3 июль 2020
Либертариум Либертариум

По-моему, применение термина "Неоинституцианализм" к данному анализу несколько некорректно. Из рассмотрения выведены условия и средства контроля исполнения контрактных обязательств, наказания за неисполнение условий контракта и, самое главное, не рассмотрено влияние на ситуацию и фактическое содержание трехстороннего контракта "Гражданин " исполнительная власть " Президент" .
Без этих аспектов анализ схемы действий, а тем более прогноз целей Президента, Кремля переходит в плоскость классической политологии и психологии. А говоря о построении структуры власти с однозначными целями, однозначно аргументируя только снижением издержек трансакций и снижением мотивации экс-принципалов, вообще, переходим в плоскость теории автоматических самоорганизующихся систем, терминологический и теоретический аппарат которой хорошо описывает однозначные действия.

Немного о трехстороннем контракте "Гражданин " исполнительная власть " Президент". В терминах других теорий его именуют "Общественный договор".

Говоря в предвыборной компании о "диктатуре закона" и "равноудаленности олигархов", Путин тем самым предлагал гражданам России публичную оферту, смысл которой в обывательских терминах следующий: "Я (если стану Президентом) берусь за короткий срок обеспечить одинаковое выполнение правил по доступу к редким ресурсам всеми субъектами без исключения, а также Я выведу структуру исполнительной власти из-под своей крыши (неоднократно упоминаемый тезис "государство для народа"). И 60 % граждан согласились с этим предложением, меньшее количество подписало его, проголосовав за Путина. И хотя в публичной оферте Путин не подразумевал третью сторону, предполагая ее как исполнительный механизм, в реальности местная (именно, муниципальная, районная) власть входит в контракт больше принципалом, чем агентом. И фактический расклад для гражданина, как потребителя услуг Президента таков : "Местная власть, являясь менеджером, агентом при Президенте навязывает, вносит новые и ограничивает старые правила контракта Гражданин " Президент", пусть даже на неформальном уровне. Кто-то из граждан заключает свои контракты с местной или более высокой властью, но подавляющее большинство просто включает местную власть как равноправного партнера, причем не своего, а Президента. И вовсе не на судебную власть, а на Президента, хочет он того или нет, граждане возлагают обязанности арбитра, такова уж "загадочная русская душа". А далее еще проще, когда одна из сторон (обычно это местная власть, реже Президент или его аппарат) не выполняет условий и обязательств контракта, то другие стороны делают то же самое, порой оставаясь в формальных рамках.

Наш Президент уже осознал, что бесконтрольные агенты становятся принципалами (обычно однонаправленными в сторону граждан, реже двунаправленными), но доберется ли он до самого многочисленного звена этой стаи, выстраивая зонтичную (или древовидную) структуру контрактов. Такую структуру контрактов в народе называют "сетевой маркетинг." И как известно из теории, да из практики тоже, что уже на четвертом уровне такие структуры теряют эффективность и устойчивую управляемость, вследствие искажения или затухания управляющего воздействия (простите за использование терминов теории систем управления). А местная власть и есть четвертый уровень выстраиваемой системы.

О средствах и методах контроля исполнения условий и обязательств контрактов.
В контрактах "Президент " Первый уровень субъектов исполнительной власти" это дело поставлено очень хорошо. В контрактах "Президент " Дума" контроль исполнения намного слабее в силу слишком свободных условий контракта. Контракты "Президент " Гражданин" изначально не предусматривают средств контроля со стороны гражданина, эти функции обычно выполняют свободные (или так называемые "свободные") СМИ. Обратный контроль осуществляется всем известными милицией и ФСБ, ну и прочими надзорами, комиссиями, комитетами и т.п. Кстати, контроль своих агентов в этом контракте Президент осуществляет теми же средствами. А вот то, что со стороны граждан в контракт включена местная власть, у которой с местными контрольными органами уже существуют свои давно налаженные контракты, такая система контроля не предусматривает. (Отступление в терминах теории управления. При использовании нестабильных во времени и пространстве длинных цепей прохождения управляющего сигнала цепь обратной связи стремятся сделать как можно короче и малозависимой от внешних условий и воздействий. Может отсюда ноги у СОРМ растут. И как следствие этого, что тех. средствами СОРМ можно будет бесконтрольно пользоваться не только из местных подразделений ФСБ).

29.08.2000
liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2020