27 август 2020
Либертариум Либертариум

Пояснительная записка
к модельному проекту Закона Украины
"О гражданском (общественном) контроле за государственной деятельностью"

1. Закон Украины "О гражданском (общественном) контроле за государственной деятельностью" является характерным следствием политической ситуации в посттоталитарной Украине и отражает убежденность людей в том, что наибольшую политическую опасность для человечества в ХХ в. представляла бесконтрольная власть сверхдержав, которым в первой половине этого столетия удалось присвоить большую часть интеллектуальных, энергетических и материальных ресурсов гражданского общества в Восточной и Центральной Европе.

Именно опыт и уроки авторитаризма подвигли современные посттоталитарные страны на принятие существенно обновленных конституций, реформу избирательных систем, возрождение многопартийности и т.п. Вместе с тем, даже в современных западных демократиях ключевым элементом и гарантом демократии остается способность граждан получать информацию и контролировать свое правительство.

Только хорошо осведомленная общественность может сознательно исполнять свои обязанности по формированию политических направлений и регулированию деятельности органов власти. Если деятельность правительства, исполнительной власти покрыта тайной, указанные цели теряют всякий смысл.

Особенностью существующей ситуации в данной области в Украине стало то, что тут не произошло радикального обновления политических элит, не была введена люстрация, ценности аппарата, бюрократии в целом ряде политических ситуаций оказались слишком сильными, а общественная активность, соответственно, подорванной.

Ставка на сильную исполнительную (президентскую) власть себя не оправдала, правительственные структуры оказались малоподвижными, не поспевающими за быстрым развитием событий. Патернализм дополнился информационным кризисом, прямым диктатом исполнительных структур над обществом, финансовым и экономическим вымогательством бюрократии. Все это включило в повестку дня необходимость произвести переоценку демократического потенциала правовой системы Украины и заставило признать, что конституционная реформа была лишь началом более основательных политико-правовых мер.

Таковы общеполитические факторы разработки данного Закона. Вместе с ними нужно констатировать наличие более конкретных стимулов предложенных изменений. Прежде всего, речь идет об украинской ситуации лишь формально контролируемой населением исполнительной власти, об административном произволе на местах, чиновничьем диктате и массовых злоупотреблениях служебным положением в Украине.

Вполне понятно, что для пресечения злоупотреблений и коррупции одного закона недостатчно. Однако закон об общественном контроле за деятельностью государственной исполнительной власти необходим. Его цель -- четко очертить прогрессивные идеи украинского политического возрождения, наметить стратегию правовых и организационных мер в русле политики признания ценностей автономной личности, самоуправления, инициативы на местах и демократии на деле.

2. Модельный проект Закона построен как многослойный комплексный документ. Он состоит из шести глав и приблизительно шестидесяти статей, связанных общей идеей первичности народного суверенитета по отношению к суверенитету государственному.

Первая глава закона определяет основы общественного контроля за государственной деятельностью. В ней дано определение общественного контроля, указываются его предмет, субъекты, а также основные принципы. В Законе подчеркивается, что все члены гражданского общества в Украине свободны в своем политическом выборе, из чего следует уважение каждым свободы других и свободный доступ каждого к контролю за политикой Украинского государства, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, всех остальных государственных органов и должностных лиц как в центре, так и на местах.

3. Глава вторая Закона посвящена принципам информационных отношений между общественностью и структурами государственной исполнительной власти. В этой части Закон исходит из презумпции, что свободное и быстрое развитие общества происходит только при условии неограниченного общественного дискурса по поводу главных проблем современности. Такой дискурс должен быть критическим прежде всего по отношению к исполнительной власти, а потому нуждается в гарантиях от принудительного вмешательства в него государства и его агентов. Ведь только общество имеет право решать, какие именно задачи и когда нужно ставить перед государством и его органами, должностными лицами, а не наоборот.

Закон исходит также из идеи о том, что именно государственные исполнительные структуры сегодня представляют собой наибольшую потенциальную опасность для свободы информационного обмена, доступа граждан к информации о деятельности государства вообще. Закон ограничивает случаи возможного засекречивания информации государством, запрещает принудительное изъятие государственными органами информационных ресурсов гражданского общества и частных лиц. Закон содержит статью о запрете произвольного уничтожения информации органами государственной исполнительной власти, а также статью о гарантиях опубликования информации критического по отношению к государственной исполнительной власти и ее должностным лицам содержания.

4. Поскольку общественный контроль за государственной деятельностью по основным видам подразделяется в Законе на парламентский и внепарламентский, то третья глава Закона посвящена исключительно парламентским формам контроля за деятельностью структур исполнительной власти. К субъектам парламентского контроля за государственной исполнительной властью Закон относит Верховную Раду Украины в целом, ее комитеты и комиссии, депутатские группы и фракции, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также отдельных народных депутатов Украины.

В случаях, когда действующее законодательство Украины уже содержит в себе специальные нормативно-правовые акты о статусе и компетенции указанных субъектов, Закон ограничивается необходимым количеством бланкетных норм (о комитетах, Уполномоченном по правам человека, народных депутатах). Там же, где конкретизирующее законодательство отсутствует, данная глава Закона содержит необходимый перечень контрольных полномочий субъектов парламентского контроля. Характерной особенностью этой части Закона является перечень гарантий контрольных полномочий Верховной Рады Украины в целом, а также специальных прав временных следственных (контрольных) комиссий, депутатских групп (фракций) Верховной Рады, сопровождающихся необходимыми правовыми гарантиями.

В отдельных статьях Закона определено, что парламентскому контролю подлежат не только исполнительные структуры власти, силовые министерства и ведомства, но и деятельность Президента Украины как в мирное время, так и в условиях чрезвычайного или военного положения. Закон не разрешает вводить какие бы то ни было дискреционные полномочия должностных лиц государственной исполнительной власти всех категорий, а также устанавливает дополнительные гарантии свободы слова при осуществлении контроля за государственной исполнительной властью в Украинском парламенте. Фактически Закон исходит из того принципа, что свобода слова в парламентских стенах должна быть неограниченной.

5. Глава четвертая Закона посвящена основным формам внепарламентского контроля за деятельностью государственной исполнительной власти. Среди субъектов данного вида контроля Закон называет политические партии, общественно-политические движения, общественные правозащитные организации, другие объединения граждан, а также граждан и иных лиц, проживающих в Украине.

В данной главе Закона подчеркиваются сущность и основные признаки контроля партий за деятельностью государственной исполнительной власти, ее органов и должностных лиц, а также указывается на особенности контроля за деятельностью исполнительных структур со стороны общественно-политических движений. Главную же структурную часть данной главы образуют статьи, посвященные основам, предмету, правам и процедуре контроля общественных правозащитных организаций за деятельностью органов и должностных лиц государственной исполнительной власти.

Нужно отметить, что данный структурный раздел Закона является очевидной новеллой в украинском законодательстве. Ведь правозащитные организации в Украине существуют давно, опыт работы у них значителен, они имеют широкие внутренние и международные связи. При этом их статус и контрольные в отношении органов государственной исполнительной власти права до последнего времени нигде в законодательных актах и официальных документах не признавались и не обеспечивались. Если не считать беглого упоминания об этих организациях в Законе Украины "Об обращениях граждан", нормативное обеспечение контрольной и вообще любой другой деятельности общественных правозащитных организаций в Украине отсутствует.

Это недопустимо, ведь правозащитные организации -- уникальный политический продукт посттоталитарных стран, воплощение в них живого гражданского начала. Не только в Украине, но и в странах Восточной и Центральной Европы эти организации занимают ведущее место в сдерживании государственной бюрократической экспансии, обеспечении режима соблюдения органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами гражданских прав и свобод, гарантировании гражданского мира и согласия в целом.

В Законе правозащитные организации толкуются как объединения граждан, которые "профессионально" обладают общей контрольной компетенцией. Именно поэтому контрольные права правозащитных организаций общего характера определяются и гарантируются данным Законом. Что же касается более конкретных специальных прав этих организаций в их отношениях с Прокуратурой Украины, органами МВД и Службой безопасности Украины, администрациями исправительно-трудовых учреждений, армией, то они должны предусматриваться в специальном законодательстве, вплоть до внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный и другие кодексы Украины.

6. Четвертая глава Закона предусматривает внедрение таких институтов, как "общественное следствие" правозащитных организаций, отдельно регламентирует общее содержание их заключений и публичных обращений. Завершают Закон главы пятая и шестая, в которых представлена инкорпорация существующих в Украине, но рассредоточенных по разным нормативным актам контрольных полномочий органов местного самоуправления в отношении государственной исполнительной власти. Закон указывает основные формы подобного контроля, перечисляет основные права органов местного самоуправления в этой сфере.

Заключительные статьи Закона посвящены непосредственному контролю граждан и других лиц, проживающих в Украине, за деятельностью государственных органов и должностных лиц. В этой заключительной части Закон указывает на наиболее важные в Украине формы прямого контроля граждан за деятельностью государства, а также содержит необходимые процессуальные гарантии подобного контроля.


Закон Украины
О гражданском (общественном) контроле за государственной деятельностью

(модельный проект)
[модельный проект настоящего закона создан по инициативе Харьковской правозащитной группы]

Целью настоящего Закона является обеспечение неотъемлемых конституционных и иных предусмотренных международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, прав и свобод человека, подчинение политики Украинского государства, деятельности его органов и должностных лиц интересам гражданского общества, установление эффективного общественного контроля за осуществлением государством своих конституционных функций.

Раздел I.
Общие основы общественного контроля за государственной деятельностью

Статья 1. Понятие общественного контроля за государственной деятельностью

Общественным контролем за государственной деятельностью в соотвествии с настоящим Законом признается проверка, а также надзор с целью проверки государственной деятельности, которые осуществляются Верховной Радой Украины, ее органами, народными депутатами Украины, объединениями граждан и отдельными лицами с целью защиты прав и свобод человека, подчинения политики государства, деятельности его органов и должностных лиц интересам общества в Украине.

Статья 2. Понятие государственной деятельности

Государственной деятельностью в соответствии с настоящим Законом признается осуществление внутренней и внешней политики Украинским государством в целом, деятельность каждой из конституционных ветвей государственной власти, а также всех государственных органов и должностных лиц в Украине.

Не считается государственной деятельностью производственная или иная, непосредственно направленная на получение прибыли, деятельность государственных, а также с государственной долей в собственности, учреждений, предприятий и организаций.

Статья 3. Понятие гражданского общества

Гражданским обществом в соответствии с настоящим Законом признается структурированное самоуправляющееся негосударственное звено Украинского народа. Гражданское общество является доминирующим фактором общественного прогресса, оно имеет принципиальное верховенство над государством.

Гражданское общество не является ассоциацией, основанной на коллективном интересе. Все его члены свободны в своем жизненном выборе, что предусматривает уважение каждым свободы других и равный доступ каждого к контролю за политикой Украинского государства, деятельностью его органов и должностных лиц.

Статья 4. Принципы взаимоотношений гражданского общества и государства

Интересы гражданского общества являются приоритетными по отношению к интересам Украинского государства.

Политика Украинского государства, деятельность его органов и должностных лиц является открытой для общественного контроля.

Жизнь гражданского общества в Украине основывается на приоритете свободы.

Политика Украинского государства основывается на приоритетах гражданского мира, безопасности и стабильности.

Свобода жизненного выбора является главным принципом жизнедеятельности гражданского общества в Украине. Для этого каждому гарантируется осуществление всей полноты принадлежащих ему прав и свобод.

Обязанность действовать исключительно в пределах законных полномочий является основным следствием политической свободы народа для государственных органов и должностных лиц.

Общественный прогресс в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического плюрализма, государственные должностные лица не могут выступать арбитрами в области общественных интеллектуальных проектов и идей.

Любая государственная экспертиза общественных интеллектуальных проектов не может признаваться окончательной. Императивное вмешательство государства в сферу науки, культуры, религии или искусства запрещается.

Право определять и изменять характер и принципы политических отношений гражданского общества и государства принадлежит народу и не может быть узурпировано государством, его органами и должностными лицами.

Статья 5. Правовые гарантии общественного контроля за государственной деятельностью

Контрольные в отношении государственной деятельности полномочия высших представительных органов, политических партий, правозащитных организаций, местного самоуправления, иных объединений граждан признаются и гарантируются Конституцией и законами Украины.

Граждане Украины осуществляют контроль за государственной деятельностью на основе всего объема принадлежащих им политических прав и свобод.

Гарантии контроля граждан Украины за государственной деятельностью устанавливаются Конституцией Украины, Законом Украины "Об обращениях граждан", настоящим Законом, другими законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют контроль за государственной деятельностью на основании Конституции Украины, Закона Украины "О правовом статусе иностранцев", Закона Украины "О беженцах", настоящего Закона, а также международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 6. Запрет политической диктатуры

Общественные решения, принятые на референдуме или иным конституционным демократическим путем, не могут отменяться государством, его органами и должностными лицами.

Диктатура государства, его органов и должностных лиц по отношению к гражданскому обществу и его членам является противоправной. Не считается диктатурой временный режим военного или чрезвычайного положения, установленный на законных основаниях соответствующими субъектами в пределах их законных полномочий.

Установление военного или чрезвычайного положения без законных оснований, ненадлежащими субъектами, с превышением законных полномочий или с нарушением установленных законом сроков действия является актом политической диктатуры.

Статья 7. Формы общественного контроля за государственной деятельностью

Общественный контроль за государственной деятельностью осуществляется в парламентских и внепарламентских формах на основании Конституции и законов Украины.

Парламентский контроль за государственной деятельностью осуществляется Верховной Радой Украины, ее комитетами и комиссиями, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, депутатскими группами (фракциями) и народными депутатами Украины.

Внепарламентский контроль за государственной деятельностью осуществляется объединениями граждан, гражданами Украины, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в Украине.

Раздел II.
Информационные отношения гражданского общества и государства

Статья 8. Понятие информации и новой информации

Информацией в соответствии с настоящим Законом считаются сведения о событиях и явлениях, происходящих или имеющих место в обществе, государстве и окружающей природной среде.

Новой информацией в соответствии с настоящим Законом считаются сведения о событиях и явлениях в обществе, государстве и окружающей природной среде, содержание которых не может быть заранее определено или предсказано субъектами информационных отношений.

Статья 9. Информация, получение которой относится к исключительным функциям государства

Информацией, получение, использование и хранение которой относится к исключительным функциям государства в соответствии с настоящим Законом считаются сведения, которые предоставляются Президенту Украины и органам государственной исполнительной власти Службой безопасности Украины, Министерством внутренних дел Украины, Министерством иностранных дел Украины, органами военной разведки и контрразведки, а также другими специальными государственными органами.

По своему содержанию эта информации может быть открытой или отнесенной к "Своду сведений, составляющих государственную тайну Украины (ССГТ)".

Не может считаться таковой информация, поступающая к Президенту Украины и органам государственной исполнительной власти от общественных (отечественных и зарубежных) или иных частных источников.

Статья 10. Основы информационных отношений гражданского общества и государства

Информация о деятельности Украинского государства, его органов и должностных лиц является открытой для общественности.

Информационные отношения гражданского общества и государства основываются на признании следующих положений:

  • 1) гражданскому обществу принадлежит приоритет перед государством в получении новой информации любого содержания, за исключением информации, получение, использование и хранение которой относится к исключительным функциям государства;
  • 2) любые государственные ограничения новой информации, получение, использование и хранение которой не относится к исключительным функциям государства, запрещается;
  • 3) ограничения государством распространения в обществе информации, получение, использование и хранение которой не относится к исключительным функциям государства, возможно только в отношении информации с заранее известным или предсказуемым содержанием;
  • 4) ограничение государством получения, распространения, использования и хранения информации с заранее известным или предсказуемым содержанием может осуществляться исключительно на основании закона;
  • 5) запрещается ограничение государством получения, распространения, использования и хранения в обществе информации мировоззренческого, религиозного, философского, научного или художественного содержания;
  • 6) лицензирование государством, его органами и должностными лицами деятельности объединений граждан и частных лиц, направленной на получение доступа и на использование национальных или международных компьютерных, кабельных, спутниковых и других информационных систем (сетей) общего пользования запрещается;
  • 7) общий перечень сведений, составляющих содержание государственной и другой предусмотренной законом тайны, должен быть исчерпывающе определен и доведен до сведения общественности;
  • 8) общие правила хранения и доступа к информации, содержащей государственную или другую предусмотренную законом тайну, должны быть исчерпывающе определены и доведены до сведения общественности;
  • 9) общий перечень сведений, которые по желанию их собственника могут быть отнесены к категории конфиденциальной информации, должен быть определен в законе и доведен до сведения общественности;
  • 10) охрана государственной тайны является прерогативой государства, его органов и должностных лиц. Частные физические лица и объединения граждан, за исключением официально допущенных к сведениям, отнесенных к государственной тайне, не несут ответственности за разглашение государственной тайны;
  • 11) принятие любыми государственными органами нормативно-правовых актов, запрещающих государственным органам, учреждениям и должностным лицам предоставлять сведения несекретного содержания работникам средств массовой информации, запрещается;
  • 12) любые письма частных лиц, поступившие в адрес средств массовой информации, не могут самоуправно передаваться руководителями или сотрудниками средств массовой информации третьим лицам в любом случае;
  • 13) журналист или издатель, сотрудничающие с органами Службы безопасности Украины в качестве ее агентов, дискредитируют репутацию средств массовой информации и подрывают основы доверия гражданского общества к свободе слова в Украине;
  • 14) если журналист меняет сферу своей деятельности и становится государственным должностным лицом, не прерывая при этом своих профессиональных отношений со средствами массовой информации, то при принятии его на государственную службу и при подписании контракта он должен избегать обязательств в отношении двусторонней лояльности; такое разделение профессиональных обязанностей служит поддержанию репутации свободы слова и других приоритетов гражданского общества в Украине.

Информационные отношения гражданского общества и государства в Украине определяются Законом Украины "Об информации", Законом Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине", Законом Украины "О телевидении и радиовещании", Законом Украины "Об информационных агентствах", Законом Украины "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации", Законом Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях", Законом Украины "О государственной тайне", настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 11. Опубликование информации критического содержания

Опубликование достоверной информации критического содержания, компрометирующей политику Украинского государства, деятельность его органов и должностных лиц в глазах общественности не может быть основанием для привлечения к ответственности.

Опубликование достоверной информации критического содержания, компрометирующей деятельность Президента Украины, не составляет предусмотренного частью второй статьи 105 Конституции Украины посягательства на честь и достоинство его личности.

Публичная критика деятельности (бездействия), а также решений Президента Украины, Премьер-министра Украины, министров Кабинета Министров Украины, других государственных должностных лиц в Украине не может быть основанием для привлечения к ответственности.

Статья 12. Опубликование информации о выборных должностных лицах

Информация о личности гражданина, претендующего на выборную государственную должность, занимающего ее или занимавшего ее ранее, не составляет предусмотренной законом государственной тайны, не относится к конфиденциальной информации и может быть опубликована в любом случае.

Статья 13. Ограничения режима секретности информации

Режим секретности информации, содержание которой составляет государственную тайну, а также информации, полученной в результате осуществления исключительных функций государства, не может устанавливаться на срок свыше тридцати лет.

Информационные ресурсы, срок режима секретности которых истек, становятся публично открытыми. Специального разрешения на доступ к ним или на их опубликование не требуется.

Статья 14. Запрет на произвольное уничтожение информации

Информация, полученная, использованная или сохраненная вследствие осуществления исключительных функций государства, не может уничтожаться по решению органов государственной исполнительной власти и их должностных лиц. Уничтожение такой информации должно осуществляться под общественным контролем, на основании закона или постановления Верховной Рады Украины.

Информация о геноциде, политических, этнических, религиозных или других массовых репрессиях, совершенных от имени государства его органами и должностными лицами, а также информация о коррупции, взяточничестве и других предусмотренных Уголовным кодексом Украины злоупотреблениях государственной властью, не относится к категории государственной или другой предусмотренной законом тайны. Уничтожение этой информации государственными органами или государственными должностными лицами запрещается.

Не допускается уничтожение по идеологическим или политическим мотивам информационных ресурсов, принадлежащих Украинскому государству на праве собственности.

Статья 15. Запрет на уничтожение информации гражданского общества

Информация, принадлежащая на праве собственности частным лицам или объединениям граждан, не может быть уничтожена по решению органов государственной исполнительной власти или их должностных лиц.

Решение о принудительном уничтожении такой информации является прерогативой суда и должно основываться на законе.

Принудительный выкуп или иное изъятие информационных ресурсов гражданского общества в государственную собственность запрещается.

Раздел III.
Парламентский контроль за государственной деятельностью

Статья 16. Субъекты парламентского контроля за государственной деятельностью

Парламентский контроль за государственной деятельностью осуществляется Верховной Радой Украины, ее комитетами и комиссиями, депутатскими группами (фракциями), Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, народными депутатами Украины.

Статья 17. Источники полномочий субъектов парламентского контроля

Полномочия субъектов парламентского контроля за государственной деятельностью определяются Конституцией Украины, Законом Украины "О комитетах Верховной Рады Украины", Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека", Законом Украины "О смещении с поста Президента Украины в порядке импичмента", Законом Украины "О статусе народных депутатов Украины", Регламентом Верховной Рады Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 18. Основы контрольной деятельности Верховной Рады Украины

Верховная Рада Украины в соответствии с установленными Конституцией Украины полномочиями непосредственно или через свои органы осуществляет контроль за обеспечением прав и свобод человека и гражданина в Украине, соблюдением законов и других принимаемых ею актов, за исполнением общегосударственных программ и Государственного бюджета, деятельностью Президента Украины, государственных органов, а также государственных должностных лиц.

Статья 19. Полномочия Верховной Рады Украины по контролю за государственной деятельностью

Для осуществления парламентского контроля за государственной деятельностью к ведению Верховной Рады Украины относится:

  • 1) контроль за соответствием полномочий Президента Украины, компетенции органов государственной исполнительной и судебной власти их конституционным функциям;
  • 2) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Украине через Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • 3) надзор за надлежащим осуществлением органами государственной исполнительной власти правомочий собственника в отношении земли и других природных ресурсов, отнесенных в соответствии с Конституцией Украины к объектам права собственности Украинского народа;
  • 4) контроль за исполнением Государственного бюджета Украины, а также контроль за использованием средств Государственного бюджета через Счетную палату;
  • 5) контроль за использованием государственными органами и должностными лицами финансовых займов, полученных от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, не предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
  • 6) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и международном положении Украины;
  • 7) проверка обоснованности представления Президента Украины об объявлении состояния войны или заключении мира;
  • 8) контроль за использованием Президентом Украины Вооруженных сил Украины и других воинских формирований в соответствии с его полномочиями;
  • 9) проверка наличия оснований для объявления Президентом Украины чрезвычайного положения в отдельных местностях или на всей территории Украины;
  • 10) проверка наличия оснований для объявления Президентом Украины всеобщей или частичной мобилизации, а также объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
  • 11) заслушивание Программы деятельности Кабинета Министров Украины;
  • 12) контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины;
  • 13) заслушивание отчетов Кабинета Министров Украины и содокладов комитетов Верховной Рады Украины по этому поводу;
  • 14) заслушивание отчетов членов Кабинета Министров Украины об их деятельности;
  • 15) анализ и оценка ежегодных письменных отчетов Генерального прокурора Украины, Председателя правления Национального банка Украины, главного редактора газеты Верховной Рады Украины, других органов и должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой (кроме судебных органов и судей); в случае необходимости заслушивание этих отчетов на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины;
  • 16) проверка соответствия лиц, представленных Президентом Украины Верховной Раде Украины для утверждения на должности, требованиям Конституции и законов Украины в отношении данных должностей;
  • 17) проверка целесообразности предоставления Украинским государством помощи другим государствам, направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, а также допуска на территорию Украины подразделений вооруженных сил иностранных государств или международных организаций;
  • 18) контроль за структурой, численностью, определением функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Национальной гвардии Украины, Министерства внутренних дел Украины, Внутренних войск Украины, Пограничных войск Украины, воинских подразделений Министерства Украины по чрезвычайным ситуациям и по защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы, других созданных в соответствии с Конституцией и законами Украины вооруженных формирований;
  • 19) контроль за перемещением по территории Украины, а также -- на основе особой схемы контроля -- в радиусе 200 (двухсот) километров от столицы Украины города Киева подразделений Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, других созданных в соответствии с Конституцией и законами Украины вооруженных формирований;
  • 20) контроль за проведением очередных или внеочередных выборов в Верховную Раду Украины, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления;
  • 21) проверка наличия оснований для лишения народных депутатов Украины парламентской неприкосновенности;
  • 22) осуществление других видов парламентского контроля в рамках Конституции Украины.

Статья 20. Гарантии контрольных полномочий Верховной Рады Украины

Контроль Верховной Рады Украины за государственной деятельностью обеспечивается установлением парламентской ответственности и других средств парламентского воздействия, предусматривающих:

  • 1) внесение изменений в Конституцию и законы Украины, в том числе внесение изменений в законодательное определение компетенции и полномочий Президента Украины, органов государственной исполнительной власти в Украине и их должностных лиц;
  • 2) смещение Президента Украины с должности в порядке особой процедуры (импичмента);
  • 3) объявление всеукраинского референдума по народной инициативе, в том числе о досрочном прекращении полномочий Президента Украины;
  • 4) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины по требованию народного депутата Украины, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанному не менее, чем одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины;
  • 5) принятие решения об оценке Программы деятельности Кабинета Министров Украины;
  • 6) принятие решения о недоверии Премьер-министру Украины, отдельным членам Кабинета Министров Украины или Кабинету Министров Украины в целом, что влечет за собой их отставку;
  • 7) выражение недоверия Генеральному прокурору Украины, что влечет за собой его отставку;
  • 8) отказ в утверждении на высших правительственных и других государственных должностях лиц, подлежащих, в соответствии с Конституцией Украины, утверждению на должности Верховным Советом Украины;
  • 9) согласие на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народных депутатов Украины и должностных лиц, которым в соответствии с Конституцией и законами Украины гарантируется неприкосновенность;
  • 10) отказ в избрании на государственные должности тех лиц, которые в соответствии с Конституцией Украины избираются на свои должности Верховной Радой Украины, если конкретные кандидаты не соответствуют требованиям Конституции Украины и законов Украины относительно таких должностей;
  • 11) отказ в утверждении Государственного бюджета Украины, а также внесение в него изменений;
  • 12) отказ в утверждении общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития и общегосударственных программ охраны окружающей среды;
  • 13) создание временных следственных комиссий для парламентского расследования по вопросам, представляющим общественный интерес;
  • 14) создание временных специальных комиссий для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Верховной Рады Украины;
  • 15) создание в случае необходимости временных контрольных и ревизионных комиссий;
  • 16) применение других предусмотренных Конституцией, Регламентом Верховной Рады Украины и законами Украины мер воздействия на деятельность государственных органов и их должностных лиц.

Статья 21. Комитеты Верховной Рады Украины

Для осуществления законотворческой работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, содействия претворению в жизнь законов Украины и других решений, принятых Верховной Радой Украины, а также контроля за государственной деятельностью Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов Верховной Рады Украины и избирает их председателей.

Полномочия и порядок работы комитетов Верховной Рады Украины определяются Конституцией Украины, Законом Украины "О комитетах Верховной Рады Украины", Регламентом Верховной Рады Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

Кандидатуры для избрания председателей комитетов Верховной Рады Украины выдвигаются, в соответствии с положениями Регламента Верховной Рады Украины, на заседаниях депутатских групп (фракций) с согласия кандидатов.

Статья 22. Полномочия комитетов Верховной Рады Украины по контролю за государственной деятельностью

Для осуществления контроля за государственной деятельностью к ведению комитетов Верховной Рады Украины относятся:

  • 1) обсуждение проектов законов и других решений Верховной Рады Украины перед принятием их Верховной Радой Украины;
  • 2) подготовка содокладов к ежегодному или внеочередному отчету Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины;
  • 3) обсуждение кандидатур на должность Премьер-министра Украины и членов Кабинета Министров Украины перед внесением их на рассмотрение Верховной Рады Украины;
  • 4) обсуждение и представление предварительных заключений о кандидатурах, избираемых или назначаемых Верховной Радой Украины на должности Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины, Председателя Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя правления Национального банка Украины, главного редактора газеты Верховной Рады Украины, членов Конституционного Суда Украины, членов Верховного Суда Украины, судей областных, Киевского и Севастопольского городских судов, арбитров Высшего арбитражного суда Украины, арбитражных судов областей, городов Киева и Севастополя;
  • 5) обсуждение и представление предварительных заключений относительно кандидатур, которые утверждаются Верховной Радой Украины на должности членов президиума Высшего арбитражного суда Украины и коллегии Прокуратуры Украины.

Для представления заключений о кандидатах, предлагаемых Верховной Раде Украины для избрания, назначения или утверждения на должности, комитетам Верховной Рады Украины не позднее, чем за три дня до их заседания, Секретариат Верховной Рады Украины предоставляет информацию о каждой из кандидатур, включающую:

  • 1) данные об образовании, специальности;
  • 2) выписку из трудовой книжки о трудовой деятельности;
  • 3) автобиографию;
  • 4) декларацию о доходах, обязательствах финансового характера, сведения о недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах в соответствии с требованиями, установленными в отношении государственного служащего первой категории;
  • 5) данные (собственноручно подписанные кандидатом) о личном (или через представителя) вхождении кандидата в состав руководящих органов предприятий, хозяйственных товариществ, организаций, союзов, объединений, кооперативов и других субъектов предпринимательской деятельности;
  • 6) другие сведения и документы, предоставляемые комитетам в соответствии с Законом Украины "О комитетах Верховной Рады Украины".

Статья 23. Гарантии контрольных полномочий комитетов Верховной Рады Украины

Все государственные органы и организации, а также их должностные лица обязаны выполнять требования комитетов Верховной Рады Украины, предоставлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комитетов Верховной Рады Украины подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и организациями, а также должностными лицами. О результатах рассмотрения рекомендаций комитетов и принятых мерах государственные органы и должностные лица обязаны извещать комитеты в установленный комитетами срок.

Статья 24. Временные следственные, контрольные, ревизионные комиссии Верховной Рады Украины

Для проведения парламентских расследований по вопросам, представляющим общественный интерес, Верховная Рада Украины создает временные следственные комиссии из числа народных депутатов Украины. Задания временных следственных комиссий определяются Верховной Радой Украины при их создании.

Верховная Рада Украины может также создавать временные контрольные и ревизионные комиссии по любому вопросу ее компетенции. Задания таких комиссий определяются Верховной Радой Украины при их создании.

Статья 25. Полномочия временных следственных, контрольных и ревизионных комиссий Верховной Рады Украины

Для осуществления парламентских расследований временным следственным, контрольным, ревизионным комиссиям Верховной Рады Украины разрешено:

  • 1) изучать деятельность подконтрольных Верховной Раде Украины государственных органов и должностных лиц, независимо от того, была ли предусмотрена такая деятельность Конституцией и законами Украины, или она выходила за пределы их законодательно определенных полномочий;
  • 2) заслушивать государственных должностных лиц, получать от них все материалы и документы, необходимые для наиболее полной оценки расследуемой ситуации;
  • 3) обращаться к общественности через средства массовой информации и непосредственно для получения от нее необходимых сведений, а также для информирования ее о результатах парламентского расследования;
  • 4) регулярно проводить открытые или, в случае необходимости, закрытые заседания, на которых должно присутствовать большинство членов комиссии;
  • 5) создавать вспомогательные рабочие группы, привлекать, в случае необходимости, к их работе экспертов и специалистов;
  • 6) в случае необходимости, координировать свою деятельность с парламентскими комитетами, депутатскими группами (фракциями), Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, государственными правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными правозащитными организациями;
  • 7) осуществлять другие полномочия, предоставленные комиссиям Верховной Рады Украины при их создании.

Временные следственные комиссии имеют также специальные полномочия, предусмотренные статьями 9.5.8, 9.5.10 и 9.5.11 Регламента Верховной Рады Украины.

Полномочия временных следственных, контрольных и ревизионных комиссий Верховной Рады Украины прекращаются автоматически с принятием Верховной Радой Украины окончательного решения о результатах работы этих комиссий, а также в случае прекращения полномочий Верховной Рады Украины.

Статья 26. Гарантии контрольных полномочий временных следственных, контрольных, ревизионных комиссий Верховной Рады Украины

Если процедура парламентского расследования официально начата, ссылки руководителей и других должностных лиц государственных органов, деятельность которых расследуется, на государственную или другую предусмотренную законом тайну, являются неправомочными.

Режим военного или чрезвычайного положения не может служить препятствием для проведения парламентского расследования и работы временных следственных, контрольных и ревизионных комиссий Верховной Рады Украины.

Статья 27. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека является высшим независимым публичным должностным лицом, деятельность которого направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека в Украине, а также на общественный контроль за их обеспечением Украинским государством, его органами и должностными лицами.

Полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека определяются Конституцией Украины и Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека".

Статья 28. Контроль депутатских групп (фракций) Верховной Рады Украины за государственной деятельностью

Осуществление функций парламентского контроля возлагается также на депутатские группы (фракции) Верховной Рады Украины. С этой целью каждой зарегистрированной в Верховной Раде Украины депутатской группе (фракции) предоставляется право:

  • 1) формулировать и оглашать в Верховном Совете Украины свою позицию по любым вопросам повестки дня;
  • 2) выступать в лице своего представителя по поводу любых вопросов повестки дня на заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов;
  • 3) предлагать Верховной Раде Украины любой вопрос для рассмотрения в повестке дня;
  • 4) выступать в лице своего представителя после обсуждения в Верховной Раде Украины вопроса, который рассматривался по ее инициативе;
  • 5) доводить до сведения общественности свою политическую позицию, а также выступления своих представителей в Верховной Раде Украины в газете Верховной Рады Украины и в иных средствах массовой информации;
  • 6) участвовать в обсуждении и оценке кандидатур на должности Председателя Верховной Рады Украины, его заместителей, председателей комитетов и комиссий Верховной Рады Украины, руководителей других органов Верховной Рады Украины;
  • 7) обсуждать кандидатуры государственных должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховной Радой Украины; информировать о результатах обсуждения этих кандидатур Верховную Раду Украины и общественность через средства массовой информации.

Статья 29. Представительство депутатских групп (фракций) в органах Верховной Рады Украины

Для эффективного осуществления парламентского контроля за государственной деятельностью депутатским группам (фракциям) предоставляется право пропорционального представительства во всех коллегиальных органах Верховной Рады Украины и официальных парламентских делегациях.

Комитеты и временные следственные, контрольные и ревизионные комиссии Верховной Рады Украины формируются депутатскими группами (фракциями) на пропорциональной или иной, по договоренности между ними, основе.

Статья 30. Объединение депутатских групп (фракций)

Для осуществления своих контрольных полномочий депутатские группы (фракции) могут сотрудничать между собой, создавая депутатские объединения или неформальные группы.

Депутатские группы (фракции), их объединения и неформальные группы проводят открытые или, в случае необходимости, закрытые заседания.

Депутатские группы (фракции), их объединения и неформальные группы в своей деятельности опираются на права, которые в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О статусе народного депутата Украины", Законом Украины "Об организованной политической оппозиции в Украине", Регламентом Верховной Рады Украины имеют народные депутаты Украины.

Статья 31. Контроль народных депутатов Украины за государственной деятельностью

Народные депутаты Украины осуществляют контроль за государственной деятельностью на основании полномочий, предусмотренных Конституцией Украины, Законом Украины "О статусе народного депутата Украины", Законом Украины "Об организованной политической оппозиции в Украине", Регламентом Верховной Рады Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 32. Запрос народного депутата Украины

Народные депутаты Украины в соответствии со статьей 86 Конституции Украины имеют право обратиться на сессии Верховной Рады Украины с запросом к органам Верховной Рады Украины, Кабинету Министров Украины, руководителям других органов государственной власти, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, размещенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности.

Круг вопросов, по которым вносится депутатский запрос, определен в статье 12 и части девятой статьи 19 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины".

Статья 33. Депутатское расследование

По инициативе народных депутатов Украины в количестве не менее 30 человек может назначаться депутатское расследование по вопросам, относящимся к компетенции Верховной Рады Украины.

Депутатское расследование открывается постановлением Верховной Рады Украины.

Основаниями для назначения и проведения депутатского расследования могут быть:

  • 1) сообщения о нарушениях прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  • 2) сообщения о нарушениях Конституции и законов Украины государственными органами и должностными лицами, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины;
  • 3) сообщения об обстоятельствах, угрожающих суверенитету, территориальной целостности Украины или ее экологическим, политическим, экономическим и культурным интересам;
  • 4) сообщения о нарушении прав объединений граждан в Украине.

Полномочия народных депутатов Украины во время депутатского расследования предусмотрены Законом Украины "О статусе народного депутата Украины".

Статья 34. Депутатская комиссия по расследованию

Для проведения депутатского расследования, предусмотренного статьей 33 настоящего Закона, Верховная Рада Украины назначает комиссию по расследованию из числа народных депутатов Украины.

Созданная Верховной Радой Украины комиссия по расследованию имеет право вызывать любое должностное лицо государственной исполнительной власти для дачи объяснений.

По итогам своей работы депутатская комиссия по расследованию составляет мотивированное заключение, которое обсуждается и утверждается Верховной Радой Украины.

Статья 35. Свобода слова при осуществлении парламентского контроля за государственной деятельностью

Критика народными депутатами Украины внутренней и внешней политики Украинского государства, деятельности Президента Украины, государственных органов и их должностных лиц на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины, заседаниях ее комитетов и комиссий, других постоянных или временных коллегиальных органов Верховной Рады Украины, а также во время их личных публичных выступлений, выступлений в прессе и на телевидении не подлежит ограничениям свободы слова.

Статья 36. Общие гарантии парламентского контроля за государственной деятельностью

Парламентский контроль за государственной деятельностью является всеохватывающим и осуществляется в отношении любых решений, деятельности или бездействия Президента Украины, органов государственной исполнительной власти и их должностных лиц. Каждый государственный орган или должностное лицо (кроме судов и судей), полномочия которых определены Конституцией и законами Украины, подлежат парламентскому контролю.

Военное или чрезвычайное положение не является препятствием для осуществления парламентского контроля за государственной деятельностью.

Режим государственной или другой предусмотренной законом тайны не является препятствием для осуществления парламентского контроля за государственной деятельностью.

Запрещается создание государственных органов или отдельных государственных должностей (кроме судов и судей), которые не подлежат парламентскому контролю.

Тайное или иное несанкционированное Верховной Радой Украины создание государственных органов, их подразделений или отдельных должностей, которые не подлежат парламентскому контролю, запрещается.

Любые попытки ликвидировать или сузить парламентский контроль за государственной деятельностью являются недействительными.

Внесение изменений в настоящий Закон во время военного или чрезвычайного положения запрещается.

Cтатья 37. Контроль за деятельностью силовых министерств и ведомств, Министерства иностранных дел и Прокуратуры Украины

Контроль Верховной Рады Украины за деятельностью Совета национальной безопасности и обороны Украины, Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Министерства иностранных дел Украины, других силовых министерств и ведомств, Прокуратуры Украины и их должностных лиц регулируется специальным законодательством.

Временное отсутствие такого законодательства не препятствует осуществлению парламентского контроля за их деятельностью.

Деятельность этих органов и их должностных лиц подлежит парламентскому контролю в полном объеме.

Статья 38. Парламентский контроль за деятельностью Президента Украины

Деятельность Президента Украины подлежит парламентскому контролю в полном объеме.

Деятельность Президента Украины в качестве Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины, а также в условиях военного или чрезвычайного положения подлежит парламентскому контролю в полном объеме.

Предметом парламентского контроля является осуществление Президентом Украины принадлежащих ему конституционных функций и полномочий. Если при осуществлении своих полномочий Президент Украины совершил действия, выходящие за рамки его компетенции, эти действия подлежат парламентскому контролю в полном объеме.

Статья 39. Запрет дискреционных полномочий

Установление подзаконными нормативно-правовыми актами, а также фактическое осуществление любых дискреционных, не предусмотренных законом или не санкционированных Верховной Радой Украины полномочий государственных органов и их должностных лиц запрещается.

Президент Украины не обладает какими-либо дискреционными полномочиями.

Раздел IV.
Внепарламентский контроль за государственной деятельностью

Статья 40. Субъекты внепарламентского контроля за государственной деятельностью

Внепарламентский контроль за государственной деятельностью осуществляется политическими партиями, общественно-политическими движениями, общественными правозащитными организациями, другими объединениями граждан, гражданами и иными лицами, проживающими в Украине.

Статья 41. Основы внепарламентского контроля

Правовые основы внепарламентского контроля определяются Законом Украины "Об объединениях граждан", Законом Украины "О политических партиях в Украине", Законом Украины "Об организованной политической оппозиции в Украине", Законом Украины "Об обращениях граждан", Законом Украины "Об общественных правозащитных организациях", настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 42. Контроль политических партий и общественно-политических движений за государственной деятельностью

Политические партии (их блоки) и общественно-политические движения осуществляют контроль за государственной деятельностью с независимых, альтернативных или оппозиционных в отношении политики Украинского государства, деятельности отдельных государственных органов и их должностных лиц политических позиций.

Общественный контроль партий и общественно-политических движений за государственной деятельностью является выражением политической воли сторонников определенной общенациональной программы развития Украинского государства, независимой общественной оценки курса внутренней и внешней политики Украинского государства, содержания, направлений и форм деятельности его органов и должностных лиц.

Статья 43. Права партий и общественно-политических движений по контролю за государственной деятельностью

Для осуществления общественного контроля за государственной деятельностью политические партии (их блоки) и общественно-политические движения имеют право:

  • 1) публично критиковать курс внутренней и внешней политики Украинского государства, деятельность (бездействие) Президента Украины, а также деятельность (бездействие) государственных органов и их должностных лиц;
  • 2) разрабатывать собственное видение курса политического развития Украины, предлагать его общественности как независимое, в том числе альтернативное или оппозиционное по отношению к официальной политике Украинского государства;
  • 3) агитировать за собственную программу общенационального развития Украины;
  • 4) выступать публично, в средствах массовой информации с критикой деятельности органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц;
  • 5) выступать в качестве истца к Украинскому государству, его органам и должностным лицам в суде;
  • 6) участвовать в выборах, агитируя "за" или "против" кандидатов на должность Президента Украины, кандидатов в народные депутаты Украины, а также кандидатов на другие выборные государственные должности в установленном Конституцией и законами Украины порядке;
  • 7) выступать с инициативой смещения Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента);
  • 8) выступать с инициативой проведения всеукраинского референдума о досрочном прекращении полномочий Президента Украины, Верховной Рады Украины, а также о проведении всеукраинских и местных референдумов по другим вопросам;
  • 9) учреждать средства массовой информации для распространения в обществе независимых политических оценок и взглядов, в том числе альтернативных или оппозиционных по отношению к политике Украинского государства, деятельности его органов и должностных лиц.

При осуществлении публичной критики государственной деятельности, партии (их блоки) и общественно-политические движения находятся под защитой конституционных гарантий свободы слова в Украине.

Статья 44. Контроль общественных правозащитных организаций за государственной деятельностью

Общественные правозащитные организации являются объединениями граждан, деятельность которых направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека в Украине, эффективный контроль за их соблюдением со стороны государства, его органов и должностных лиц.

Права общественных правозащитных организаций определяются Конституцией Украины, Законом Украины "Об объединениях граждан", Законом Украины "Об обращениях граждан", Законом Украины "Об общественных правозащитных организациях", настоящим Законом и другими законами Украины.

Статья 45. Основы контрольной деятельности общественных правозащитных организаций

Общественные правозащитные организации утверждают и защищают перед лицом государства и международных государственных организаций права и свободы человека в Украине независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого состояния, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений.

Деятельность общественных правозащитных организаций является открытой для общественности.

Для эффективного осуществления своих целей и координации усилий общественные правозащитные организации могут объединяться в региональные, всеукраинские и международные объединения общественных правозащитных организаций.

Общественные правозащитные организации могут свободно обмениваться информацией между собой и с другими, в том числе международными, объединениями граждан, создавать общенациональные и международные информационные системы и сети, самостоятельно или совместно с другими общественными организациями контролировать обеспечение прав и свобод человека со стороны Украинского государства, его органов и должностных лиц.

Формы и методы работы общественных правозащитных организаций определяются ими самостоятельно в соответствии с законом и положениями устава.

Статья 46. Предмет контроля общественных правозащитных организаций за государственной деятельностью

Общественные правозащитные организации рассматривают заявления и жалобы физических и юридических лиц, а также их представителей о нарушении или ненадлежащем соблюдении прав и свобод человека в деятельности (бездействии) любых государственных органов и должностных лиц в Украине.

Общественные правозащитные организации контролируют государственную деятельность и рассматривают заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

К решениям, действиям (бездействию) государственных органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы общественными правозащитными организациями от собственного имени или от имени физических и юридических лиц, относятся решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, в результате которых:

  • 1) нарушены права и свободы человека в Украине;
  • 2) созданы препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод;
  • 3) незаконно возложены на человека какие-либо обязанности или человек незаконно привлечен к ответственности.

Статья 47. Права общественных правозащитных организаций по контролю за государственной деятельностью

В отношении выявленных нарушений прав, свобод и законных интересов человека общественные правозащитные организации имеют право:

  • 1) открывать общественное следствие по заявлению или жалобе, а также по собственной инициативе;
  • 2) направлять от своего имени или совместно с физическими и юридическими лицами заявления и жалобы государственным органам и должностным лицам для решения по существу;
  • 3) направлять жалобы в интересах лица (лиц) на решения высших государственных органов в суд, а также в международные организации;
  • 4) направлять другие обращения (предложения, замечания, рекомендации, ходатайства) в государственные органы, должностным лицам и международным организациям;
  • 5) осуществлять независимую общественную экспертизу законопроектов, законов, других нормативно-правовых актов, направленных на утверждение и защиту прав и свобод человека в Украине;
  • 6) осуществлять общественный мониторинг законотворческой, административной и судебной практики государственных органов в Украине в области соблюдения и защиты прав и свобод человека;
  • 7) подготавливать и предоставлять международным, в том числе судебным, организациям независимые доклады о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
  • 8) подготавливать и предоставлять международным организациям независимые комментарии к официальным государственным докладам (отчетам) о состоянии соблюдения прав и свобод человека в Украине, которые, в соответствии с международными обязательствами Украины, периодически представляют уполномоченные Украинским государством официальные лица в ООН, Европейские и другие международные организации;
  • 9) осуществлять другие предусмотренные настоящим Законом и Законом Украины "Об общественных правозащитных организациях" действия.

Подача заявлений и жалоб общественными правозащитными организациями в интересах лица (лиц) в каждом случае должна осуществляться по доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

Статья 48. Ограничения прав общественных правозащитных организаций

Общественные правозащитные организации не открывают общественное следствие и не рассматривают заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, которые не предусматривают возможности обжалования этих решений, действий (бездействия) в суде, международных судебных органах и правозащитных организациях.

Общественные правозащитные организации проводят общественное следствие и рассматривают заявления и жалобы на решения, действия (бездействие) Конституционного Суда Украины, а также заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) Верховной Рады Украины, если решения и действия (бездействие) этих судебных органов могут быть обжалованы в международные организации или международные судебные органы по защите прав и свобод человека.

Статья 49. Подача заявлений и жалоб в общественные правозащитные организации

Общественные правозащитные организации принимают к рассмотрению заявления и жалобы физических и юридических лиц, а также их представителей, если считают, что их усилия приведут к восстановлению нарушенных прав и свобод человека, помогут предотвратить незаконную деятельность (бездействие) государственных органов и должностных лиц в Украине или прекратят такую деятельность.

Общественные правозащитные организации принимают к рассмотрению заявления и жалобы, а также проводят общественное следствие по ним для защиты прав и свобод лиц умственно отсталых, престарелых, несовершеннолетних, с физическими недостатками, лишенных свободы, военнослужащих срочной службы, а также иных лиц, которые в силу различных причин не способны самостоятельно использовать предусмотренные Конституцией и законами Украины средства защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Заявления и жалобы в общественные правозащитные организации подаются в произвольной письменной форме. Они должны содержать данные о заявителе, существе дела, название органа и должностного лица, решения, действия или бездействие которых обжалуются.

Заявление или жалоба направляется общественным правозащитным организациям, как правило, не позднее года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод человека и не позднее трех лет с момента нарушения прав и свобод человека. По истечении этих сроков общественные правозащитные организации принимают заявление или жалобу к рассмотрению по своему усмотрению.

Статья 50. Общественное следствие правозащитных организаций

Для осуществления своих уставных целей в отношении прав и свобод человека общественные правозащитные организации проводят общественное следствие по заявлению, жалобе или по собственной инициативе.

Общественные правозащитные организации проводят общественное следствие по собственной инициативе на основе полученных ими сведений о случаях грубого, массового или иного существенного нарушения прав и свобод человека государственными органами и должностными лицами.

Во время проведения общественного следствия по заявлению, жалобе или по собственной инициативе правозащитные организации (их представители) имеют право:

  • 1) участвовать в проверке должностным лицом поданного заявления или жалобы;
  • 2) изложить свои аргументы должностному лицу, проверявшему поданное человеком или от его имени правозащитной организацией заявление или жалобу;
  • 3) представлять материалы или настаивать на их истребовании государственными органами и должностными лицами, которым было поручено рассмотрение данного заявления или жалобы;
  • 4) присутствовать при рассмотрении должностным лицом заявления или жалобы;
  • 5) получать письменные ответы о результатах рассмотрения заявлений или жалоб государственными органами и должностными лицами;
  • 6) получать от государственных органов и должностных лиц объяснения в отношении проверки ими фактов нарушения прав и свобод человека, указанных в заявлении или жалобе;
  • 7) обращаться с информационными запросами к государственным органам и должностным лицам по поводу нарушений прав и свобод человека;
  • 8) требовать соблюдения тайны рассмотрения поданного человеком или от его имени заявления или жалобы;
  • 9) требовать от государственных органов и должностных лиц возмещения убытков вследствие нарушения ими установленного порядка рассмотрения обращений граждан;
  • 10) беспрепятственно посещать государственные органы и должностных лиц с целью проверки необходимых данных, изучать предоставленную ими документацию, а также снимать копии с нее, если изложенная в предоставленных документах информация не содержит государственной или иной предусмотренной законом тайны;
  • 11) участвовать в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека, посещать открытые судебные заседания и заседания других государственных органов по поводу защиты прав и свобод человека, иметь доступ к протоколам таких заседаний, снимать с них копии;
  • 12) передавать собранную по заявлениям или жалобам, а также по собственной инициативе информацию об обеспечении прав и свобод человека Президенту Украины, Прокуратуре Украины, органам Министерства внутренних дел Украины, Службе безопасности Украины, а также международным организациям и средствам массовой информации, если она не содержит данных, составляющих государственную или иную предусмотренную законом тайну.

Статья 51. Заключения общественных правозащитных организаций

По окончании открытого в связи с нарушением прав и свобод человека общественного следствия правозащитные организации принимают заключения.

В своем заключении общественные правозащитные организации имеют право:

  • 1) указывать на конкретные нарушения прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц;
  • 2) выносить государственным органам и должностным лицам, деятельность (бездействие) которых привели к нарушению прав и свобод человека, общественные предупреждения;
  • 3) предлагать государственным органам и должностным лицам устранить выявленные в ходе общественного следствия нарушения прав и свобод человека;
  • 4) передавать вышестоящим по отношению к виновным в нарушении прав и свобод человека должностным лицам, руководителям и органам материалы о нарушении прав и свобод человека для принятия необходимых мер;
  • 5) ставить перед руководителями государственных органов и должностными лицами вопрос об отмене принятых ими актов, если данные акты нарушают права и свободы человека;
  • 6) ставить перед руководителями виновных в нарушении прав и свобод человека должностных лиц вопрос о наложении на виновных лиц предусмотренных трудовым законодательством взысканий;
  • 7) выносить общественное порицание государственным органам и должностным лицам, которые в своих решениях, действиях (бездействии) допустили нарушения прав и свобод человека или не отреагировали надлежащим образом на общественные обращения по поводу таких нарушений;
  • 8) обращаться к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека по поводу массовых грубых или иных существенных нарушений прав и свобод человека государственными органами и должностными лицами в Украине;
  • 9) сообщать правоохранительным органам о выявленных в ходе общественного следствия фактах совершения должностными лицами действий, содержащих в себе признаки преступления или административного правонарушения.

Копии заключений общественных правозащитных организаций направляются:

  • 1) физическим и юридическим лицам, которые обратились с заявлением или жалобой;
  • 2) лицу или лицам, права и свободы которых были нарушены;
  • 3) государственному органу и (или) должностным лицам, ответственным за нарушения прав и свобод человека;
  • 4) в случае необходимости, государственным правоохранительным органам для принятия мер.

Заключения общественных правозащитных организаций имеют рекомендательный характер.

Статья 52. Публичные обращения общественных правозащитных организаций

По итогам рассмотрения заявлений и жалоб, а также на основании проведенных по собственной инициативе общественных расследований нарушений прав и свобод человека общественные правозащитные организации имеют право:

  • 1) предлагать государственным органам и их должностным лицам оценки и заключения общего характера, направленные на эффективное обеспечение прав и свобод человека;
  • 2) направлять рекомендации Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека в отношении усовершенствования правовых и организационных процедур реализации прав и свобод человека;
  • 3) обращаться в Конституционный Суд Украины за дачей заключения в отношении официального толкования Конституции и законов Украины, если они считают, что противоречивое применение положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти Украины может привести к нарушению конституционных прав и свобод человека;
  • 4) вносить обоснованные предложения в Верховный Суд Украины о принятии постановлений, которые имели бы целью разъяснение применения юридических положений, в отношении которых неоднократно возникали сомнения, или применение которых вызывало существенные разночтения в вынесенных судами приговорах и принятых ими решениях;
  • 5) направлять высшим государственным органам и их должностным лицам предложения, касающиеся общего состояния осуществления ими полномочий по соблюдению и защите прав и свобод человека, а также принятия такими органами и должностными лицами соответствующих мер.

Статья 53. Рассмотрение заключений и публичных обращений общественных правозащитных организаций

Государственный орган или должностное лицо, получившие публичное обращение общественных правозащитных организаций, обязаны рассмотреть его и принять в случае необходимости соответствующие меры. О результатах рассмотрения публичного обращения государственные органы и должностные лица в месячный срок сообщают его авторам в письменной форме.

Государственный орган или должностное лицо, получившие заключение общественных правозащитных организаций, обязаны в месячный срок рассмотреть его и дать письменный ответ о принятых или запланированных ими мерах, или же письменно обосновать свой отказ от принятия соответствующих мер.

Раздел V.
Контроль местного самоуправления за государственностью

Статья 54. Контроль местного самоуправления за государственной деятельностью

Контроль местного самоуправления за государственной деятельностью осуществляется на основе Конституции Украины, Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" и настоящего Закона.

Контроль местного самоуправления за государственной деятельностью осуществляется в отношении деятельности местных государственных администраций, их должностных лиц, а также размещенных на соответствующей территории государственных учреждений, предприятий и организаций.

Контроль местного самоуправления за государственной деятельностью основывается на принципах:

  • 1) невмешательства местных государственных администраций в решение вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления;
  • 2) невмешательства органов местного самоуправления в решение вопросов, отнесенных к ведению местных государственных администраций;
  • 3) подотчетности и подконтрольности местных государственных администраций советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами;
  • 4) судебной защиты прав местного самоуправления.

Статья 55. Формы контроля местного самоуправления за государственной деятельностью

Основными формами общественного контроля местного самоуправления за государственной деятельностью являются:

  • 1) деятельность советов, их исполнительных комитетов и постоянных комиссий;
  • 2) местные референдумы;
  • 3) общие собрания граждан;
  • 4) местные инициативы;
  • 5) общественные слушания;
  • 6) деятельность основанных органами местного самоуправления средств массовой информации.

Контроль местного самоуправления за государственной деятельностью осуществляется в соответствии с полномочиями, предоставленными его субъектам Конституцией Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и настоящим Законом.

Статья 56. Подотчетность местных государственных администраций советам

Местные государственные администрации подотчетны соответствующим районным, областным советам в выполнении программ социально-экономического и культурного развития, районных, областных бюджетов, а также в части полномочий, делегированных им соответствующими районными, областными советами и выполнения решений советов по данным вопросам.

Статья 57. Полномочия районных и областных советов по контролю за государственной деятельностью

Для осуществления контроля за государственной деятельностью районным и областным советам предоставляются полномочия:

  • 1) создавать постоянные контрольные комиссии и заслушивать их отчеты;
  • 2) рассматривать запросы депутатов и принимать по ним решения;
  • 3) по предложению территориальных общин принимать решения о проведении консультативных опросов;
  • 4) осуществлять полномочия по организации всеукраинских референдумов по инициативе Верховной Рады Украины или по народной инициативе;
  • 5) объединяться в ассоциации и другие формы добровольных объединений органов местного самоуправления, а также выходить из их состава;
  • 6) заслушивать отчеты председателей местных государственных администраций, их заместителей, руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций о выполнении ими программ социально-экономического и культурного развития, исполнении бюджета, выполнении решений совета по указанным вопросам, а также об осуществлении местными государственными администрациями делегированных им советом полномочий;
  • 7) принимать решения о выражении недоверия председателю соответствующей государственный администрации;
  • 8) обращаться в суд о признании незаконными актов местных органов государственный исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин, полномочия районных, областных советов и их органов;
  • 9) основывать средства массовой информации, назначать и увольнять от должности их руководителей.

Статья 58. Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов по контролю за государственной деятельностью.

Для осуществления контроля за государственной деятельностью исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов предоставляются:

а) собственные полномочия:

  • 1) содействовать деятельности органов суда, прокуратуры, юстиции, Службы безопасности, внутренних дел и адвокатуры в области защиты прав и свобод, а также законных интересов человека;
  • 2) обращаться в соответствующие органы с представлением о привлечении к ответственности государственных должностных лиц, игнорирующих законные требования и решения советов, их исполнительных органов;
  • 3) обращаться в суд о признании незаконными актов органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин или полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления;

б) делегированные полномочия:

  • 1) обеспечивать выполнение требований законодательства относительно рассмотрения обращений граждан, осуществлять контроль за состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
  • 2) по требованию общественности организовывать проведение собраний, митингов, манифестаций и демонстраций, других массовых мероприятий, осуществлять контроль за обеспечением общественного порядка во время их проведения.

Статья 59. Постоянные контрольные комиссии советов

Для осуществления контроля за исполнением решений советов и их исполнительных комитетов местные советы избирают постоянные комиссии из числа депутатов.

Постоянные комиссии по поручению совета, председателя, заместителя председателя районного в городе, районного, областного совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета или по собственной инициативе изучают деятельность подотчетных и подконтрольных совету и исполнительным комитетам сельского, поселкового, городского, районного в городе совета органов, а также по вопросам, отнесенным к ведению советов, местных государственных администраций, предприятий, учреждений, организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности и их должностных лиц, представляют по итогам проверки рекомендации на рассмотрение их руководителей, а в необходимых случаях -- на рассмотрение совета или исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета; осуществляют контроль за выполнением решений совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.

Постоянные комиссии советов по вопросам, отнесенным к их ведению, имеют право получать от руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности необходимые для осуществления контроля материалы и документы.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принятых мерах постоянным комиссиям советов должно быть сообщено в установленный комиссиями срок.

Статья 60. Временные контрольные комиссии советов

Для осуществления контроля по конкретно указанным вопросам местные советы избирают временные контрольные комиссии из числа депутатов.

Депутаты в составе временных контрольных комиссий, а также привлеченные для участия в их работе специалисты, эксперты и иные лица не должны разглашать информацию, ставшую им известной в связи с работой комиссий.

По итогам работы временные контрольные комиссии представляют отчеты и предложения на рассмотрение соответствующего совета.

Статья 61. Выражение советами недоверия председателям местных государственных администраций

По итогам осуществления своих контрольных полномочий районный, областной совет может путем тайного голосования выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает совету обоснованный ответ.

Если недоверие председателю районной или областной государственный администрации выразило не менее двух третей депутатов от общего состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Раздел VI.
Контроль граждан Украины и других лиц за государственной деятельностью

Статья 62. Контроль граждан Украины и других лиц за государственной деятельностью

Отдельные граждане Украины и другие лица, проживающие в Украине, осуществляют контроль за государственной деятельностью на основе конституционных, а также предусмотренных международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, политических прав и свобод.

Гарантии контроля граждан Украины и других лиц за государственной деятельностью предусмотрены в Законе Украины "Об обращениях граждан", Законе Украины "О правовом статусе иностранцев", Законе Украины "О беженцах", настоящем Законе и других законах Украины.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020