27 август 2020
Либертариум Либертариум

Проект закона "О предоставлении электронных финансовых услуг"

Внесен в Государственную Думу 21 сентября 2000г. Шохиным А.Н. и Медведевым П.А.

21.09.2000

Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
А.Н. Шохиным и
П.А. Медведевым

Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О предоставлении электронных финансовых услуг

С т а т ь я 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при предоставлении банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также иных финансовых услуг с использованием компьютерных информационных систем и других технологических средств (далее -- электронные финансовые услуги) и обменом документами, подписанными аналогами собственноручной подписи (далее -- документы по сделкам), осуществляемым посредством телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от надлежащей стороны.

С т а т ь я 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

  • Автоматически предоставляемые электронные финансовые услуги -- электронные финансовые услуги, предоставление которых не требует физического участия (вмешательства) лиц, которые используют (которым принадлежат) средства электронных финансовых услуг.
  • Документ по сделке -- документ, составленный с использованием средства электронной финансовой услуги, порождающий, содержащий или подтверждающий обязательства стороны (сторон) по сделке и подписанный аналогом (аналогами) собственноручной подписи стороны (сторон) по сделке.
  • Неуполномоченное лицо -- лицо, неправомерно совершающее сделку от имени клиента и (или) прямо или косвенно использующее от имени клиента средства получения электронных финансовых услуг.
  • Обмен документами по сделкам -- отправление и получение документов по сделкам, совершаемым при предоставлении электронных финансовых услуг.
  • Организатор системы электронных финансовых услуг (далее -- организатор системы) -- юридическое лицо, предоставляющее на основании соответствующей лицензии финансовые услуги клиентам и использующее для этого средства предоставления электронных финансовых услуг. Положения настоящего Федерального закона распространяются также на индивидуальных предпринимателей, предоставляющих на основании соответствующей лицензии финансовые услуги.
  • Клиент -- физическое или юридическое лицо, заключившее с организатором системы договор о предоставлении электронных финансовых услуг.
  • Информационный посредник -- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который по поручению и за счет организатора системы выполняет функции, связанные с обменом документами по сделкам с клиентами и третьими лицами.
  • Правила предоставления электронных финансовых услуг (далее - правила предоставления услуг) -- совокупность договорных условий, определяющих порядок предоставления электронных финансовых услуг и исполнения обязательств, возникающих по совершенным сделкам.
  • Предоставление (получение) электронных финансовых услуг -- совершение сделок и исполнение возникающих обязательств.
  • Средства предоставления (получения) электронных финансовых услуг -- технологическое средство (их совокупность), которое предоставляет организатору системы или клиенту возможность с его использованием, соответственно, предоставлять или получать финансовые услуги.
  • Финансовые услуги -- осуществление банковских операций и сделок, заключение договоров страхования, совершение сделок на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга), договоров доверительного управления денежными средствами или ценными бумагами, а также совершение иных сделок, предметом которых является привлечение и использование денежных средств физических и юридических лиц.

С т а т ь я 3. Регулирование отношений по предоставлению электронных финансовых услуг

1. Регулирование отношений по предоставлению электронных финансовых услуг на территории Российской Федерации, осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами и правилами предоставления услуг.

2. Содержание обязательств по отдельным категориям сделок, совершаемых при предоставлении финансовых услуг, и порядок их исполнения регулируется гражданским законодательством.

3. Защита прав потребителей при предоставлении им электронных финансовых услуг, в части, неурегулированной настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав потребителя.

С т а т ь я 4. Основания для предоставления электронных финансовых услуг

1. Основанием для предоставления электронных финансовых услуг является договор о предоставлении электронных финансовых услуг, заключаемый между клиентом и организатором системы.

3. Заключение договора о предоставлении электронных финансовых услуг может производиться путем присоединения всех заинтересованных лиц к правилам предоставления услуг в результате совершения указанными лицами юридически значимых действий, требуемых организатором системы (далее -- система открытого типа), или путем достижения соглашения между заинтересованным лицом, отвечающим требованиям, установленным правилами предоставления услуг, и организатором системы или с другим (другими) заинтересованным лицом (лицами) с взаимным возложением (распределением) функций организатора системы (далее -- система закрытого типа).

3. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг может заключаться как в отношении одной сделки, так и в отношении нескольких сделок, имеющих один или разные предметы исполнения.

4. При наличии информационного посредника право клиента на получение электронных финансовых услуг возникает при заключения договора о предоставлении электронных финансовых услуг с организатором системы и соответствующего договора с информационным посредником.

5. Заключение договора о предоставлении электронных финансовых услуг не может ставиться условием предоставления финансовых услуг.

С т а т ь я 5. Условия договора о предоставлении электронных финансовых услуг

1. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг является публичным договором при использовании в рамках систем открытого типа.

2. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг должен содержать:

  • вид (виды) предоставляемых финансовых услуг;
  • способ заключения договора и порядок совершения в рамках его сделок, включая описание необходимых действий со стороны клиента;
  • основания приостановления (прекращения) и возобновления предоставления электронных финансовых услуг, если договор заключается в целях совершения более чем одной сделки;
  • требования к средству электронных финансовых услуг и порядок его идентификации;
  • порядок идентификации организатора системы;
  • порядок удостоверения прав клиента на получение электронных финансовых услуг;
  • порядок обмена документами по сделкам и использования аналогов собственноручной подписи;
  • время предоставления электронных финансовых услуг;
  • порядок рассмотрения требований и возражений клиента;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Договор о предоставлении электронных финансовых услуг может содержать иные дополнительные условия.

С т а т ь я 6. Предоставление клиентам информации об организаторе системы и предоставляемых электронных финансовых услугах

1. Организатор системы обязан предоставлять клиентам информацию, касающуюся своего правового статуса и предоставляемых электронных финансовых услуг.

2. Информация о правовом статусе организатора системы включает:

  • наименование и место нахождения организатора системы;
  • государственный регистрационный номер и номер лицензии;
  • средства связи с организатором системы.

3. Информация о предоставляемых электронных финансовых услугах включает:

  • условия договора о предоставлении электронных финансовых услуг;
  • порядок исполнения денежных обязательств по совершенным сделкам;
  • иные данные, обеспечивающие или облегчающие клиентам совершение сделок.

4. Информация должна предоставляться клиентам:

  • до заключения договора о предоставлении электронных финансовых услуг и в любой момент по требованию клиента в течение рабочего времени организатора системы;
  • информация должна быть доступна для ознакомления клиентами в любое время;
  • информация должна предоставляться в печатном виде и форме, доступной пониманию лиц, не обладающими специальными знаниями.

5. Организатор системы обязан оказывать клиентам консультации и рекомендации, учитывающие особенности предоставляемых электронных финансовых услуг и направленные на предупреждение ошибок со стороны клиентов.

С т а т ь я 7. Основания и порядок приостановления права на получение электронных финансовых услуг

1. Основаниями для приостановления права клиента на получение электронных финансовых услуг являются:

  • нарушение клиентом правил предоставления услуг, если в соответствии с договором о предоставлении электронных финансовых услуг такое нарушение не является основанием для расторжения договора;
  • неисправность технологических средств, обеспечивающих предоставление электронных финансовых услуг;
  • иные основания, предусмотренные договором о предоставлении электронных финансовых услуг.

2. Организатор системы обязан обеспечить клиенту возможность возобновления получения электронных финансовых услуг после устранения обстоятельств, повлекших приостановление права клиента на получение электронных финансовых услуг, в порядке, предусмотренном договором о предоставлении электронных финансовых услуг.

С т а т ь я 8. Основания и порядок прекращения права на получение электронных финансовых услуг

1. Основанием прекращения права клиента на получение электронных финансовых услуг является расторжение договора о предоставлении электронных финансовых услуг.

2. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг может быть расторгнут сторонами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

3. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг может быть расторгнут клиентом в одностороннем порядке в любое время.

4. Договор о предоставлении электронных финансовых услуг может быть расторгнут организатором системы в одностороннем порядке в случае нарушения клиентом условий договора о предоставлении электронных финансовых услуг, если такое нарушение повлекло ущерб для организатора системы.

5. Расторжение договора о предоставлении электронных финансовых услуг является основанием для прекращения права клиента на получение электронных финансовых услуг, а также основанием для прекращения использования технологических средств, обеспечивающих получение электронных финансовых услуг, или их возврата, если они предоставлялись клиенту во временное пользование.

6. Расторжение договора о предоставлении электронных финансовых услуг не прекращает обязательств клиента и организатора системы, возникших до расторжения договора.

С т а т ь я 9. Порядок предоставления электронных финансовых услуг и совершения сделок.

1. Организатор системы открытого типа обязан адресовать публичные оферты, рекламные материалы и иные предложения делать оферты для получения электронных финансовых услуг неопределенному кругу лиц. Если указанные предложения адресуются с использованием технологических средств, то при этом должно обеспечиваться:

  • однозначное указание на возможность получения электронных финансовых услуг;
  • исключение отправления предложений клиентам на основании полученных от них персональных данных при заключении договора о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) при предшествующем предоставлении электронных финансовых услуг без прямо выраженного согласия клиентов.

2. Организатор системы закрытого типа обязан предоставлять электронные финансовые услуги клиентам на согласованных с ними условиях в порядке, предусмотренном в договоре о предоставлении электронных финансовых услуг.

3. При предоставлении электронных финансовых услуг, включая автоматически предоставляемые финансовые услуги, сделка считается совершенной в момент получения акцепта в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона для получения документов по сделкам.

4. Если при предоставлении электронных финансовых услуг совершение сделки требует выполнения последовательных действий со стороны клиента, каждое из этих действий считается выполненным с момента получения клиентом подтверждения от организатора системы при условии, что клиент может в любой момент прекратить выполнение оставшихся действий.

5. В том случае, если договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг предусмотрено совершение сделок при условии удостоверения прав на совершение сделки данного вида, получения согласия (подтверждения) организатора системы или соблюдения установленных ограничений по виду и размеру совершаемой сделки, сделка считается совершенной после выполнения (соблюдения) указанных условий.

6. Время предоставления электронных финансовых услуг определяется договором о электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг. Организатор системы обязан уведомлять клиентов об изменении времени предоставления электронных финансовых услуг.

7. При предоставлении электронных финансовых услуг должны составляться документы по сделкам, предусмотренные договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

8. При предоставлении электронных финансовых услуг организатором системы должны обеспечиваться:

  • наличие процедур контроля и проверки, направленных на предотвращение (исправление) ошибок и случаев совершения сделок неуполномоченными лицами;
  • хранение информации по сделкам в течение сроков исковой давности в соответствии с гражданским законодательством.

9. Организатор системы вправе отказать клиенту в предоставлении электронных финансовых услуг в случаях, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

10. При предоставлении электронных финансовых услуг организатор системы обязан предоставить клиенту документ, подтверждающий совершение сделки (отказ в совершении сделки), в форме, установленной договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг. Документ, подтверждающий отказ в совершении сделки, должен содержать причину отказа в виде текста, кода или в иной форме в соответствии с договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

С т а т ь я 10. Последствия совершения сделок при предоставлении электронных финансовых услуг

1. При предоставлении электронных финансовых услуг совершение сделок с использованием средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг влечет юридические последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершаемым при предоставлении финансовых услуг с физическим присутствием лица (взаимном присутствии лиц), совершающего (совершающих) сделку.

2. Действительность сделки, совершенной при предоставлении электронных финансовых услуг, не может отрицаться ее сторонами и третьими лицами только по причине использования средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг, за исключением случая совершения сделки неуполномоченным лицом.

С т а т ь я 11. Обязательства организатора системы

1. Организатор системы обязан предоставлять клиенту электронные финансовые услуги при соблюдении последним условий, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг.

2. Организатор системы обязан обеспечить уровень безопасности, исключающий возможность совершения сделки при предоставлении электронных финансовых услуг неуполномоченным лицом с учетом требований законодательства, стандартов, а также условий договора о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правил предоставления услуг.

3. Содержание и порядок исполнения обязательств организатора системы, возникающих из совершенных сделок при предоставлении электронных финансовых услуг, устанавливается на основании соответствующих норм гражданского законодательства и заключаемых договоров.

4. Организатор системы обязан возместить информационному посреднику понесенные им расходы.

С т а т ь я 12. Обязательства информационного посредника

1. В соответствии с договором с организатором системы информационный посредник может принимать на себя следующие обязательства:

  • по хранению документов по сделкам по поручению и за счет организатора системы;
  • по получению и отправлению документов по сделкам;
  • иные обязательства, предусмотренные договором с организатором системы.

2. Информационный посредник обязан указывать на организатора системы, по поручению которого он действует.

3. Информационный посредник обязан обеспечить хранение получаемых (направляемых) документов по сделкам.

4. Информационный посредник имеет право на получение комиссионного вознаграждения от организатора системы и (или) клиента.

С т а т ь я 13. Обязательства клиента

1. Клиент обязан исполнить обязательства, вытекающие из предоставленной электронной финансовой услуги, в порядке, предусмотренных условиями совершенной сделки.

2. Клиент обязан уплатить комиссионное вознаграждение информационному посреднику?в размере и порядке, предусмотренных условиями договора с информационным посредником.

3. Клиент обязан известить организатора системы и(или) информационного посредника об установленных (обнаруженных) ошибках при обмене документами по сделкам незамедлительно после их установления (обнаружения).

С т а т ь я 14.?Общие принципы обмена документами по сделкам

1. Документ по сделке считается отправленным организатором системы (клиентом) в момент, когда документ по сделке выходит за пределы его контроля, где под контролем понимается невозможность возврата, внесения изменений или отмены документа по сделке без согласия лица получившего, документ по сделке.

2. Документ по сделке считается полученным организатором системы (клиентом) в момент, когда он приобретает право доступа к документу по сделке в соответствии с договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье.

3. Документ по сделке будет считаться полученным организатором системы (клиентом) только после отправления подтверждения в получении документа по сделке:

  • в случае, если используемые средства электронных финансовых услуг не позволяют клиенту осуществлять проверку и(или) контроль на предмет ошибок;
  • в случае направления оферты клиенту;
  • в случае совершения сделки с клиентами-физическими лицами;
  • в иных случаях, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

4. Отправление подтверждения в получении документа по сделке должно производиться незамедлительно после получения документа по сделке, если иной срок не установлен договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

5. Подтверждение в получении документа по сделке означает установление его подлинности, но не гарантирует соответствие полученного документа отправленному.

6. Договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг могут быть предусмотрены требования, касающиеся обязательных реквизитов документа по сделке и порядка его составления.

С т а т ь я 15.?Юридическая и доказательственная сила документа по сделке

1. Документ по сделке признается имеющим равную юридическую и доказательственную силу с документами, требующими собственноручной подписи стороны по сделке, при условии его подлинности, установленной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и договором о предоставлении электронных финансовых услуг.

2. Юридическая сила документа по сделке не может отрицаться ее сторонами и третьими лицами только по причине использования средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг для его составления, отправления или получения.

3. Составление документа по сделке с использованием средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг удовлетворяет требованию совершения сделки в простой письменной форме в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

С т а т ь я 16.?Установление подлинности документа по сделке и обнаружение ошибок

1. Подлинность документа по сделке считается установленной, если выполнение ее стороной процедур, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг, дает положительный результат.

2. Результаты проверки подлинности документа по сделке должны фиксироваться с использованием средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг или иным способом, установленным договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

3. Порядок фиксации результатов проверки подлинности документа по сделке должен обеспечивать возможность представления, при необходимости, результатов проверки на бумажных носителях.

4. При обмене документами по сделкам организатором системы должно обеспечиваться использование процедур для установления (обнаружения) ошибок при обмене документами по сделкам отдельных категорий, совершаемых на регулярной основе, или автоматически предоставляемым финансовым услугам.

С т а т ь я 17.?Хранение документов по сделкам

1. Организатор системы (клиенты) обязаны хранить полученные и отправленные документы по сделкам в течение сроков исковой давности, предусмотренных законодательством для сделок, при совершении которых составлялись документы по сделкам.

2. При хранении документов по сделкам с использованием средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг должны обеспечиваться:

  • возможность установления их подлинности в течение всего срока хранения;
  • возможность беспрепятственного доступа к хранимым документам по сделкам;
  • возможность представления в виде документа, заверенного собственноручной подписью лица, осуществляющего хранение документов по сделкам;
  • невозможность внесения изменений.

3. Порядок хранения документов по отдельным категориям сделок определяется Правительством Российской Федерации и Банком России.

С т а т ь я 18. Требования (возражения) клиентов, касающиеся предоставления электронных финансовых услуг

1. Клиенты вправе предъявлять организатору системы требования (возражения), касающиеся предоставленных электронных финансовых услуг, обмена документами по сделкам, используемых средств предоставления (получения) электронных финансовых услуг, а также в иных случаях, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

2. При предъявлении требования (возражения) клиент обязан изложить существо требования (возражения) в письменной форме и приложить документы, обосновывающие данное требование (возражение).

3. Результатом рассмотрения требования (возражения) организатором системы является мотивированный ответ в письменной форме, который направляется клиенту в течение срока, установленного договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг, но не позднее 30 календарных дней со дня получения требования (возражения).

4. Договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг может быть предусмотрено использование средств получения электронных финансовых услуг для представления клиентом требований (возражений).

С т а т ь я 19. Основания ответственности и риски убытков организатора системы

1. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) организатором системы обязательств, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) договором с информационным посредником, организатор системы несет ответственность по основаниям и в размерах, предусмотренных главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. В случаях, когда неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств организатором системы имели место по вине клиента или информационного посредника, ответственность может быть возложена судом на это лицо.

3. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств организатором системы, в том числе по автоматически предоставляемым финансовым услугам, вызванного неполадками и ошибками в работе используемых средств предоставления электронных финансовых услуг, ответственность возлагается на организатора системы, если он не докажет, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) имело место по вине информационного посредника или вследствие действий третьих лиц.

4. Ответственность за убытки, возникшие у клиента в результате получения электронной финансовой услуги неуполномоченным лицом, может быть возложена на организатора системы при наличии его вины.

5. Организатор системы несет ответственность перед клиентами за убытки, возникшие в результате ошибок при обмене документами по сделкам при условии, что организатор системы:

  • не обеспечил соблюдение требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона; или
  • продолжил предоставление электронной финансовой услуги несмотря на полученное от клиента извещение об ошибке в соответствии с пунктом 3 статьи 13.

С т а т ь я 20. Основания ответственности и риски убытков информационного посредника

1. Информационный посредник несет ответственность за убытки, вызванные невозможностью (временной невозможностью) осуществления обмена документами по сделкам или причиненные третьими лицами в результате нарушения порядка обмена документами по сделкам, предусмотренного в договоре с организатором системы или с клиентом.

В случаях, когда убытки имели место по вине организатора системы или клиента, ответственность может быть возложена судом на это лицо.

2. Если иное не предусмотрено законом или договором с организатором системы, информационный посредник не несет ответственность за исполнение обязательств по совершенным сделкам и содержание документов по сделкам:

  • если для составления и(или) отправления документов по сделкам не используется технологические средства информационного посредника;
  • если информационный посредник самостоятельно не выбирает лицо, которому должен быть направлен документ по сделке;
  • если информационный посредник не предпринимает действий по изменению содержания документов по сделкам.

3. Если информационному посреднику становится известным (должно было стать известным), что электронные финансовые услуги предоставляются неуполномоченному лицу, информационный посредник несет ответственность за убытки, вызванные (причиненные) вследствие их предоставления, если при установлении или обнаружении соответствующих фактов информационный посредник продолжает осуществление обмена документами по таким электронным финансовым услугам или разрешает доступ к таким документам.

4. Ответственность за убытки, возникшие у организатора системы и(или) клиента в результате предоставления электронных финансовых услуг неуполномоченному лицу, может быть возложена на информационного посредника при наличии его вины.

С т а т ь я 21. Основания ответственности и риски убытков клиента

1. Ответственность за убытки, возникшие у организатора системы и(или) информационного посредника в результате предоставления электронных финансовых услуг неуполномоченному лицу, может быть возложена на клиента при наличии его вины.

2. Клиент несет риск убытков, связанных с совершением сделок с использованием прямо или косвенно принадлежащих ему средств получения электронных финансовых услуг при невыполнении обязанностей по предупреждению подобных действий, предусмотренных договором о предоставлении электронных финансовых услуг и(или) правилами предоставления услуг.

С т а т ь я 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации и Банку России в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Правила предоставления услуг подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в шестимесячный срок со дня его вступления в силу.

Президент Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О предоставлении электронных финансовых услуг"

В последнее десятилетие стремительное развитие информационных технологий (в первую очередь - Интернет) приводит к изменению облика многих сфер экономики и, в первую очередь, сферы финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных и т.п.), поскольку финансовые организации традиционно играют наиболее активную роль при внедрении перспективных методов обслуживания клиентов. В России в настоящее время наиболее активно развиваются электронные банковские услуги и услуги, связанные с операциями с ценными бумагами, что вызвано потребностями обеспечения электронных расчетов для клиентов, использующих возможности электронной коммерции. По экспертным оценкам в России к 2005г. 50% банков будут использовать системы электронных банковских услуг, а их пользователями будут до 5% населения (8-10 млн. чел.). На страховом и фондовом рынках идут подготовительные процессы, но можно указать на примеры внедрения ряда значимых проектов.

Проект федерального закона "О предоставлении электронных финансовых услуг" призван обеспечить правовое поле для сектора электронных финансовых услуг. Основной целью данного законопроекта является установление рамочных правил, позволяющих, с одной стороны, финансовым организациям (организаторам систем электронных финансовых услуг) предоставлять финансовые услуги своим клиентам с использованием современных технологических средств и, с другой стороны, обеспечивающих защиту прав потребителей электронных финансовых услуг.

Законопроектом предусматриваются требования к содержанию договора о предоставлении электронных финансовых услуг и информации, предоставляемой организатором системы электронных финансовых услуг клиентам. В отношении порядка предоставления электронных финансовых услуг проводится различие между системами открытого типа (для участия в которых достаточно присоединения к правилам, предлагаемым финансовой организацией) и закрытого типа (требующими выполнения всеми участниками согласованных процедур).
На организатора системы электронных финансовых услуг для защиты прав клиентов законопроектом возлагаются обязанности по использованию процедур контроля и проверки, направленных на предотвращение (исправление) ошибок и случаев совершения сделок неуполномоченными лицами, по хранению информации по совершенным сделкам, по представлению клиентам документов, подтверждающих совершение сделок, а также по обеспечению надлежащего уровня безопасности, исключающего возможность совершения сделки неуполномоченными лицами.

Законопроект вводит понятие "информационный посредник" и устанавливает его обязательства и ответственность, поскольку специфика информационных технологий часто предполагает использование услуг организаций, оказывающих информационные услуги, от выполнения которыми своих функций зависят взаимоотношения между финансовой организацией и своими клиентами.

Важной частью систем электронных финансовых услуг является система обмена электронными документами (документами по сделкам), в связи с чем законопроект предусматривает общие принципы обмена документами по сделкам, устанавливая критерии отправления и получения документов, а также вводя требование подтверждения получения документов. Кроме того, предусматриваются нормы, направленные на придание юридической и доказательственной силы документам по сделкам, с установлением правил установления их подлинности (что важно с учетом удаленности сторон), обнаружения ошибок при передаче документов и хранения документов.

Законопроект содержит блок норм, регулирующих порядок разрешения спорных ситуаций с участием клиентов, включая использование электронных средств, а также определяющих основания ответственности и риски убытков организатора системы электронных финансовых услуг, клиента и информационного посредника. При этом, особо выделены случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, вызванные неполадками и ошибками в работе используемых электронных средств, а также убытков, возникших в результате ошибок при обмене документами.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020