27 август 2020
Либертариум Либертариум

Экономическая реформа должна содействовать преодолению технического отставания, росту жизненного уровня населения и раскрепощению инициативы граждан страны. Реформа усиливает также ответственность граждан страны за правильное использование хозяйственных фондов, их сохранение и умножение.

Средством реформы является раздел государственного производственного имущества и передача предприятий в коллективную долевую собственность советских граждан.

I. Основные положения

  1. Народное хозяйство СССР (обобществленный сектор) делится на отдельные предприятия по производственному принципу.
  2. Каждый гражданин СССР получает равную сумму именных инвестиционных рублей. Руководящие работники получают дополнительно инвестиционные рубли в строгом соответствии со своим им служебным положением и значением руководимой ими организационной единицы.
  3. Граждане СССР имеют право вкладывать свои инвестиционные деньги в любые предприятия страны.
  4. После окончания переходного периода реформы вкладчики предприятия становятся его коллективными собственниками и имеют право:

    а) получать долю прибыли предприятия равную доле своего вклада в общей сумме всех вкладов в данное предприятие;
    б) участвовать в управлении предприятием в соответствии с суммой своего вклада;
    в) продавать свои вклады.

  5. После окончания переходного периода предприятия имеют право обмениваться товарами, услугами и деньгами на условиях взаимной договоренности.

II. Проведение реформы

  1. Экономическая реформа проводится последовательно по группам взаимосвязных предприятий. В дальнейшем они именуются реформируемыми секторами хозяйства.
  2. Реформируемый сектор делится на отдельные предприятия по производственному принципу.
  3. В каждом реформируемом секторе реформа проводится в два этапа: подготовительный и основной.
  4. В подготовительный период любой гражданин СССР может вложить любую сумму имеющихся у него инвестиционных денег в одно или несколько предприятий реформируемого сектора, а также из'ять их частично или полностью.
  5. С началом основного периода гражданин СССР, вложивший деньги в предприятие реформируемого сектора, становится его собственником в размере, равном доле его вклада в общей сумме вкладов в данное предприятие.
  6. До начала основного периода все предприятия реформируемого сектора являются обобществленными. В течение подготовительного периода обобществленные предприятия называются также открытыми. С началом основного периода все предприятия сектора об'являются народными и становятся долевой собственностью своих вкладчиков.

III. Народное предприятие

  1. Народные предприятия принадлежат своим вкладчикам и управляются ими при участии работников предприятия в рамках общих правил, устанавливаемых государством.
  2. Народные предприятия покупают и продают товары и услуги населению и другим предприятиям на условиях взаимной догововорености.
  3. Народные предприятия имеют право давать и брать взаймы; привлекать другие предприятия и индивидуальных вкладчиков к финансированию своей деятельности, а также финансировать деятельность других предприятий на условиях долевой собственности.
  4. Общая сумма всех вкладов в народное предприятие называется его стоимостью и является рыночной оценкой предприятия в инвестиционных рублях.
  5. Каждый вкладчик народного предприятия имеет право получать долю распределяемой прибыли предприятия, равную доле своего вклада в стоимости предприятия. Он имеет также право управлять предприятием в соответствии с суммой своего вклада.
  6. Крупные народные предприятия управляются администрацией выбираемой на ежегодных собраниях вкладчиков. В промежутках между собраниями администрацию контролирует избираемое на собрании правление. В период реформы в число членов правления обязаны быть избраны работники отраслевых и территориальных органов хозяйственного управления, осуществлявшие руководство предприятием в дореформенный период.
    Собрание вкладчиков также принимает хозяйственные решения и распределяет прибыли.
  7. Органы государственной власти заблаговременно формируют органы хозяйственной опеки для контроля за деятельностью крупных предприятий по доверенности их вкладчиков. Экономической функцией органов хозяйственной опеки является защита: малоквалифицированных вкладчиков от злоупотреблений администрации предприятия и экономики от дестабилизирующих действий неопытных вкладчиков.
  8. Работники сферы управления в соответствии со своим служебным yположением получают дополнительные суммы инвестиционных денег, позволяющие им составить руководящее ядро среди вкладчиков народных предприятий. Руководящие работники предприятий и органов хозяйственного управления получают инвестиционные деньги в прямой зависимости от стоимости предприятия и, таким образом, непосредственно заинтересованы в привлечении вкладчиков.
  9. В процессе проведения реформы граждане получат право продавать и покупать вклады. Одновременно право покупать вклады и продавать купленные получат народные предприятия.

IV. Новые предприятия

  1. С началом реформы граждане страны и народные предприятия смогут организовывать индивидуально или в складчину новые народные предприятия, деятельность которых не выходит за рамки уже реформированных и реформируемых в текущий момент секторов.

V. Организация товарно-денежных потоков между предприятиями

  1. Народные предприятия осуществляют взаимопоставки товаров, услуг и денег на условиях взаимной договоренности.
  2. Сохраняется в основном существующий ныне порядок управления обобществленными предприятиями и товарными потоками между ними.
  3. Органы хозяйственного управления планируют производство на обобществленных предприятиях группы товаров, предназначенных для народных предприятий. Фонды этих товаров распределяются среди народных предприятий путем проведения централизованных торгов-аукционов по принципу "кто больше заплатит".
  4. Органы хозяйственого управления могут разрешать децентрализованную y продажу за наличный расчет сверхплановой продукции обобществленных предприятий, полностью выполнивших свои плановые производственные задания.
  5. Органы хозяйственного управления закупают на централизованных торгах по принципу "кто дешевле продаст" продукцию народных предприятий, предназначенную для использования на обобществленных предприятиях. Закупленные фонды товаров распределяются среди обобществленных предприятий в обычном плановом порядке.
  6. Обобществленные предприятия осуществляют, кроме того, децентрализованную закупку товаров у народных предприятий. Органы хозяйственного управления контролируют эти расходы с помощью системы нормативов ( аналогично нормативам расходывания фонда заработной платы ).
  7. Границы реформируемых секторов выбираются так, чтобы товарные потоки между народными и обобществленными предприятиями имели относительно небольшую номенклатуру и поддавались централизованному контролю.
  8. Открытое предприятия заключает предварительные договора на тех же правах, что и народное. Оно может отказаться от заключенных договоров с последующей выплатой неустойки. Заключая предварительные договора и отказываясь от них, предприятия заблаговременно формируют свою производственную программу и балансируют товарно-денежные потоки в реформируемом народном хозяйстве.
  9. В условиях труднопредсказуемой коньюнктуры народные предприятия, особенно потребительского сектора, будут первоначально воздерживаться от покупки дорогих инвестиционных товаров, используя вместо них наличные резервы интенсификации производства. Низкий спрос на инвестиционные товары позволит провести значительную реиндустриализацию промышленности группы А без снижения уровня конечного потребления.
  10. Органы хозяйственного управления заблаговременно организуют посреднические, снабженческие и кредитные народные предприятия. Их, как правило, возглавляют работники отраслевых и территориальных органов, осуществлявших руководство предприятиями в дореформенный период.

VI. Инвестиционные деньги

  1. Стоимость основных производственных фондов страны (без стоимости сельс.Охозяйственных угодий; разведанных месторождений полезных ископаемых; лесов, имеющих производственное значение; земель, отведеннных под несельскохозяйственные предприятия и др.) составляла на 1.1.1984 г 1403 млрд руб (в сопоставимых ценах 1973 г). Подавляющая часть этих фондов находится в государственной, колхозной и кооперативной соственности.
  2. Стоимость посевных земель обычно оценивается в 6-10 урожаев. Валовая продукция растениводства в 1971-1980 гг составляла в среднем 54 млрд руб в год ( в сопоставимых ценах 1973 г ), и, значит стоимость всех посевных земель не меньше 324 млрд руб, причем 97% этих земель,общей стоимостью не менее 315 млрд руб принадлежит сельскохозяйственным предприятиям.
  3. Капитальная стоимость предприятий народного хозяйства СССР, таким образом, составляет по крайней мере 1718 млрд руб и значит эмиссия инвестиционных денег на сумму 1700 млрд руб обеспечена производственным имуществом СССР, находящимся в государственной, колхозной и кооперативной собственности.
  4. Из 1700 млрд руб инвестиционных денег 1350 млрд руб, или 80%, предполагается раздать равными суммами по 5000 руб каждому гражданину СССР.
  5. Остальные 350 млрд инвестиционных рублей распределяются среди работников, осуществляющих управление страной, что позволит им составить руководящее ядро среди вкладчиков народных предприятий. Размер выплат должен создавать высокую заинтересованность работников управления в проведении реформы.
  6. Руководящие работники предприятий и органов хозяйственного управления получают инвестиционные деньги в прямой зависимости от стоимости предприятий, находящихся в их подчинении, и, таким образом, непосредственно заинтересованы в привлечении вкладчиков.
  7. Руководящие работники советских органов власти получают инвестиционные деньги в зависимости от численности населения руководимой ими территориальной единицы, а также от стоимости предприятий, находящихся в их непосредственном подчинении.
  8. Руководящие работники территориальных партийных органов получают инвестиционные деньги в зависимости от численности населения территории и стоимости всех размещенных на ней предприятий.

VII. Краткое обоснование реформы

  1. Увеличение масштабов народного хозяйства, расширение номенклатуры производимых товаров и ускорение их обновления, вызванное НТП, делают невозможными эффективные централизованное управление и контроль за взаимопоставками предприятий и требуют перехода к прямым хозяйственым связям между ними.
  2. В условиях прямых хозяйственных связей твердые государственные цены создают систему приоритетов в производстве, не совпадающую с народнохозяйственным спросом и тем самым разбалансируют народное хозяйство. Поэтому необходим переход от твердых государственных цен к свободным договорным.
  3. Для мотивациии коллектива предприятия на выполнение заказов потребителей и снижение издержек производства требуется, чтобы часть получаемой предприятием прибыли была доступна ему в виде наличных денег для материального вознаграждения. Доля материального вознаграждения в прибыли должна быть фиксирована с тем, чтобы мотивация к ее изменению не перевешивала мотивацию к производственной деятельности. Единный государственный налог на прибыль предприятий являлся бы наилучшим решением.
  4. Во избежании хищнического использования производственных фондов в условиях мотивации на увеличение прибыли необходим децентрализованный контроль за их эксплуатацией и обновлением. Он достигается передачей предприятий в коллективную долевую собственость граждан, благосостояние которых, тем самым, становится в прямую связь со стоимостью принадлежащего им предприятия.
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020