27 август 2020
Либертариум Либертариум

Комментарии (0)

  • З/п об использовании Открытых форматов и Свободного программного обеспечения в государственных учреждениях и государственном секторе народного хозяйства

    > Закон определяет государственную политику в области производства, распространения и использования программного обеспечения

    "Использование" включает в себя распространение.
    "Производство" в отношении ПО неосмысленно.

    > 1.4. "Код программы" ("программный код", "Открытый код") – полный набор команд, инструкций и спецификаций, (в том числе и на формализованных языках), созданных или сгенерированных первоначально или в процессе их (инструкций) дальнейшего изменения программистами, включая цифровые библиотеки, спецификации, исходные данные, описания и любые прочие элементы, которые по крайней мере (но не исключительно!), допускают автоматический перевод (компиляцию) их в форму, пригодную для машинного исполнения.

    Терминологическая неточность. Обычно для этого понятия используется термин "исходный текст" или "исходный код".

    > 1.5. "Открытый программный код" — Программный код, находящийся под лицензией Открытого типа.
    "Лицензия открытого типа" не определена.

    > 1.6. Открытый технический стандарт

    Не вполне понятно, что такое "открытый". Стандарт --- по определению --- официальный опубликованный документ.

    > 1.7. Открытый протокол обмена данных — любой протокол обмена данных, который удовлетворяет

    > Открытым техническим стандартам, а также следующим условиям:

    > – полная техническая документация на протокол публично доступна;

    > – полное описание протоколу — открыто;

    > – не существует ограничения на использование такого протокола.

    Два последних пункта непонятны. Что значит "открыто"? Что значит "ограничения"?

    > 1.8. "Свободная" программа, ("Открытое программное обеспечение")

    Смешаны два слабо связанных понятия. "Открытость" --- это соответствие стандартам или доступность спецификаций. "Свобода" --- это модель лицензирования (передачи прав).

    > – программа (программное обеспечение), которая согласована с условиями Свободной лицензии.

    Не понятно, что такое "согласована с условиями".

    > 1.9. "Свободная" лицензия — любая лицензия на программное обеспечение, которая гарантирует пользователю права и возможности использования программ, не меньшие, чем следующие:

    > – использование программы для любых целей;

    Т.к. виды использования (копирование, тиражирование, публичное распространение, изменение) перечислены ниже, по всей видимости, "использование" перепутано с "пользованием" (эксплуатацией).

    > 1.11. "Открытое (Свободное) программное обеспечение (ПО)" — в рамках этого закона и связанных с ним документов — обобщающий термин

    Бессмысленное обобщение.

    > 1.13. "Закрытое программное обеспечение", "Закрытая программа" (еще – "Проприетарное" от "property" – право собственности, владения) – ПО, покупая которое пользователь получает лишь ограниченное право на его использование.

    Терминологическое смешение. Обычно для этого понятия используется термин "несвободное". "Закрытое" означает не соответствующее стандартам или доступным спецификациям, неполностью специфицированное.

    > 1.15. "Портирование" (в определенном контексте иногда ещё — "Трансляция", "Перенесение")
    Терминологическая путаница. "Трансляция" не используется в этом значении.

    > 2.3. Государственные учреждения, учреждения и предприятия государственного сектора народного хозяйства для внутриведомственного (критичного для функционирования) использования должны использовать Свободное программное обеспечение, определенное в статье 1.11 этого Закона — во всех случаях, когда такое программное обеспечение:

    > ...

    > 2.3.2.– не уступает по профильной для сферы пользования функциональности "зарытому" ПО и (или) выигрывает у "зарытого" коммерческого ПО в соотношении "цена — функциональность".

    1) Пункт 2.3.2 бессмыслен без установления процедуры определения "профильной функциональности" и соответствия ей.

    2) Крайне опасно присоединение эпитета "коммерческое" к термину "несвободное" ("закрытое").

    > 2.4. Во время проведения любых государственных тендеров на разработку или закупку программного обеспечения обязательно должны приниматься во внимание конкретные программные продукты, решения и возможности, присутствующие в сфере Свободного программного обеспечения.

    См. замечание к 2.3.2.

  • критика

    Cпасибо автору за интереснейшую статью. Конечно же хотелось бы выразить и общую поддержку самому движению государства в направлении к свободному софту. Но вот разрабатываемая стратегия движения государства по этому направлению напрашивается на серьезную критику...
    Собственно, критику вызывает идея императивных (а не рекомендательных) правовых актов в указанном направлении. Какой может быть толк от "Электронной России" и всех других приказных "компьютерных" норм в обсуждаемом смысле, если open soft - это скорее философия нежели технология, а она, философия, как известно законами не прививается? Напротив, если "хакерная душа" у чиновника в наличии, особенных нормативных актов ему не нужно - свободы достаточно.

    Вообще, не смотря на то, что, как верно подмечено в статье, именно государству в принципе наиболее выгодно использование открытой парадигмы, перспективы именно его депроприетаризации выглядят весьма эфимерно. Это, кстати, хорошо видно из приведенного в статье анализа статистики серваков на которых крутятся сайты федералов и частников: хоть не большой, но уклон чиновников в сторону закрытого софта очевиден. Парадокс! ...Но лишь до тех пор пока не принять мою точку зрения: приведенная статистика отражает исключительно "душевные" свойства пользователей, а с "душой" ситуация у чинуш известно хуже чем у простых смертных.
    :)

  • Свободный софт и государство в Латинской Америке

    нужно переходить на свободный софт

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020