонд государственного имущества с расширенными, по сравнению с установленными Законом, полномочиями.

В уставах государственных предприятий должна быть обязательно оговорена вытекающая из понятия полного хозяйственного ведения самостоятельность предприятия в распоряжении своим имуществом и определении форм и направлений своей деятельности. В заключаемых с руководителями предприятия контрактах следует указывать, что они несут персональную ответственность за решения, ведущие к снижению эффективности хозяйственной деятельности, даже если они приняты под воздействием органов исполнительной власти.

Во-вторых, необходимо принятие Закона о бюджетном процессе в РФ, базирующегося на принципах, описанных выше.

Как представляется, все эти меры позволят создать необходимые условия для того, чтобы правительство получило возможность проводить достаточно гибкую экономическую стратегию, а главное, чтобы оно имело для этого необходимые стимулы. В таких условиях появится возможность формировать действительно компетентный кабинет, который способен взять на себя решение стоящих перед ним проблем, не прибегая к произволу, чтобы скрыть свою некомпетентность и неспособность овладеть ситуацией.

Воспроизводственная структура экономики сегодня настолько деформирована, что даже незначительное уменьшение роли государства как хозяйственного субъекта и предоставление предприятиям самостоятельности может привести, да и уже привело, к разрыву хозяйственных связей между отраслями и неконтролируемому спаду производства. Особенно опасным является разрыв связей между сельским хозяйством и промышленостью, а также отрыв добывающих отраслей (в первую очередь -- толивно-энергетической промышлености) от общей хозяйственной структуры.

Разрыв связей между сельским хозяйством и ппромышленостью предопределен тем обстоятельством, что наше сельское хозяйство на сегодняшний день чрезмерно индустриализовано. Расхожая точка зрения состоит в том, что неэффективность нашего сельского хозяйства вызвана, наоборот, его недостаточной насыщенностью техникой, продукцией химической промышлености и т.д. Однако мера определяется не сравнением с наиболее развитыми странами мира, а уровнем общественной производительности труда. Сверхиндустриализация нашего сельского хозяйства очевидна, если оценивать ее по этому критерию. Сельское хозяйство было способно приобретать технику и удобрения только по заниженным государственным ценам. В свою очередь городские потребители могли покупать сельскохозяйственную продукцию в том количестве, в котором она производилась, только по дотируемым ценам. Весь этот воспроизводственный цикл поддерживался за счет бюджетного перераспределения, опирающегося на низкий уровень жизни населения, поток нефтедолларов, а в дальнейшем и просто на чрезмерную эмиссию, приведшую к полному расстройству кредитно-финансовой системы.

Сегодня, когда сельское хозяйство и промышленость переходят на рыночные методы взаимодействия (а этот процесс неизбежен, независимо от того, какова позиция правительства по этому вопросу), оказывается, что сельское хозяйство не может покупать продукцию промышлености по тем ценам, по которым ее выгодно производить, и в то же время попытки повысить цены на продукты питания приводят к резкому сокращению спроса, а следовательно к сокращению потребности в подукции промышлености и сокращению финансовых ресурсов для ее оплаты. Все это неизбежно ведет к сворачиванию как сельскохозяйственного, так и промышленного производства.

Другая структурная проблема связана с тем, что в сложившихся условиях продукция добывающего сектора экономики как правило оказывается дороже, нежели продукция перерабатывающей промышлености. Сырье и продукты его первичной переработки всегда могут быть проданы за валюту, пусть даже и по ценам ниже мировых. Продукцию нашей перерабатывающей промышленности на мировом рынке продать практически невозможно даже по демпинговым ценам. За счет тех немногих товарных групп, которые пользуются спросом на мировом рынке, сегодня невозможно поддерживать в полном объеме всю структуру отечественной промышлености и ее технический уровень. Есть реальная опасность, что продукция перерабатывающей промышлености окажется неконкурентоспособной на внутреннем рынке, что приведет к ее фактической ликвидации с переключением добывающей промышлености на обслуживание исключительно мирового рынка.

Последствием структурного кризиса будет резкий рост безработицы, который потребует увеличения расходов бюджета, спад производства, который повлечет сокращение бюджетных доходов. В этих условиях правительство столкнется с трудностями в выполнении своих обязательств, что явится стимулом для проведения активной структурной политики.

В условиях действующих ограничений структурная политика может проводиться через систему бюджетных дотаций предприятиям и населению. Эта система должна быть направлена на поддержку в переходный период тех технологических цепочек, которые в состоянии стать в самое ближайшее время самовоспроизводимыми в рамках внутреннего рынка. Таким образом, система дотаций должна быть стимулом для производителей ассоциироваться по технологическим цепочкам, самостоятельно налаживать разорванные производственные связи, формировать новую воспроизводственную структуру хозяйства, способную к росту и захвату внутреннего рынка страны.

Дотации должны предоставляться исходя из следующих принципов:

  • дотироваться должны потребители, а не производители продукции;
  • дотации должны носить временный характер, причем получатели дотаций должны заранее знать, как и когда дотации будут уменьшаться;
  • дотации должны предоставляться под конкретные программы, разработчиками которых должны выступать ассоциированные производители. Дотации должны быть обоснованы с точки зрения анализа, возможно ли обеспечить экономический рост во всей технологической цепочке от добычи сырья до производства конечного потребительского продукта и его реализации;
  • в то же время, дотации не должны носить целевого характера и должны в течение определенного времени предоставляться без каких-либо условий.

При этом необходимо полностью отказаться от государственного регулирования цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и перейти к торговле по свободным ценам, что, в частности, даст дополнительные доходы в бюджет, необходимые в том числе и для дотаций. Возможности правительства влиять на воспроизводственную структуру экономики путем предоставления различного рода дотаций во многом обусловлены также темпами приватизации экономики.


Общество и предпринимательские ценности (легитимизация бизнеса в российской культуре)

аннотация

Несмотря на все изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя еще не стали для него безусловно принимаемыми и положительно оцениваемыми (как, впрочем, если говорить всерьез, не были таковыми в России никогда). Конечно, легитимизация бизнеса в культуре и сознании общества будет происходить неизбежно по мере его самоизменения. Однако, этому будет противостоять огромная инерция российской культурной традиции, а если к этой инерции прибавится спланированная политика противостоящих бизнесу сил, то исход трудно предсказуем. Поэтому продуманная и систематически реализуемая программа внедрения в сознание общества ценностей предпринимательства -- фактор, значение которого в стратегическом плане вряд ли можно переоценить.

Идеология экономического либерализма -- органическая часть культуры как целого. Предпринимательство может нормально существовать только в соответствующей культурной среде. Иными словами, разговор надо вести не о пропаганде некоторого рода деятельности, а об изменении жизненной философии и мировосприятия всего общества. Предпринимательство и все, связанное с ним, должно из сомнительного или даже постыдного стать сначала приемлемым, а затем и достойным, высоко ценимым в культуре.

Становление бизнеса неизбежно потребует утверждения права частной собственности как высшей социальной и нравственной ценности. В наших условиях наиболее адекватными формами осознания этого права могут стать:

  1. Идеология неотъемлемых прав человека;
  2. Идеологемма "Частная собственность порождает цивилизацию".

Идеология неотъемлемых прав человека рассматривает право частной собственности наряду с правом свободы выбора религиозных и политических убеждений как ядро прав и свобод человека. Идеологемма "Частная собственность порождает цивилизацию" -- это такая картина мира и истории человечества, в которой цивилизация вырастает в результате утверждения частной собственности и экономической свободы, рыночных отношений, то есть в определенном смысле "из рынка". Цивилизации, основанной на священном праве частной собственности, при этом противостоят рабство и варварство. Варвар, отрицающий частную собственность (а значит и цивилизацию), несет с собой хаос и одичание. Рабство выступает в лице восточных империй и деспотий, базирующихся на отрицании частной собственности и порабощении всех и каждого государством.

Утверждение права частной собственности позволяет цивилизации побеждать в исторической борьбе. Отказ от этого права обрекает общество на нищету и маргинальность.

Эти идеологические конструкции должны многократно варьироваться и дублироваться. Это большая работа, требующая специальных усилий, привлечения талантливых и респектабельных ученых, идеологов, публицистов.

Становление в России препринимательства с необходимостью потребует формирования правосознания общества и утверждения права как непреложного и всеобщего регулятора общественных отношений. Между тем, в стране нет ни уважения к Праву, ни должного его знания. Традиционной российской культуре присущ так называемый морализм, противостоящий юридизму, хорошо выраженный в знаменитой сентенции: "Суди меня не по закону, а по совести".

Внедрение права в жизнь общества, формирование правосознания, всеобщее правовое обучение, наделение права статусом высшей нравственной ценности, противопоставление права беспределу и варварству -- без направленной на это работы бизнес в России не будет иметь никаких исторических перспектив.

В обществе необходимо утвердить положительный идеал социальной ответственности, предполагающий напряженный труд на себя и своих близких, строгую деловую этику, инициативу, предприимчивость, а также ценность индивидуального бытия. Все это составляет ядро "западной" культуры и прекрасно в ней разработано, в нашей же отсутствует напрочь.

Суммируя элементы, составляющие социокультурное целое, можно сказать, что бизнес и рыночная экономика могут утвердиться в обществе только при условии, что его культура включает в себя такие базовые ценности, как:

  • идеология неотъемлемых прав человека;
  • десакрализация социальных отношений, власти, культуры;
  • утверждение ценности отдельной личности;
  • акцент на ценностях бытия;
  • трудовая и деловая этика;
  • правосознание и юридическая культура;
  • идеологема "Частная собственность порождает цивилизацию".

Культурная политика, ориентированная на легитимизацию в общественном сознании бизнеса и предпринимательства, должна формироваться с учетом специфики различных возрастных, этнических, социально-профессиональных и других групп. Каждая из таких групп требует выработки специальной, адресованной к ней стратегии, учитывающей ее особенности, значение в обществе и перспективы.

Старшая возрастная группа (после 55 лет)

С точки зрения восприятия ценностей свободного предпринимательства и воздействия на общую ситуацию в обществе эта группа в целом абсолютно бесперспективна. Но и значение этой группы в формированиии настроений активной части общества сейчас минимально. Ее представители в основном закончили трудовую деятельность. Люди эти в массе своей дезориентированы, растеряны. По отношению к этой группе речь может идти лишь о примирении с реальностью. Благотворительность бизнеса, дешевые столовые, раздача рождественских подарков поможет старикам смириться с новыми реалиями. Значимый с точки зрения интересов бизнеса результат такой работы скорее нужно ожидать в следующем за ними поколении. Помощь немощным должна стать аргументом, влияющим на жизненый выбор среднего поколения, которое несет на себе реальный груз помощи старикам и, в отличие от молодежи, само думает о старости, а потому более чувствительно к такой помощи.

Среднее поколение (30--55 лет)

Это основная деятельная часть общества, костяк экономики. По приблизительным оценкам, до 50 млн. чел. в этой группе придерживаются традиционалистских (для нашей страны) ориентаций. Нужно задействовать все традиционные ценности и стереотипы сознания для легитимации бизнеса, сделать принятие новых реалий психологически комфортным, безболезненным для традиционалиста. Основное направление этой работы -- соединить образ предпринимателя (либеральной экономики) с безусловными ценностями традиционного сознания -- честностью, патриотизмом, добротой, справедливостью, идеалом всеобщего достатка и т.д.

Молодежь (после окончания школы и до 30 лет)

Эта группа культурно и психологически наиболее готова к восприятию нового образа жизни и его ценностей и, в конечном счете, наиболее значима для судеб предпринимательства в России. Масса признаков говорит о том, что молодежь готова сделать жизненный выбор в пользу предпринимательства, что этот выбор индивидуализирован и делается в пользу свободы от государства.

В этом убеждает многое: и ничтожный процент моложежи в рядах движений, противостоящих новому, и крайне слабая ее политизированность, граничащая с сознательной аполитичностью, ориентация на личные проблемы, прагматизм. Молодежи чужды вечные интеллигентские страдания о судьбе России.

В последние десятилетия советской эпохи получило сильный размах явление, известное как "неформалы образа жизни" -- хиппи, панки и др. группы, сознательно избирающие асоциальную позицию, маргинализацию. Сегодня эти движения явно сходят на нет. Асоциальность порождалась отсутствием социальных преспектив. С новыми реалиями молодежь качнулась от хиптусовок и кришнаистских радений к ларькам договорной торговли, в коммерческие структуры, на Арбат. Важно и то обстоятельство, что большинство лидеров молодежной среды, а также ее кумиры и идолы -- представители роккультуры, ведущие "Взгляда" -- давно и прочно вошли в бизнес.

Молодежь во все времена самоидентифицируется, отталкиваясь от предшествующего поколения. Сейчас это тем более легко, поскольку она лишена корежащего опыта "совковой" жизни. Остается предложить ей новые образцы, нормы и ценности.

Для молодежи необходимы два типа образцов:

Образец-сверстник ("я сегодня") -- это тот идеал, на который он ориентируется сегодня. Это должен быть рок-певец, молодой предприниматель или выпускник МГУ, работающий по контракту в Бельгии, а не мальчик из Солнцевской группировки или валютная проститутка.

Образец-старший ("я завтра") -- тот, кем он мечтал бы стать лет через десять (дальше сознание молодого человека не заглядывает). Сегодня есть уникальная возможность вылепить галерею таких образов из молодых лидеров бизнеса, а также политиков и деятелей культуры, представляющих близкие бизнесу ценности.

Следует помнить о том, что молодежи чужды многие проблемы старших поколений. Так, чрезмерная политизация или любая внутренняя полемика, связанная с изживанием большевизма и социалистического прошлого, ее просто раздражает. Это не актуально. Гораздо актульнее проблема соотношения с асоциальной ориентацией (хиппи, панки), которая должна восприниматься как не престижная; или с антисоциальной, паразитической (преступные структуры) -- как аморальная.

Дети (дошкольного и школьного возраста).

Дети -- огромная группа общества, решающая в стратегическом плане. По нашему убеждению, роль детей и потенциальные возможности в работе с ними совсем не осознаны. Сейчас они отданы на откуп стихийным процессам и разлагающейся советской школе, в то время как на работе с детьми должно быть сконцентрировано особое внимание.

Дело в том, что дети осознали себя уже "после коммунизма", и все, что памятно и актуально для нас, -- для них история. Они оказались в обществе, переживающем глубокий вакуум позитивных моделей, мифов, архетипов, определяющих собой базовое отношение к миру. И сейчас дети черпают эти необходимые каждому человеку вещи из американских мультфильмов, видео и роккультуры.

Культурологи и социальные психологи отмечают, что базовые ценности общества формируются в сказках, детских стихах, историях для детей. Здесь в свернутом виде присутствует все то, что позднее разворачивается в сознание взрослого человека: мифы, нормы и ценности, жизненные ориентиры. Со всем этим в нашей стране полная катастрофа. Все то, что есть -- глубоко вчерашнее и противостоит ценностям либерализма (уникальные исключения, такие, как "Стрекоза и муравей", теряются в общем потоке), а если же соответствует, то переводное. Русская народная сказка несет идею догосударственной, крестьянской утопии, асоциальна и антипрагматична. Не лучше и авторская литература для детей. Американские психологи, услышав переводы детских стихов советских поэтов типа "Зайку бросила хозяйка", "Идет бычок качается, вздыхает на ходу", заявили: теперь мы понимаем, почему у вас такие проблемы.

Между тем, в англоязычной культуре многие поколения впитывали протестанскую трудовую этику, слушая "Божественные песни для детей", написанные в 1715 г. И.Уоттсом.

Сегодня стоит неотложная задача создать целый пласт отечественной литературы для детей, ориентированной на модели, сложившиеся в западной цивилизации. Это тем более необходимо, что сами дети уже отбросили предлагаемое им традиционное чтение. В 70-е годы в нашей культуре наблюдался знаменательный процесс -- переводные Карлсоны, Мумми-Тролли, Мэри Поппинс и др. "заграничные" персонажи напрочь вытеснили отечественных Иванушек-дурачков. На самом деле произошло следующее -- сменился базовый идеал культуры, формируемый и закрепляемый на уровне детских сказок.

Необходима огромная работа еще в одном направлении -- создание массива популярной литературы для детей и подростков, вводящей их в мир либеральной экономики, раскрывающей историю человечества как историю становления и развития рынка. Книги, сплавляющие воедино образы рынка и цивилизации и противопоставляющие этому образы хаоса, варварства, всеобщей нищеты и большевизма. Такой литературы, адресованной не только к нашим детям, но и к молодежи, нет. Нужны конкурсы, престижные премии авторам, ученые звания для них, последовательная издательская политика.

Сегодня дети ищут пищу для души в видеопотоке. Между тем, масскультура видео содержит не только позитивные, но и негативные тенденции. Боевики, каратэ, гангстерские фильмы несут в себе агрессивный стержень культа силы. В этой связи можно пожалеть о том, что в 60-е годы иссякла великая традиция американского вестерна. Вестерн нес миру миф о личности, т.е. об отдельном человеке, который восставал против конкретного социального зла (банды), покусившегося на его собственность и достоинство. "Настоящий мужчина" из вестерна не ждал помощи от государства, а взяв в руки кольт, отстаивал свое имущество, своих близких, свою землю. И, конечно же, побеждал. Вестерн -- один из величайших мифов 20 века, воплотивший ценности индивидуализма и либерализма. Вестерны надо было бы крутить по утрам каждое воскресенье на TV и распространять в видеопрокате.

Детей, и не только детей, надо завалить настольными, напольными, компьютерными бизнес-играми. В программу средней школы следует ввести мощный курс правовых знаний. Надо раскручивать школы менеджеров для школьников, различные региональные и общенациональные конкурсы, учреждать премии и т.д. -- т.е. создавать многомерное культурное и мотивационное пространство, в котором будет формироваться молодое поколение.

Психологическая готовность к предпринимательству зависит не только от возраста. Вообще говоря, эта готовность пропорциональна мере распада традиционного сознания. В целом, города и южные районы России более готовы к новым реалиям, в сельской местности и в северных регионах готовность к предпринимательству в целом меньше. Самый тяжелый в этом отношении регион -- Нечерноземье (за исключением крупных городов).

Отношение к либеральной экономике зависит также и от профессиональной принадлежности.

Техническая интеллигенция. Здесь психологическая ситуация достаточно сложная. Внутри этой группы идет расслоение, которое сегодня особенно зависит от социальных перспектив конкретного человека, его близкого окружения в новой экономической реальности. В целом техническая интеллигенция демострирует существенно большую готовность к жизни по-новому, чем это казалось еще вчера.

Гуманитарная интеллигенция.Здесь положение еще более напряженное. Это связано с тем, что российская гуманитарная интеллигенция традиционно является носителем антибуржуазных "интеллигентских" рефлексов, идеалов общинности и соборности, православных по своей природе, а также с тем, что социальное положение у значительной ее части сегодня самое низкое, а перспективы минимальные. Однако, сейчас наблюдается размежевание 30-летних интеллектуалов, публицистов, литераторов с шестидесятниками. Это явление может означать трудно переоценимый в своих последствиях процесс -- слом антибуржуазной традиции российской интеллигенции и победу в молодом поколении индивидуалистического сознания и либеральной ориентации.

Рабочие. В этой группе идет процесс расслоения, во многом аналогичный тому, что происходит в среде технической интеллигенции (сегодня приблизительно в отношении 50/50). Особенно легко новые реалии принимают рабочие, которые по характеру своих производств связаны с "живыми" деньгами (например, в строительстве).

Сельские жители. Традиционно консервативнее горожан. Однако и здесь степень включенности в рынок определяет психологическую готовность к предпринимательству. Так, на юге России она заметно выше, чем в социально деградировавшем и морально надломленном Нечерноземье.

Управленцы "(аппаратчики)". Эта категория общества глубоко неоднородна. Часть ее, давно связанная с теневой экономикой, прекрасно вписывается в новые реалии. Часть сможет вписаться, используя накопленные личные связи и опыт. С другой стороны, значительная паразитарная часть аппарата по своим личным данным, образованию, подготовке обречена на маргинализацию. Эта часть неизбежно враждебна новым реалиям. Если же рассмотреть "аппарат" обощенно, то можно заметить, что люди в возрасте до 45 в целом хорошо встраиваются в рыночную структуру.

Военнослужащие (офицеры) -- огромная взрывоопасная масса, проникнутая государственной идеологией, т.е. ориентированная на принятие того курса (а значит и его ценостей), который проводится от лица Власти. Если бы не радикальное сокращение армии, никаких особых проблем с военными не было бы. Однако сейчас, в состоянии экономического краха, государство явно выбросит за борт значительную часть военнослужащих, и вокруг них уже сегодня группируются все силы, воплощающие идеологию социалистического выбора. Бизнес же до сих пор не сказал здесь своего слова. Необходимо выработать специальную политику бизнеса по отношению к военнослужащим. Она может обрести форму программ. Например, программа трудоустройства отставных офицеров в деловых структурах. Для этого проводится общероссийский конкурс. Далее, скажем, в Подмосковье на участках в 10-15 соток строится 100-200 типовых домов и победители конкурса подписывают контракт на 20 лет работы, в течение которых они выкупают стоимость строений.

Политический и социокультурный эффект такой программы многократно превысит вложенные ресурсы и оправдает все усилия. Конкурс нужно широко освещать. К участию в нем допускать офицеров в чине не старше полковника.

Казаки -- значительная группа общества, сосредоточенная на Юге России и окраиных территориях. Сегодня казачество оказалось полем борьбы разных сил -- правые, партократы, фундаменталистские круги РПЦ пытаются получить его поддержку, задав ему имперские и традиционалистские ориентиры, противопоставив национальностям России, городам, педалируя принципы общественного землепользования и т.д. С другой стороны, казачество несет в себе определенный демократический потенциал и высокую хозяйственную активность, охотно сотрудничает с бизнесом.

Патриархальная установка, культ старших, принципы общественного землепользования и хозяйствования -- это все моменты, противостоящие либеральной экономике. В то же время, казачество всегда было включено в рыночное хозяйство, живет на прекрасной земле и умеет работать, знает толк в сытой жизни. Представляется целесообразным разрабатывать программы сотрудничества, ориентирующие казачество на кооперативные и индивидуальные формы экономической активности. При всех обстоятельствах, нельзя оставить казачество на откуп правым.

Наиболее сложна проблема взаимоотношений бизнеса и Русской православной церкви. Суть ее состоит в том, что РПЦ и культурная традиция, которую она олицетворяет, по своей природе онтологически противостоят ценностям предпринимательства, и всякая попытка связать распространение идеологии бизнеса с РПЦ -дело совершенно безнадежное.

Активная коммерческая деятельность некоторых структур РПЦ (например, общества "Радонеж") свидетельствует лишь о внешней адаптации, не затрагивающей культурного ядра. Конфликт фундаменталистского православия с бизнесом и миром, из него рождающимся, неизбежен, поскольку православная соборность не приемлет главного субъекта предпринимательской деятельности -- автономную, независимую и самодостаточную личность.

Возвращение к религиозному сознанию поддерживается как большей частью общества, так и подавляющим большинством политических деятелей России. Сейчас Русская православная церковь по сравнению с другими конфессиями, естественно, имеет самые сильные позиции и безусловную поддержку в правительственных кругах, армии, деловом мире, в среде интеллигенции. Вместе с тем, паралельно с ожидаемым ростом влияния РПЦ происходит интенсивное распространение влияния различных протестанских церквей -- адвентистской, баптистской, лютеранской. Протестанские конфессии обнаруживают динамическое развитие, способность к сочетанию религиозной пропаганды с современным стилем, легко охватывают молодежную аудиторию, особенно студенческую и в крупных городах. Есть основание полагать, что в атеистических семьях, не имеющих глубоких православных традиций, а также в среде, ориентированной на западные ценности, протестанская пропаганда будет иметь значительный успех. Можно ожидать, что в ближайшие годы возникнет противостояние РПЦ и протестанских церквей (а также католичества). Не исключено, что и в самой РПЦ выплеснется наружу ныне сдерживаемый конфликт между модернистским, неоправославным и фундаменталистским крылом.

Бизнесу как носителю либеральных ценностей свободного общества не только не следует участвовать самому, но и по возможности стараться блокировать участие государства в межконфессиональных спорах. В отношениях с церковью необходим сбалансированный подход, предполагающий, в частности, выделение пожертвований на нужды всех конфессий.

Светская культура, утверждая ценности индивидуального бытия, противостоящая аскетизму и внеположенным для отдельной личности целям (типа счастья будущих поколений) -- прямо коррелирует с либеральной идеологией и ценностями предпринимательства. По мере секуляризации общества значение светской культуры будет возрастать (примерно, для 40% общества религия сохранится в качестве важнейшего культурного ориентира).

Рассматривая секуляризацию как неизбежный и положительный в целом процесс, следует помнить также и об опасности "либерализации нравов", связанной с разворачиванием "ярмарки тщеславия", акцентом на гедонизме, чувственных удовольствиях при недостаточном внимании к "этике труда". На этом пути формируется люмпен. Речь идет о "маргинальной субкультуре" со свойственным ей приоритетом потребления, отвращением к труду, культом уголовного и политического насилия. Такая "третьемирская" перспектива культурной эволюции -- реальная опасность, стоящая перед нашим обществом (особенно перед молодежью и особенно в случае обострения проблем, связанных с началом трудовой деятельности). Реклама престижных потребительских товаров, конкурсы красоты и т.п. должны накладываться на утверждение ценностей упорного труда, самоограничения, жертвы сегодня во имя того, чтобы пожать втрое и вчетверо завтра. Весь этот блок, связанный с ценностями труда ради себя и своих близких, совершенно неведом нашему сознанию.

В силу коллективистского духа русской традиционной культуры сознание широких масс проникнуто сильнейшим конформизмом. Массовый субъект остро чувствителен к различению доминирующей и маргинальной точек зрения. С того момента, как идеология предпринимательства становится государственной, т.е. разделяется Властью, изменяется на доосознанном уровне отношение к ней самых широких масс. Теперь маргиналом, отщепенцем становится защитник социалистического выбора или антибуржуазной самобытности.

Следует стократно использовать эту особенность массового сознания. Идеология предпринимательства должна быть продублирована на всех возможных уровнях и в самой различной семантике от лубка и плаката до утонченно-философской с привлечением Лютера, Хайдеггера и Хайека.

Вместе с тем, использование авторитета Власти (государства) для укоренения бизнеса в современном российском обществе (по типу "бизнес -- это большое государственное дело") представляется малопродуктивным -- в силу десакрализации Власти в последние годы, и, более того, нецелесообразным и даже опасным, поскольку при этом предпринимательству отводится заведомо служебная, подчиненная роль. В культурном отношении такая стратегия легитимизирует скорее государственное, а не частное, предпринимательство и откроет дорогу слабой, зависимой буржуазии "третьемирского" типа.

В известном смысле и либеральная, и тоталитарная пропаганда используют, хотя и по-разному, одни и те же психологические механизмы. Если тоталитарная пропаганда, рассчитанная на гомогенизацию и унификацию общества, состоит в многократном заклинательном повторении одних и тех же примитивных формулировок-лозунгов, то пропаганда в свободном обществе представляет собой многообразное варьирование в самой различной семантике различающихся и даже как бы противостоящих внешне позиций, за которыми стоит одна и та же сущность. При этом четко осознается и отслеживается, что должно оставаться сферой свободного выбора индивида, а где выбора нет и не может быть. Например, идеологическое пространство формируется таким образом, что индивид может в соответствии со своими склонностями выбирать между тем, чтобы покупать удобные и престижные вещи или ограничивать себя, сколачивая капитал и формируя основу будущего процветания. Однако, работать, как вол, для того, чтобы делать деньги для реализации и первого, и второго, он должен в любом случае, здесь выбора нет.

Если к пропаганде тоталитарной сознание нашего общества давно адаптировалось и не воспринимает ее, то с пропагандой либерального типа оно не знакомо. Тем эффективнее будет ее воздействие.

Одна из фундаментальных особенностей любой культуры состоит в следующем: мера разработки и детализации той или иной сферы однозначно задается мерой значимости последней в культуре. Чем подробнее разворачивается нечто, чем больше об этом пишут и говорят, чем чаще каждый человек встречается с данной темой, тем более высокой значимостью наделяет ее сознание. И, соответственно, чем меньше -- тем профаннее. В предельном случае лежит табуирование некоторой сферы, для которой в культуре возникает запрет на е" обсуждение. Гелбрейт подчеркивает следующую мысль: общекультурный смысл рекламы состоит не в том, чтобы продать тот или иной конкретный товар, но в том, чтобы наделить безусловной значимостью потребление вообще, сделать его доминантой человеческой деятельности. Ценности бизнеса утвердятся как нечто самоочевидное и непреложное, если каждый человек будет пребывать в поле обсуждения либеральной экономики, ее механизмов и проблем (которое должно одинаково формироваться и аналитическими обзорами, и романами, и детективами).

Идеология, противостоящая бизнесу, должна быть обозначена в два-три штриха броскими лозунгами и карикатурными образами. Пройдет совсем немного времени, и вся эта сфера будет восприниматься как не заслуживающая сколько-нибудь серьезного внимания. Во взрослой аудитории сейчас почти все могут ответить на вопросы "когда возникла партия нового типа? какова ленинская формулировка членства в РСДРП?", и практически никто -- на вопросы "чем отличается бартер от клиринга? что такое тройская унция? чему она равняется? как соотносятся цены на золото и серебро и сколько сегодня стоит унция золота?" Эту культурную ситуацию необходимо перевернуть.

В теории модернизации давно сформулировано положение о тактике внедрения нового в традиционное сознание. Она состоит в том, что нововведения надо обязательно "насаживать" на какие то, действительные или мнимые, элементы культурной традиции. В нашем случае идеологию предпринимательства следует сращивать в массовом сознании с традицией дореволюционного предпринимательства, представляя бизнес исконным делом русского человека, прерванным злокозненными большевиками. В серии ЖЗЛ, пользующейся массовой популярностью, можно начать многотомное издание жизнеописаний выдающихся российских предпринимателей. Выстраивая их образы, можно будет сформировать идеальный образ предпринимателя со всеми его добродетелями: преданностью делу, честностью, самоограничением, купеческой этикой и т.д. Особенно стоит обращать внимание на такие моменты, как благотворительность и патриотизм. Это позволит сформировать связь ценностей предпринимательства с глубоко закрепленными в массовом сознании ценностями "национальной идеи", "государственности", "российской славы".

Необходимы многообразные работы, освещающие место предпринимательства в мировой истории (в рамках упоминавшейся идеологеммы "Частная собственность порождает цивилизацию"), задача которых -- установить устойчивую связь -- поначалу ассоциативную, а затем и смысловую -- "предпринимательства" с идеями "развития", "прогресса" и благосостояния.

В ближайшее время представляется продуктивным использовать идеологемму "Возвращение в Европейский дом". В этой схеме советская эпоха трактуется как насильственный отрыв России от процесса уверенного вхождения ее в культурное и экономическое пространство Европы. Теперь, с крахом большевизма, прерванный процесс можно продолжить.

Необходимо последовательно и целенаправлено внедрять имидж и ценности устойчивой, удобной и комфортной буржуазной жизни, подчеркивая фундаментальное отличие создаваемого на века и базирующегося на честном труде буржуазного быта от воровской "малины" или скоротечной мафиозной роскоши, в основе которых лежит награбленное.

В культуру следует внедрять образ "налогоплательщика" гражданина, который трудится, платит налоги, своим трудом содержит государство и имеет право требовать от властей отчета в расходовании средств. Это настоящий, полноценный гражданин, обладающий и правами, и обязанностями по отношению к обществу и государству. Ему противостоит люмпен, злостный безработный, уклоняющиеся от общественной деятельности и социальной ответственности.

Нужно создать ряд "звезд", конкретизирующих и персонифицирующих ценности предпринимательства. Ряд этот должен охватывать все крупные возрастные, половые и социальные категории -- "молодой парень", "зрелый мужчина", "деловая женщина", "отставник-бизнесмен" и т. д. Сама жизнь требует создать такой набор образов-образцов, и он уже складывается стихийно, надо лишь отточить его, передав в разработку специалистам по имиджу.

Наконец, надо выстроить и галерею образов отрицательной идентификации -- антиподов, антиобразцов -- люмпен, преступник, террорист, наркоман и т.д.

Работа по легитимизации бизнеса в российской культуре и общественном сознании не может быть успешной без добротного научного, теоретического обеспечения. Необходимо организовать и финансировать культурологические и социально-психологические исследования. (Один пример: в области экономической антропологии, которая занимается исследованием традиций экономического поведения и детерминацией экономики традиционной культурой общества, в нашей стране работает буквально два-три исследователя. Работа эта не имеет заказчиков, делается в стол). В равной степени необходима обратная связь, т.е. грамотный мониторинг общественных настроений, отношения к бизнесу, который позволил бы оценивать и корректировать культурную работу.


Дезинтеграция государства и стратегия негосударственных структур: пространственный аспект

Краткое резюме монографии "Анатомия советского пространства", подготовленной по заказу ИКИ КБ.


В.Каганский

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

(Краткое резюме монографии "Анатомия советского пространства", подготовленной по заказу ИКИ КБ).

Данный материал впервые был опубликован в составе сборника научных трудов Института коммерческой инженерии
"Экономика, политика, общество. Новые реалии России", 1992 г.

Происходящие ныне процессы распада СССР, охватившие и Россию, - в значительной степени обусловлены самим пространственным устройством общества и государства. Конструкция оказалась не способной к трансформации. Страна разваливается на вполне определенные части вполне определенным образом. На поверхность выходят "клубки" сил, рамки и "раны" пространства, существоввшие и раньше, но были придавлены центральной властью. Проведенный в книге анализ основывается на следующем тезисе: если пространственная система фрагментируется при отсутствии активных внешних воздействий, то прежде всего необходимо предположить, что демонстрируемая ею неустойчивость обязана самому ее устройству. Как именно было устроено "советское пространство", что именно в его устройстве оказалось взрывоопасным и предопределило нынешние болезненные процессы, что происходит сейчас и каковы тенденции, которые могут привести к устойчивому состоянию, и что это будет за состояние - на эти вопросы автор попытался ответить в монографии.

Только уяснив, что именно происходит в реальности, можно разумным образом в ней действовать. Но нынешние политические игроки вовсе не представляют поля своей игры, и их действия все время приводят к последствиям, которые они стремились предотвратить. В центре внимания общественности и политиков находятся отдельные острые ситуации и результаты некоторых процессов, но не картина в целом и не механизмы причин и следствий. Пространство нашей страны устроено совершенно особым образом, и не зная - как именно, невозможно пытаться заимствовать какие-либо зарубежные рецепты, приспособленные к совсем другим способам организации пространства.

Для удобства каждый следующий абзац отвечает отдельному разделу монографии.

Основный принцип устройства советского пространства - пронизанность всех структур властными отношениями, доминирование властного пространства, отсутствие автономии собственно экономических, административных, социальных и т.п. структур. Советское пространство - совокупность иерархически соотнесенных ячеек, одновременно самодостаточных (квазиавтаркичных) и узко специализированных. Отношения подчиненности сильнее отношений соседства, горизонтальных связей и во многом определяют последние. Основная система ячеек - административно-территориальное деление. Структуры, интегрировавшие советское пространство система комитетов компартии, а также военные и военно-промышленные структуры.

Административно-территориальное деление - привилегированное, базисное, полифункциональное, универсальное институциональное районирование, охватывающее хозяйство, управление, расселение (в том числе во многом и этносов). Каркас административных регионов - основа для всех государственных управленческих структур. Административные единицы - полифункциональные программные районы, ячейки распределения и жизнеобеспечения. Административные регионы функционально и структурно тождественны. На каркас административно-территориального деления "нанизаны" все основные сферы жизни, иерархия регионов и центров административного деления - универсальная иерархия.

Административные регионы - за редкими исключениями - моноцентрические. Они возглавляются мощными доминирующими центрами, одновременно административными, промышленными, транспортными, культурными и т.п. Эти регионы - поляризованы (центр - периферия), структура транспортной сети и особенно реальных связей центростремительна и моноцентрична. От центра административного региона к его периферии резко падает освоенность территории. Основные связи и поездки населения замыкаются в пределах этих регионов. Они - ячейки реальных, частью неформальных хозяйственных связей, образующие "властные клубки" (административные рынки). Границы административных регионов резко разрывают хозяйственную ткань территории, оказываются осями запустения.

Вне системы административного деления остаются объекты надрегиональных структур центральной власти. Между уровнями административных регионов выделяются промежуточные, собственно социально-экономические уровни районирования. Эти районы, также как и городские агломерации, будучи достаточно целостными и связными, тем не менее так и не стали реальными экономико-политическими субъектами.

Основа пространственной событийности - отношения в системе административных регионов: между уровнями, регионами одного уровня, теми и другими и группами, претендующими на то или иное положение в системе регионов. Регионализация, включая и распад единого государственного пространства, - следствие устройства страны как системы реальных, целостных, самодостаточных и слабо горизонтально интегрированных районов. Ослабление центральной власти предопределило нарастающую автономизацию административных регионов. Сейчас процесс только набирает силу. Началась регионализация Российской Федерации, на территории которой административные узловые регионы наиболее сильны. Главная проблема политики - единство государственного пространства. Основа политического спектра - отношение "унитаризм - сепаратизм". Политические силы или занимают свое место в системе интересов регионов некоторого ранга (государства в том числе), или сходят со сцены. Объективный характер и закономерности процесса регионализации не улавливаются ни общественным мнением, ни правящими силами; направленные на контррегионализацию действия только ослабляют надрегиональные структуры и усиливают регионализацию.

Регионы, до перестройки существовавшие почти исключительно как экономические силы, ныне вышли на политический рынок и оформились как самостоятельные политические (отчасти - идеологические) субъекты. Становление регионов как политических субъектов происходило независимо от политической ориентации их властей. Регионы - одновременно и реальные претенденты на государственную собственность, и реальные ячейки, где происходит приватизация. Основные стратегии регионов - использование дефицитных ресурсов, образование коалиций в пределах уровня и с несмежными уровнями региональной иерархии, союз с оппозиционными центральной власти силами, прямые бартерные обмены. Сейчас регионы уже фактически присваивают себе функции центральной власти, "захватили страну". Страну развалило на части не стремление каких-то мощных сил сломать ее административный каркас, но, напротив - стремление разных сил и групп резко увеличить свой фактический и институциональный ранг в этом каркасе.

Центральные, надрегиональные власти, стремясь сохранить собственный уровень иерархии, применяют силу (военную и финансовую), подстрекают к "бунту" составные части непокорных регионов, используют внешние и внутренние контр-регионы против отделяющихся окраинных частей страны. Сохраняющаяся возможность дерегионализации состоит только в восстановлении единства властного пространства силой и с опорой на трансрегиональные структуры военно-промышленного комплекса (однако конверсия ВПК означает его регионализацию).

Вписанные в систему административно-территориального деления этнические группы стремятся контролировать институциональные регионы или создавать новые, включая их в эту систему. Массовые движения (типа шахтерского) также берут под контроль отдельные регионы. Все влиятельные политические силы играют на региональном политическом рынке.

Негосударственные структуры независимо от их вписанности в политику и позиций в ней в настоящее время полностью ориентированы на размещение в соответствии со структурами существующего властного пространства. Административные регионы - арены их действий. Новые экономические структуры приурочены к сети центров административного пространства, но более концентрированно и поляризованно, что означает принятие биржами, банками и т.п. функций располагавшихся в таких центрах государственных органов управления товарными потоками и межрегиональными обменами. Ни одной крупной негосударственной структуры, отошедшей в своей пространственной организации и размещении от государственного пространства, нам неизвестно.

Государственная организация пространства совмещает централизацию, универсализацию регионов и центров, стабильность системы в целом и резкую неравномерность размещения, произвол в размещении отдельных звеньев. Государственное пространство не приспосабливается к реальной территории, но подчиняет и приспосабливает ее к себе.

Альтернативное государственной организации пространства размещение негосударственных структур предполагает ориентацию на те территории, которые слабее охвачены государственным контролем: периферийные и приграничные части административных узловых районов, анклавы, просто удаленные от центра территории. Слабее контроль над неинституционализированными уровнями экономического районирования и их центрами, территориями спорными и тяготеющими в разных отношениях к разным центрам, зонами с высокой долей земель, находящихся в непосредственном распоряжении центральной власти. Альтернативное размещение может быть реализовано не для отдельных объектов, но для сетей негосударственных структур, где каждый элемент мог бы размещаться в разных административных регионах.

Альтернативная государственной пространственная организация негосударственных структур должна быть полицентричной и полииерахичной при несовпадении частных иерархий и их размещений, состоять из автономных компонентов, быть способной к гибкой организации и реорганизации, перемещению своих объектов, функций и полномочий. Она должна быть ориентирована на реальное пространство, иметь приближенные непосредственно к территории субъекты принятия решений. Необходимо рассредоточение полномочий по пространственным уровням. Негосударственные структуры не могут быть организованы без учета пространственно-временных масштабов.(Вообще говоря, они должны быть устроены принципиально сходно с природнокультурным ландшафтом, что и означает радикальную альтернативу советско-государственной организации пространства).

В долгосрочной перспективе негосударственным структурам нужно комплексировать все возможности, ориентироваться на вступление в гибкие коалиции с пространственно активными группами людей, быть готовыми стимулировать создание новых государственных структур. Такие стратегии предполагают использование неконцентрированных и неформализуемых экспертных знаний о пространстве, носителями которых выступают не отдельные люди, а группы. (Без поддержки таких групп эффективная деятельность негосударственных структур в пространстве невозможна). Дальновидно было бы активировать обсуждение и внедрение альтернативных схем, проектов и прожектов организации пространства. Сегодня (и в блишайшей перспективе) основной ценностью для негосударственных структур являются материальные и правовые ресурсы, в среднесрочной перспективе их место займет размещение и организация своей деятельности в пространстве, в долгосрочной - нормальная жизнь в этом пространстве, которая предполагает его переструктурирование, эффективное использование его ресурсов, в том числе и способов размещения в нем.


[Оглавление сборника ] [ Библиотека Либертариума ]

[Вход в Либертариум ]


Московский Либертариум, 1994-2020