27 август 2020
Либертариум Либертариум

Об одном варианте использования кредитных механизмов в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности

аннотация

Все более очевидным становится, что важнейшим препятствием при реализации принятой в России Программы приватизации на 1992 г. будет отсутствие свободных средств у большинства потенциальных инвесторов. Большинство государственных предприятий сейчас испытывает затруднения даже при выплате зарплаты и часто вынуждены использовать для этого даже такие источники, как амортизационный фонд. Около 80 % текущих доходов населения идет на питание, а накопленные сбережения при современном уровне цен в среднем настолько ничтожны, что не доходят до уровня минимально необходимого резерва. (Так, по Тверской области сбережения на одного человека составляют около 2 тыс. рублей).

Это означает, что если продажа государственной и муниципальной собственности будет осуществляться только при условии немедленной оплаты, то:

а) поступления от приватизации окажутся намного ниже определенной Основными Положениями Программы Приватизации на 1992 г. суммы в 92 млрд.руб.;
б) значительная часть предназначенной в 1992 г. к приватизации государственной и муниципальной собственности будет не продана или продана существенно ниже балансовой или даже остаточной стоимости;
в) ни о каком формировании значимого в количественном отношении слоя собственников не может быть и речи.

Ситуацию может, на наш взгляд, кардинальным образом изменить использование предлагаемой ниже "кредитной схемы приватизации". Она сводится к следующему.

  1. Комитеты (Фонды) государственного имущества получают право предоставлять акции (или иные являющиеся титулами собственности ценные бумаги) приватизируемых предприятий по их номинальной стоимости в кредит "Банку приватизации". ("Банком приватизации" будем называть здесь любой негосударственный финансовый институт, через который реализуется предлагаемая схема приватизации). При этом Правительство РФ устанавливает срок, на который предоставляется кредит, процент по нему, а также долю в стоимости ценных бумаг, которая должна быть уплачена немедленно. (Предлагаемые нами условия: срок -- 3 года, процент -- 10 %, немедленная оплата -- 30 % номинальной стоимости). Можно также ввести ограничивающее правило, по которому в кредит "Банкам приватизации" могут (альтернативный вариант: должны) предоставляться только те (все те) ценные бумаги, которые не удалось продать по номинальной стоимости или выше на аукционах, конкурсах или иными способами.
  2. Ценные бумаги хранятся в "Банке приватизации" в обездвиженном и дематериализованном виде ("электронные" ценные бумаги), т.е. этот Банк выполняет функции депозитария.
  3. "Банк приватизации" предоставляет потенциальным инвесторам кредиты на покупку принадлежащих ему ценных бумаг. Кредитование осуществляется под залог покупаемых ценных бумаг. Условия кредитования, а также доля стоимости ценных бумаг, которую инвестор должен при покупке внести "живыми деньгами", определяются "Банком приватизации" самостоятельно, но не могут быть менее жесткими, чем те, на которых получил ценные бумаги он сам.
  4. Владелец ценных бумаг может совершать с ними любые сделки только после выплаты кредита, либо в случае, если кредит выплачивается в результате их совершения.
  5. В случае неплатежеспособности или прекращения существования "Банка приватизации" заемщики отвечают по своим обязательствам перед соответствующим Комитетом (Фондом) государственного имущества.

    В качестве "Банков приватизации" могут выступать любые негосударственные финансовые институты, имеющие возможность осуществлять указанную выше деятельность и получившие соответствущие разрешения. (По нашему мнению, такие разрешения должны выдаваться Госкомимуществом и Госбанком РФ). "Банки приватизации" могут также специально создаваться на базе существующих инвестиционных компаний, брокерских фирм, коммерческих банков. Представляется важным, чтобы в каждой области (регионе) было не менее одного "Банка приватизации".

    Если окажется, что в некотором региональном "Банке приватизации" хранится значительная доля ценных бумаг, обращающихся в данном регионе, то, начиная с 1993 г., этот Банк может начать играть роль центрального депозитария рынка ценных бумаг региона и регионального клирингового центра. Таким образом, он может снять с регионального отделения Сбербанка ведение приватизационных счетов и счетов "депо" по учету ценных бумаг граждан.

Полагаем, что если предложенная "кредитная схема приватизации" будет введена в действие специальным постановлением Правительства РФ не позднее первого полугодия 1992 г., то таким образом уже в этом году появится значимый дополнительный источник доходов государственного бюджета РФ.

Имеем честь сообщить также, что акционерная финансовая инвестиционная компания "ФИНКОР" готова к созданию на своей базе "Банка приватизации" для Тверской области.


Приложение 1

Концепция создания Тверского инвестиционного банка

По нашим прогнозам для осуществления приватизации по ныне предлагаемым схемам Сбербанку области потребуется дополнительно привлечь в 1992--1993 гг. около 1,5 тыс. человек. Затраты банка (требующие бюджетного финансирования) составят за 3 года не менее 60 млн.руб. Примерно столько же людей и средств потребуется областному Фонду госимущества. В итоге на приватизацию в области придется затратить за 3 года не менее 120 млн.руб. (в ценах 1991 г.) и набрать около 3 тыс. работников.

По нашим прогнозам к 1995 г. на фондовом рынке области будет обращаться ценных бумаг (ЦБ) на сумму 25--30 млрд.руб., причем каждый взрослый житель области будет инвестором. Для обслуживания такого рынка в "бумажном" виде понадобится 10--12 тыс. чел. Но и при этом не удастся поддерживать достаточный уровень ликвидности на рынке.

Облегчению описанной ситуации и решению проблем, указанных выше, могло бы способствовать создание на базе компании "ФИНКОР" Тверского инвестиционного банка, который выполнял бы функции "Банка приватизации" в указанном выше смысле, а также единой клиринговой системы и центрального депозитария рынка ЦБ области, где одновременно будут учитываться приватизационные счета, счета "депо" по учету ЦБ инвесторов, счета фондов госимущества и акционерных обществ - эмитентов. (Операции со счетами физических лиц Тверской инвестиционный банк будет осуществлять по договору с областным Сбербанком и с привлечением его отделений в районах).

Создание Тверского инвестиционного банка позволит:

  1. Полностью заменить бюджетное финансирование затрат Сбербанка области и Фонда госимущества по обслуживанию приватизации на бюджетное кредитование (единовременное) для создания клиринговой системы и центрального депозитария. Это даст доход государству в виде процентов по кредиту с высокорентабельной (со 2-го года приватизации) деятельности банка.
  2. Обеспечить безналичное движение средств (глобальные сертификаты, электронные ЦБ), что дает огромную экономию средств и материальных ресурсов.
  3. Освободить Тверское управление Сбербанка РСФСР от несвойственных ему функций.
  4. Упростить задачу Тверского Фонда госимущества по размещению ЦБ приватизируемых предприятий и их послепродажному обслуживанию.
  5. Создать единую методику, стандартизацию и отчетность в работе с ЦБ.
  6. Создать региональную электронную сеть для обслуживания рынка ЦБ.
  7. Обеспечить создание единого банка данных об инвестиционных потоках.
В настоящее время А/О Тверская финансовая компания "ФИНКОР" является единственной специализированной организацией по работе с ЦБ В Тверской области. Мы являемся членами ассоциации участников рынка ЦБ СНГ, входит в Совет этой организации, является членом проекта "Клиринг". Уже около года мы разрабатываем методику и компьютерные программы, готовим кадры для работы с ЦБ, имеем прочные связи с аналогичными организациями в других регионах. В настоящий момент подана заявка в Министерство экономики и финансов на получение генеральной лицензии на работу с ЦБ.

Приложение 2

Создание центрального депозитария и клиринговой системы на двух уровнях

В связи с отсутствием материально-технической базы и квалифицированного персонала мы предполагаем рассмотреть возможность реализации данного проекта на двух уровнях и по этапам: на первом уровне -- Центральный депозитарий, на втором -- субдепозитарии (построение уровней аналогично системе РКЦ Центрального банка России).

1. Создание двухуровневой системы (Схема 1) К созданию первого уровня -- Центрального депозитария с клиринговым центров в Твери необходимо приступить, не теряя времени, уже сейчас -- на базе находящихся в нашем распоряжении методики и программного обеспечения.

Это даст возможность:

  1. "Обкатать" автоматизированные программные продукты, подготовить основу кадрового персонала, начать работу с первыми выпусками ЦБ в электронной форме.
  2. Разработать и подготовить точный и грамотный финансовый проект, т.к. в настоящее время нами определены расходы, с известной долей вероятности, только по первому уровню, а доходы -- от работы по всей системе в целом. ( В настоящее время ни физически, ни технически невозможно определить затраты проекта по второму уровню, а из доходов не представляется возможным определить долю первого уровня. Основная сложность определяется отсутствием в стране подобных институтов с аналогичной связью, техникой и программным обеспечением. Несмотря на это, финансовая эффективность у нас сомнений не вызывает).
  3. Привлечь для реализации проекта отделения сбербанка и коммерческие банки области, с тем чтобы уже в 1992 году создать в районах и городах сеть финансово-кредитных институтов, выполняющих роль субдепозитариев фондового рынка.
  4. Разделить во времени техническое осуществление операций по:
    • счету ЦБ (депозитарий);
    • расчетным операциям с ЦБ (клиринг);
    • денежному обслуживанию расчетов по ЦБ (банковские операции).
  5. Свести потенциально большой объем сделок ЦБ (1 млн.700 тыс. населения плюс предприятия) к относительно небольшому числу участников (Схема 1), т.к. на первом уровне в основном будут обслуживаться субдепозитарии и другие финансово-кредитные институты, а на втором - население и институциональные инвесторы.
  6. Фундаментально проработать, подготовить и испытать автоматизированные программы по расчетам в системе непрерывного зачетного исполнения (НЗИ).

В указанной системе обеспечивается приведение на конец дня всех расчетов по ЦБ и деньгам к единой позиции (Схема 2), после чего со счета/на счет списываются/зачисляются требуемые суммы денег и ЦБ.

2. Переход к электронным ЦБ в обездвиженной и безбумажной форме

В настоящее время все акционерные общества заботятся только о размещении ЦБ, но никто не думает об их обслуживании. Мы предполагаем постепенно перейти к электронным ЦБ. В противном случае все ЦБ (т.к. каждый житель станет инвестором) физически невозможно будет обслужить, а "технически" они не будут обладать ликвидностью.

Реализация предложенного проекта потенциально решает указанные проблемы, а именно:

  • размещения ЦБ на первичном рынке и их регистрацию;
  • уплаты гербового сбора;
  • регистрации перепродажи ЦБ на вторичном рынке;
  • начисления процентов;
  • выплаты дивидендов;
  • погашения обязательств;
  • конверсии ЦБ;
  • доведения до инвесторов всей информации об эмитентах и предпринимаемых ими действиях;
  • сбора информации эмитентами об инвесторах и количестве находящихся у них ЦБ;
  • осутствия бланков ЦБ, что даст огромную экономию средств;
  • обеспечивает безналичное перемещение и оплату всех ЦБ.

3. Этапы работы по созданию инвестиционного банка

Работы должны вестись по следующим видам услуг и в следующие сроки:

а) Создание депозитария

  1. Учет ЦБ существующих в Твери акционерных обществ -- со второго квартала 1992 г.
  2. Учет ЦБ приватизируемых гос.предприятий в Твери -- со второго квартала 1992 г.
  3. Создание субдепозитариев в районах и городах области -- 2--3 квартал 1992 г.
  4. Обучение персонала, поставка автоматизированного программного продукта в субдепозитариях -- 3--4 квартал 1992 г.

б) Создание клиринговой системы

  1. Методическая и программная проработка -- 2--3 квартал 1992 г.
  2. Внедрение клиринга в центральном депозитарии -- 2 полугодие 1992 г.
  3. Внедрение клиринга между депозитариями в Твери -- 1 полугодие 1993 г.
  4. Внедрение клиринга по всей системе области -- 1993 г.

в) Денежное обслуживание (при этом встает вопрос регистрации банка)

  1. Начисление процентов, выплата дивидендов -- 2 полугодие 1992 г.
  2. Денежные расчеты по сделкам с ЦБ в центральном депозитарии -- 2 полугодие 1992 г.
  3. Денежные расчеты по сделкам между депозитариями в Твери -- 1 полугодие 1993 г.
  4. Денежные расчеты по сделкам в области -- 1993 г.

Схема 1

                  /------------------------------------\
                  |   Центральный депозитарий России   |
                  |   и/или центральные  депозитарии   |
                  |   других/-------------\ регионов   |
                  |         \-------------/            |
                  \-----------------+------------------/
            .                       |                       .
           / \                      |                      / \
         /     \        "Депо" счета, открытые           /     \
       /   Фонд  \      Центральным депозитарием       / Другие  \
     /государствен-\     Тверской обл. в других      / акционерные \
   / ного имущества  \  Центральных депозитариях   /    общества     \
 / (эмитент) в г.Твери \                         /(эмитенты) в г.Твери \
------------------------                       ---------------+---------
 "Депо"счета на каж- /------------------------- "Депо" счета--/
дое приват.предприят.|                                   каждого
       /-------------+---------------------------------\ акционерного
       |  /-----\ /-----\ /-----\ /-----\ /-----\ /---\| общества
       |  \-----/ \-----/ \-----/ \-----/ \-----/ \---/|-\
       |       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ    ДЕПОЗИТАРИЙ         /--\ | \---------"Депо"счет
       |   /-----\   /-----\   /-----\   /-----\  |  |-+--   /  \  субдепози-
       |   \--+--/   \--+--/   \--+--/   \--+--/  \--/ |   / Суб- \   тария
       \------+---------+---------+---------+----------/ /депозитар \
              |         |         |         |          /г.Твери (ком  \
              |         |         |         |        /банки, инвест.фон-\
              |         |         |         |      /ды,брок.компании и т.д\
              |         |         |         |     |                         \
              |         |         |         |     |/-----\  /-----\  /-----\|
              |         |         |         |     |\--+--/  \--+--/  \--+--/|
              | "Депо" счета субдепозитариев|     \---+--------+--------+---/
              |  районов и городов Тверской |         |        |        |
              |  области, открытые в Цент-  |      "Депо" счета инвесторов
              |  ральном депозитарии области|       и АО в субдепозитариях
              |         |         |         |         |    г.Твери      |
              |         |         |         |         |        |        |
              |         |         |         |       /-+-\    /-+-\    /-+-\
              |         |         |         |       |---|    |---|    |---|
              |         |         |         |       \---/    \---/    \---/
              |         |         |         |
  /-----------+---------+---------+---------+------------\
  |       Субдепозитарии районов и городов области       |
  |       (отд.сбербанка,ком.банки,брок.фирмы и т.д.)    |
  |\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#|
  |#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\|
  \--+---+---+-----+---+---+-----+---+---+-----+---+---+-/
     |   |   |     |   |   |     |   |   |     |   |   |
     |"Депо" счета, открываемые инвесторам и акционерным
    обществам в субдепозитариях районов и городов области
     |   |   |     |   |   |     |   |   |     |   |   |
    /+\ /+\ //\   /+\ /+\ /+\   /+\ /+\ /+\   /+\ /+\ /+\
    |-| |-| |-|   |-| |-| |-|   |-| |-| |-|   |-| |-| |-|
    \-/ \-/ \-/   \-/ \-/ \-/   \-/ \-/ \-/   \-/ \-/ \-/

P.S.
Первый уровень -- Центральный депозитарий
Второй уровень -- субдепозитарии

Схема 2

Принцип работы клирингового центра в депозитарии
(Центральном или субдепозитариях)

                         "Депо"   счета   клиентов

                      |              |              |
       /--------------+--------------+--------------+-------------\
       |         /----+----\    /----+----\    /----+----\        |
       |         |         |    |         |    |         |        |
       |         \----+--+-/    \-+-----+-/    \-+--+----/        |
       |              |  |д       |     |д       |  |д            |
"Депо" |              |  |е       |     |е       |  |е            |"Депо"
счета, |             Ц|  |н      Ц|     |н      Ц|  |н            |счета,
откры  |             Б|  |ь      Б|     |ь      Б|  |ь            |открытые
тые    |              |  |г       |     |г       |  |г            |данному
данному|              |  |и       |     |и       |  |и            |депози-
депози-|              |  |        |     |        |  |             |тарию в
/----\ | /----\       \--+--------+-----+--------|  |      /----\ | /----\
|    | | |    |----------| Клиринговый центр     |--/деньги|    | | |    |
|    |-+-|    |----------| Центрального / суб.   |---------/    |-+-|    |
|    | | |    |----------|    депозитария        |---------\    | | |    |
|    | | |    |  ЦБ   /--|                       |--\ ЦБ   |    | | |    |
\----/ | \----/       |  |--------+-----+--------|  |      \----/ | \----/
тарию в|              |  |д       |     |д       |  |д            |других
других |              |  |е       |     |е       |  |е            |депози-
депози-|             Ц|  |н      Ц|     |н      Ц|  |н            |тариях
тариях |             Б|  |ь      Б|     |ь      Б|  |ь            |
       |              |  |г       |     |г       |  |г            |
       |              |  |и       |     |и       |  |и            |
       |         /----+--+-\    /-+-----+-\    /-+--+----\        |
       |         |         |    |         |    |         |        |
       |         \----+----/    \----+----/    \----+----/        |
       \--------------+--------------+--------------+-------------/
                      |              |              |

                          "Депо"   счета   клиентов

P.S.
Принцип клиринговых расчетов заключается в том, что зачеты происходят не напрямую между счетами (сторонами сделки), а между счетом и клиринговым центром -- "третьей" стороной.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020