27 август 2020
Либертариум Либертариум

Модель российского рынка электроэнергии (комментарии к Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России")

Я давно распечатал проект Концепции реструктуризации РАО ЕЭС и, вот, во время очередного внезапного веерного отключения, борясь с негативными эмоциями, прочитал сей документ.

Модель российского рынка электроэнергии
(п.6. концепции)

Под эту модель и обосновывается реструктуризация. Хорошо просматривается характерный прием Чубайса "Утром де-факто -- вечером де-юре" (по аналогии с фразой "Утром деньги -- вечером стулья"), т.е. сначала проводится организационная перегруппировка собственности, создается технологическая основа инфраструктуры, а потом, аргументируя текущим состоянием дел, изменяется законодательство и во всех случаях говорится много хороших и правильных слов.

От методов перейдем к модели. Из п.6.4. и п.7.1.2. видна следующая транспортная технологическая структура рынка электроэнергии (см. рис. ниже)

Технологическая транспортная структура рынка электроэнергии

При этом явно говорится о конкуренции генерирующих компаний. О конкуренции в области сбыта говорится только в контексте сбытовых компаний, которые не имеют транспортной инфраструктуры, о конкуренции сетевых и распределительных компаний умалчивается. Генерирующие компании вбрасывают свою энергию на оптовый рынок, в концепции много говорится о независимости рынка и участников, а технически, генерирующая компания вбрасывает свою энергию на одну в государстве управляемую и контролируемую РАО ЕЭС торговую площадку, а покупателям в любом случае приходится платить за услуги распределительных компаний. Распределительные компании тоже могут покупать энергию для перепродажи.

1. Генерация

Существующие электростанции, входящие в РАО ЕЭС и различные АО Энерго, на первом этапе не предполагается продавать, а передать контрольный пакет в созданные "ГЭС-Генерацию" и "ТЭС-Генерацию", собственником этих двух компаний подразумевается РАО ЕЭС, хотя явно об этом не сказано. Также могут создаваться независимые генерирующие компании. На последующих этапах вроде как говориться об уменьшении доли РАО в секторе генерации.

Плюсы. Электростанции выводятся из под контроля местных "князьков". Независимые производители усилят конкуренцию на рынке.

Минусы. Подавляющее большинство электростанций все равно остается за РАО ЕЭС. Нет определения статуса и условий вхождения на рынок малых электростанций, есть только замечание о существующих (они останутся за региональными распределительными сетями). А ведь, именно малые станции могут привести к децентрализации и реальной конкуренции.

2. Системообразующие сети и системный оператор

РАО ЕЭС создаст стопроцентные ДАО: сетевую компанию и системного оператора. Сетевая компания будет включать в себя все межсистемные связи и системообразующие сети, экспортные сети, сети доступа к рынку значимых потребителей, а также пакеты акций региональных распределительных компаний. Системобразующие сети тех организации, которые не контролируются РАО, предполагается вывести из их активов (п. 7.1.2), а вот в чьи руки передать не сказано. Системный оператор -- компания технически управляющая системной сетью и контролирующая исполнимость условий сделки между продавцом и покупателем.

Плюсы. Единая транспортировка, диспетчеризация и контроль для государства это плюс, хотя и спорный.

Минусы. Во всей концепции говорится о сетевых компаниях во множественном лице, подразумевается либо одна либо три (по количеству энергозон), стопроцентно принадлежащих РАО ЕЭС. Создание новых сетевых компаний весьма туманно описано в п.7.1.2. и содержит ряд серьезных ограничений.

3. Региональные распределительные компании

Это региональные АО Энерго. Предполагается разделить их на сбытовые и распределительные компании. Возможность создания регионального энергетического холдинга предусматривается (п.7.1.3.)

Плюсы. Отделение сбытовых функций от транспортных может привести к конкуренции предложений конечному потребителю.

Минусы. Не определены условия создания и выхода на рынок новых сбытовых компаний. Региональные холдинги несмотря на государственные энерготранспортные тарифы могут добится монополии на региональном рынке. Абсолютно отсутствуют упоминания о создании и условиях функционирования независимых региональных распределительных компаний.

4. Локальные распределительные компании

В концепции они упоминаются очень редко и то, как муниципальные и коммунальные. Ни слова о конкуренции на этом рынке.

5. Конечные потребители

Упоминаются крупные потребители, которые могут покупать энергию на оптовом рынке. И население в контексте тарифов, которые покроют все издержки производства и транспортировки.

О коммерческой стороне модели можно еще больше сказать, но что толку, если техническая сторона изначально будет в одних руках. Какая уж тут конкуренция? А ведь под эту модель уже наверняка разрабатывается проект изменений законодательства (см. п. 7.3.) и есть высокая вероятность того, что Чубайс протолкнет это через Думу.

Вывод: Принятая для реструктуризации модель рынка электроэнергии напоминает продовольственный рынок (базар), контролируемый преступной группировкой. Формально, есть все условия для конкуренции и привлечения новых участников, но реально -- системный оператор (лидер местной крыши) при помощи тарифной политики, тотального контроля (рэкет всех мастей) устанавливет нужные цены и вытесняет конкурентов.

Комментарии (6)

  • Модель российского рынка электроэнергии (комментарии к Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России")

    -----BEGIN PGP SIGNED MESSAGE-----

    Крайне интересно было бы, если б кто-нибудь взялся сравнить концепции деструктополизации :) в ЕЭС (которой как-никак, уже n, если не m лет) и в МПС РФ...
    -----BEGIN PGP SIGNATURE-----

    iQCVAwUBOdD/Y3GCEHWOiJDhAQGA/wQA0SmMkCj+WUTcREKOYM2Qz4f7Qx7kvwHx
    rvkOKRisgzK2IoPhrJNh/mmrMR2O+10HMRxk/KCNGZpk7zVxxg8JyVPBydlJfHdK
    D9CG8UIYTrXJpp1ZJz0whj9N+cHmJxrfcDrw1CzfvTCB9b/9TpnMXB+Wke2Hlr8o
    eqpVaa8tcuY=
    =fQYj
    -----END PGP SIGNATURE-----

  • Модель российского рынка электроэнергии (комментарии к Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России")

    Поискал я концепцию реструктуризации МПС в И-нете. Кроме ссылок на новости о том что она есть и ее собираются обсудить осенью 2000 г. ничего не нашел.
    Может у кого есть инсайдерская версия? Выложите на обсуждение.
  • НАЧАЛЬНИК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА КАК РЕШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

    Говорят, в каждой шутке есть только доля шутки, все остальное - правда.
    Недавно мне в шутку высказали следующее предложение.
    Почти в каждом городе есть как минимум высокий пост мэра. Есть и главная проблема: отсутствие надежного отопления и освещения городских домов из-за хронической нехватки денег в городском бюджете.
    Сделано шутливое предложение о том, как эту проблему решить, не увеличивая, а наоборот - сокращая городской бюджет.
    Необходимо использовать хорошо зарекомендовавший себя в совдеповские времена институт совместительства должностей.
    Почему бы ни поручить исполнение обязанностей мэра уже существующему руководителю предприятия, отвечающего за устойчивое энергообеспечение населения. С чрезвычайными правами - отключать буквально всех неплательщиков, не взирая на чины и ранги.
    Шутник, высказавший такое предложение, уверен, что проблемы с отоплением и освещением мигом будут решены.
    Знаете, почему этот шутник так считает?
    По аналогии. Если глава администрации любого города либо его заместитель могут заниматься вопросами поставки угля и мазута для отопления горожан, то есть выполнять функции начальника теплосетей, то почему начальник теплосетей не сможет выполнять наряду со своими функциями и часть функций городской администрации.
    Кстати, а какие еще основные функции, кроме отопления и снабжения горожан электроэнергией, есть у городского начальства? Функций, вообще-то много.
    Помимо проведения конференций, например о правах женщин, и встреч с зарубежными делегациями с соответствующими фуршетами, проводятся еще так называемые чистые четверги, то есть осуществляется контроль за порядком на улицах. Что поделать, если россияне в отличие от голландцев еще не научились мыть тротуары с мылом возле своих домов. Вот и приходится заботиться об этом не маленькой по штату городской администрации.
    А еще контролируется вся местная торговля, осуществляется надзор и за выстраиваемыми на подворьях банями, сараями и номерными знаками на домах.
    Нужен, ох как еще нужен надзор за российским мужиком, почему-то считают многие мэры.
    Без надзора он не то, что номерной знак на собственный дом не повесит, так еще и торговать начнет не там, где захочет указать начальство.
    Кроме административного управления населением городская администрация еще контролирует и муниципальные предприятия. Чаще всего называемые "Санита", "Роза" и т. п., которые должны и за порядком следить, и озеленением заниматься.
    Есть и другие, например, муниципальное предприятие "Водоканал", которое запросто может справиться со снабжением населения водой. Причем, также как и "Санита" с "Розой" - без всякого дополнительного чиновничьего контроля.
    Коли нельзя обойтись без тепло - и энергосетей, а также водоканала с многочисленными домоуправлениями и возглавляющими их муниципальными служащими, то уже набирается значительное число управленцев, рассредоточенных по всему городу в своих многочисленных конторах.
    Зачем нам выбирать мэра, который будет затем формировать дополнительную команду своей администрации? Может быть лучше всего избрать (либо подтвердить полномочия) одного из начальников уже существующего муниципального предприятия, которому и поручить координировать деятельность всего муниципального образования (снимать и назначать начальников других предприятий).
    Опять самым главным получается рыжий, поскольку электричество важнее всего. Главным координатором директоров всех городских предприятий и должен быть все тот же начальник по электричеству, а по совместительству - мэр, то есть человек, подчиненный Чубайсу.
    Если он сможет обеспечить нас электроэнергией, неужели он не сможет провести раз в неделю чистый четверг или через своего заместителя проверить работу остальных городских предприятий и проследить за своевременной выдачей зарплаты несчастным учителям?
    Исходя из этой шутки, можно до минимума сократить весь городской управленческий аппарат.
    Представляете, сколько зданий сразу освободится.
    Потому что все городское начальство будет сидеть по своим предприятиям, откуда они уже сейчас управляют городским отоплением, освещением, водоснабжением, санитарной очисткой и т. п.
    Так что эта шутка реально поможет и расходы бюджета уменьшить, и обогреть нас зимой в хорошо освещенных квартирах.
  • НАЧАЛЬНИК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА КАК РЕШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

    Логически продолжая Вашу шутку мы придем к тем же мыслям, к каким в свое время пришел писатель-фантаст Ханлайн. Гражданином государства может стать только военный. О том, каким может быть такое государство, читайте в его книгах.
  • НАЧАЛЬНИК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА КАК РЕШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

    То о чем Вы уважаемый говорите - это только видимая часть айсберга, который в конце концов добьет нашу страну. Конечно есть излишние затраты на чиновников от энергетике и ЖКХ, но суть в том, что тарифы используется на их содержание только в малой части, а в большей части на потребности региональных властей, которые делят с РАО ЕЭС тарифную составляющую, как и с другими службами ЖКХ, с целью создания финансовых средств для мероприятий, которые не могут даже в принципе рассматриваться при бюджетировании. Например, на оплату черного пиара при проведении выборов или, если хотите, то это не административный ресурс? Ну не будет у региональных чиновников средств, на них будут просто чихать, это же не советский строй. Таким образом, поэтому и тепло у нас измеряют измеряют не в калориях, а в метрах квадратных, и воду не в литрах в количеством жильцов и т.д.не как во всем мире, так что когда РАО ЕЭС "делится" с региональными властями через тарифы это примерно 50Х50 используется и чиновниками уровня областей и республик за счет населения естественно других беззащитных источников нет. Другая суть в том, что если даже перекрыть законодательно этот канал, то есть масса других новых возможностей. Вот почему все реформы в энергетике и ЖКХ в таких условиях это чистая пролфанация. Просто власти дают
    небольшую возможность для ликвидации дыр, чтобы не было обвала, но не желают и расставаться со своими потребностями. Возникает даже такая мысль, а не лучше ли ничего не делать и наоборот по максимуму бессмысленно тратить энергоресурсы, чтобы действительно реальная стоимость этих затрат соответствовала нынешнему уровню их оплаты и тогда все рухнет, так как у властей при этом останется кукиш и действительно эффективные решения станут жизненно необходимыми. А пока мы платим за сами ресурсы и так называемые услуги ЖКХ двойную цену при этом власти нагло еще всем заявляют, что не оплачивается полная стоимость. Только при этом умалчивают что надо иметь в виду не только полную стоимость потребенных энергоресурсов, но и потребностей региональных чинуш за счет тарифов. Когда-то, ведь это должно кончиться?

  • Модель российского рынка электроэнергии (комментарии к Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России")

    аноним, 09.12.2005
    в ответ на: комментарий (Владимир Тинюков, 28.09.2000)

    Новая генерация и промышленность России. Взгляд в будущее.

    Независимая энергетическая компания "Новая генерация" предоставляет в долгосрочную аренду или рассрочку газовые электростанции известных мировых производителей. Необходимо рассматривать уникальное предложение компании ОАО "Новая генерация" как независимую, выгодную, качественную поставку электроэнергии и тепла для промышленных предприятий.
    Мы предлагаем следующие условия сотрудничества: независимая энергетическая компания ОАО "Новая Генерация" обсуждает и согласовывает с Вами новый персональный тариф:
    Стоимость электроэнергии и тепла для Вас будет значительно ниже действующего на данный момент регионального тарифа РАО ЕЭС, за счет более низкой себестоимости нашей продукции. Производство электроэнергии, передача и потребление в случае использования газовых электростанций происходит непосредственно на территории Вашего предприятия.
    Исключаются платежи за передачу электроэнергии и тепла, из процесса выводятся посредники в лице местных энергетических и сетевых предприятий. Экономия на энергоснабжении предприятий может достигать 20-30% от уровня монопольных цен а, став впоследствии собственником электростанции, Вы будете получать киловатт электроэнергии за 35-40 копеек.
    ОАО "Новая Генерация", после получения технических условий, за свой счет, осуществляет проектные работы и в течение 4-18 месяцев устанавливает и вводит в эксплуатацию газовую электростанцию требуемой мощности.
    Газовая электростанция будет иметь оптимально подобранную конфигурацию.
    Текущая эксплуатация электростанции осуществляется созданной для этих целей совместной с Вами структурой.
    Сервисное обслуживание и поставку расходных материалов производит независимая энергетическая компания ОАО "Новая Генерация".
    Оплату расходов за природный газ производит независимая энергетическая компания ОАО "Новая генерация". Оборудование газо-поршневых и газотурбинных электростанций, которое мы предлагаем, успешно справляется с проблемой утилизации попутных нефтяных газов.
    Внимание! Возможно оформление в Вашу собственность электростанции по остаточной стоимости.
    Сроки эксплуатации первоклассного оборудования газовых электростанций DEUTZ AG, KAWASAKI, MITSUBISHI, MAN B&W, GE JENBACHER - 20-25 лет.
    Данное предложение одобрено ведущими российскими экономистами и профессиональными энергетиками.
    Юридическим и физическим лицам, оказавшим содействие в заключение контрактов, выплачивается комиссионное вознаграждение.
    Подробности на сайте: http://www.manbw.ru - Газовые электростанции, мини-ТЭЦ

    http://www.manbw.ru/analitycs/png.html -попутный газ

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020