18 сентябрь 2019
Либертариум Либертариум

Об оперативно-розыскной деятельности (в редакции ФЗ N 101-ФЗ от 18.07.1997)

Федеральный Закон РФ N 144-ФЗ, 12 августа 1995 года
Дан в редакции Федерального закона N 101-ФЗ от 18.07.97
См текущую вервию.

12.08.1995
   КонсультантПлюс:ВерсияПроф
   
Источник публикации
   В данном виде документ опубликован не был.
   Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
   "Собрание законодательства РФ", 14.08.95, N 33, ст. 3349,
   "Российская газета", N 160, 18.08.95.
   Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию
   (тип ссылки "Дан в РЕДАКЦИИ"), см. в справке к этим документам.
Обратные ссылки
   Дан в РЕДАКЦИИ следующего документа
   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.97 N 101-ФЗ
   ВО ИСПОЛНЕНИЕ был принят следующий документ
   ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.96 N 770
   ПРИКАЗ ГТК РФ от 30.11.95 N 722
Прямые ссылки
   Признает УТРАТИВШИМ СИЛУ следующий документ
   ЗАКОН РФ от 13.03.92 N 2506-1 (ред. 02.07.92)
Текст документа
   12 августа 1995 года                                      N 144-ФЗ
   ------------------------------------------------------------------
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                 ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                                     5 июля 1995 года
           (в ред. Федерального закона от 18.07.97 N 101-ФЗ)
       Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно -
   розыскной  деятельности,  осуществляемой  на территории Российской
   Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении
   оперативно - розыскных мероприятий.
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность
       Оперативно -  розыскная  деятельность  -   вид   деятельности,
   осуществляемой  гласно  и  негласно  оперативными  подразделениями
   государственных   органов,   уполномоченных   на   то    настоящим
   Федеральным  законом (далее - органы,  осуществляющие оперативно -
   розыскную деятельность),  в  пределах  их  полномочий  посредством
   проведения  оперативно  -  розыскных  мероприятий  в  целях защиты
   жизни,  здоровья,   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,
   собственности,  обеспечения безопасности общества и государства от
   преступных посягательств.
       Статья 2. Задачи оперативно - розыскной деятельности
       Задачами оперативно - розыскной деятельности являются:
       выявление, предупреждение,      пресечение     и     раскрытие
   преступлений,  а  также   выявление   и   установление   лиц,   их
   подготавливающих, совершающих или совершивших;
       осуществление розыска лиц,  скрывающихся от органов  дознания,
   следствия  и суда,  уклоняющихся от уголовного наказания,  а также
   розыска без вести пропавших;
       добывание информации   о  событиях  или  действиях,  создающих
   угрозу государственной,  военной,  экономической или экологической
   безопасности Российской Федерации.
       Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности
       Оперативно -  розыскная    деятельность    основывается     на
   конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и
   свобод  человека  и гражданина,  а также на принципах конспирации,
   сочетания гласных и негласных методов и средств.
       Статья 4. Правовая основа оперативно - розыскной деятельности
       Правовую основу оперативно - розыскной деятельности составляют
   Конституция Российской  Федерации,  настоящий  Федеральный  закон,
   другие  федеральные  законы  и принятые в соответствии с ними иные
   нормативные  правовые  акты  федеральных  органов  государственной
   власти.
       Органы, осуществляющие оперативно  -  розыскную  деятельность,
   издают    в   пределах   своих   полномочий   в   соответствии   с
   законодательством   Российской   Федерации    нормативные    акты,
   регламентирующие  организацию  и  тактику  проведения оперативно -
   розыскных мероприятий.
       Статья 5.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина  при
   осуществлении оперативно - розыскной деятельности
       Не допускается    осуществление    оперативно    -   розыскной
   деятельности  для   достижения   целей   и   решения   задач,   не
   предусмотренных настоящим Федеральным законом.
       Лицо, полагающее,   что   действия   органов,   осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность,  привели к нарушению его прав
   и свобод,  вправе обжаловать эти  действия  в  вышестоящий  орган,
   осуществляющий оперативно - розыскную деятельность,  прокурору или
   в суд.
       Лицо, виновность   которого   в   совершении  преступления  не
   доказана в установленном законом  порядке,  то  есть  в  отношении
   которого  в  возбуждении  уголовного  дела отказано либо уголовное
   дело прекращено в связи с отсутствием события преступления  или  в
   связи  с  отсутствием  в  деянии  состава преступления,  и которое
   располагает  фактами  проведения  в  отношении  его  оперативно  -
   розыскных  мероприятий и полагает,  что при этом были нарушены его
   права,  вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно -
   розыскную  деятельность,  сведения о полученной о нем информации в
   пределах,  допускаемых  требованиями  конспирации  и   исключающих
   возможность  разглашения  государственной  тайны.  В случае,  если
   будет отказано в  предоставлении  запрошенных  сведений  или  если
   указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме,
   оно  вправе  обжаловать  это  в  судебном  порядке.   В   процессе
   рассмотрения  дела  в  суде  обязанность доказывать обоснованность
   отказа в предоставлении этому лицу сведений,  в том числе в полном
   объеме,   возлагается  на  соответствующий  орган,  осуществляющий
   оперативно - розыскную деятельность.
       В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
   орган,  осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, обязан
   предоставить  судье  по  его  требованию  оперативно  -  служебные
   документы,  содержащие информацию о  сведениях,  в  предоставлении
   которых было отказано заявителю,  за исключением сведений о лицах,
   внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
   сотрудниках   органов,   осуществляющих   оперативно  -  розыскную
   деятельность,  и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
   конфиденциальной основе.
       В случае    признания    необоснованным    решения     органа,
   осуществляющего  оперативно - розыскную деятельность,  об отказе в
   предоставлении необходимых сведений заявителю судья может  обязать
   указанный  орган предоставить заявителю сведения,  предусмотренные
   частью третьей настоящей статьи.
       Полученные в  результате  проведения  оперативно  -  розыскных
   мероприятий  материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых  в
   совершении   преступления  не  доказана  в  установленном  законом
   порядке,  хранятся один год,  а затем уничтожаются, если служебные
   интересы  или  правосудие  не требуют иного.  За три месяца до дня
   уничтожения  материалов,  отражающих   результаты   оперативно   -
   розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения,
   об этом уведомляется соответствующий судья.
       Органам (должностным   лицам),   осуществляющим  оперативно  -
   розыскную деятельность, запрещается:
       проводить оперативно   -  розыскные  мероприятия  в  интересах
   какой-либо  политической  партии,  общественного  и   религиозного
   объединения;
       принимать негласное  участие  в  работе  федеральных   органов
   государственной  власти,  органов государственной власти субъектов
   Российской Федерации и органов местного самоуправления,  а также в
   деятельности   зарегистрированных   в   установленном   порядке  и
   незапрещенных  политических  партий,  общественных  и  религиозных
   объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
       разглашать сведения,  которые  затрагивают  неприкосновенность
   частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
   и которые стали известными  в  процессе  проведения  оперативно  -
   розыскных   мероприятий,  без  согласия  граждан,  за  исключением
   случаев, предусмотренных федеральными законами.
       При нарушении   органом  (должностным  лицом),  осуществляющим
   оперативно - розыскную деятельность,  прав  и  законных  интересов
   физических  и  юридических  лиц  вышестоящий орган,  прокурор либо
   судья в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
   обязаны  принять  меры  по  восстановлению  этих  прав  и законных
   интересов, возмещению причиненного вреда.
       Нарушения настоящего  Федерального  закона  при  осуществлении
   оперативно  -  розыскной  деятельности   влекут   ответственность,
   предусмотренную законодательством Российской Федерации.
        Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
       Статья 6. Оперативно - розыскные мероприятия
       При осуществлении    оперативно   -   розыскной   деятельности
   проводятся следующие оперативно - розыскные мероприятия:
       1. Опрос граждан.
       2. Наведение справок.
       3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
       4. Проверочная закупка.
       5. Исследование предметов и документов.
       6. Наблюдение.
       7. Отождествление личности.
       8. Обследование  помещений,   зданий,   сооружений,   участков
   местности и транспортных средств.
       9. Контроль   почтовых   отправлений,   телеграфных   и   иных
   сообщений.
       10. Прослушивание телефонных переговоров.
       11. Снятие информации с технических каналов связи.
       12. Оперативное внедрение.
       13. Контролируемая поставка.
       14. Оперативный эксперимент.
       Приведенный перечень  оперативно - розыскных мероприятий может
   быть изменен или дополнен только федеральным законом.
       В ходе   проведения   оперативно   -   розыскных   мероприятий
   используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и
   фотосъемка,  а  также  другие  технические  и  иные  средства,  не
   наносящие ущерб жизни и  здоровью  людей  и  не  причиняющие  вред
   окружающей среде.
       Оперативно -  розыскные  мероприятия,  связанные  с  контролем
   почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
   телефонных переговоров с  подключением  к  станционной  аппаратуре
   предприятий,   учреждений   и   организаций   независимо  от  форм
   собственности,  физических  и  юридических  лиц,   предоставляющих
   услуги  и  средства  связи,  со  снятием  информации с технических
   каналов  связи,   проводятся   с   использованием   оперативно   -
   технических  сил и средств органов федеральной службы безопасности
   и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными
   нормативными    актами    или    соглашениями    между   органами,
   осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
       Должностные лица    органов,   осуществляющих   оперативно   -
   розыскную  деятельность,  решают  ее  задачи  посредством  личного
   участия   в   организации  и  проведении  оперативно  -  розыскных
   мероприятий,  используя помощь  должностных  лиц  и  специалистов,
   обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а
   также отдельных граждан с  их  согласия  на  гласной  и  негласной
   основе.
       Запрещается проведение оперативно -  розыскных  мероприятий  и
   использование    специальных    и    иных   технических   средств,
   предназначенных          (разработанных,          приспособленных,
   запрограммированных)   для  негласного  получения  информации,  не
   уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими  и
   юридическими лицами.
       Разработка, производство,  реализация,  приобретение  в  целях
   продажи,  ввоз  в  Российскую  Федерацию  и  вывоз  за  ее пределы
   специальных технических средств,  предназначенных  для  негласного
   получения   информации,   не   уполномоченными   на  осуществление
   оперативно - розыскной  деятельности  физическими  и  юридическими
   лицами  подлежат  лицензированию  в    порядке,    устанавливаемом
   Правительством Российской Федерации.
       Перечень видов      специальных      технических      средств,
   предназначенных для негласного  получения  информации  в  процессе
   осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
       Статья 7.  Основания для  проведения  оперативно  -  розыскных
   мероприятий
       Основаниями для  проведения оперативно - розыскных мероприятий
   являются:
       1. Наличие возбужденного уголовного дела.
       2. Ставшие известными  органам,  осуществляющим  оперативно  -
   розыскную деятельность, сведения о:
       1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного
   противоправного  деяния,  а  также о лицах,  его подготавливающих,
   совершающих или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для
   решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
       2) событиях или действиях,  создающих угрозу  государственной,
   военной,  экономической  или экологической безопасности Российской
   Федерации;
       3) лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда
   или уклоняющихся от уголовного наказания;
       4) лицах,  без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных
   трупов.
       3. Поручения следователя,  органа дознания, указания прокурора
   или  определения  суда  по  уголовным  делам,  находящимся  в   их
   производстве.
       4. Запросы  других  органов,   осуществляющих   оперативно   -
   розыскную  деятельность,  по  основаниям,  указанным  в  настоящей
   статье.
       5. Постановление  о  применении  мер  безопасности в отношении
   защищаемых   лиц,    осуществляемых    уполномоченными    на    то
   государственными     органами     в    порядке,    предусмотренном
   законодательством Российской Федерации.
       6. Запросы   международных  правоохранительных  организаций  и
   правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
   международными договорами Российской Федерации.
       Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,  в
   пределах   своих   полномочий   вправе   также   собирать  данные,
   необходимые для принятия решений:
       1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
       2. О  допуске  а работам,  связанным с эксплуатацией объектов,
   представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей,  а
   также для окружающей среды.
       3. О допуске к участию в оперативно -  розыскной  деятельности
   или   о   доступе   к   материалам,  полученным  в  результате  ее
   осуществления.
       4. Об   установлении  или  о  поддержании  с  лицом  отношений
   сотрудничества при подготовке и проведении оперативно -  розыскных
   мероприятий.
       5. По   обеспечению   безопасности   органов,   осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность.
       6. О выдаче  разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
   деятельность.
       Статья 8.    Условия   проведения   оперативно   -   розыскных
   мероприятий
       Гражданство, национальность,    пол,     место     жительства,
   имущественное,  должностное и социальное положение, принадлежность
   к общественным объединениям,  отношение к религии  и  политические
   убеждения  отдельных лиц не являются препятствием для проведения в
   отношении их оперативно  -  розыскных  мероприятий  на  территории
   Российской  Федерации,  если  иное  не  предусмотрено  федеральным
   законом.
       Проведение оперативно   -   розыскных   мероприятий,   которые
   ограничивают конституционные права  граждан  на  тайну  переписки,
   телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных и иных сообщений,
   передаваемых по сетям электрической  и  почтовой  связи,  а  также
   право  на  неприкосновенность  жилища,  допускается  на  основании
   судебного решения и при наличии информации:
       1. О    признаках    подготавливаемого,    совершаемого    или
   совершенного  противоправного  деяния,  по  которому  производство
   предварительного следствия обязательно.
       2. О  лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
   противоправное  деяние,  по которому производство предварительного
   следствия обязательно.
       3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
   военной,  экономической или экологической безопасности  Российской
   Федерации.
       В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
   совершению  тяжкого  преступления,  а  также  при наличии данных о
   событиях и действиях,  создающих угрозу государственной,  военной,
   экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
   на основании мотивированного постановления одного из руководителей
   органа,   осуществляющего  оперативно  -  розыскную  деятельность,
   допускается  проведение  оперативно   -   розыскных   мероприятий,
   предусмотренных  частью  второй  настоящей статьи,  с обязательным
   уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с
   момента  начала  проведения  оперативно  -  розыскного мероприятия
   орган,  его осуществляющий,  обязан получить  судебное  решение  о
   проведении   такого   оперативно  -  розыскного  мероприятия  либо
   прекратить его проведение.
       В случае возникновения угрозы жизни,  здоровью,  собственности
   отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме
   разрешается  прослушивание переговоров,  ведущихся с их телефонов,
   на основании постановления,  утвержденного  руководителем  органа,
   осуществляющего    оперативно    -   розыскную   деятельность,   с
   обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в  течение
   48 часов.
       Проверочная закупка  или  контролируемая  поставка  предметов,
   веществ  и продукции,  свободная реализация которых запрещена либо
   оборот которых ограничен,  а  также  оперативный  эксперимент  или
   оперативное  внедрение  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность,  а равно лиц,  оказывающих им
   содействие,  проводятся на основании постановления,  утвержденного
   руководителем  органа,  осуществляющего  оперативно  -   розыскную
   деятельность.
       Проведение оперативного  эксперимента  допускается  только   в
   целях  выявления,  предупреждения,  пресечения и раскрытия тяжкого
   преступления,  а также в целях выявления и  установления  лиц,  их
   подготавливающих, совершающих или совершивших.
       При проведении   оперативно   -   розыскных   мероприятий   по
   основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи
   7  настоящего  Федерального  закона,   запрещается   осуществление
   действий,  указанных  в  пунктах  8  -  11  части  первой статьи 6
   настоящего Федерального закона.
       Оперативно -     розыскные     мероприятия,     обеспечивающие
   безопасность  органов,  осуществляющих  оперативно   -   розыскную
   деятельность,  проводятся  в  соответствии с настоящим Федеральным
   законом и исключительно в пределах полномочий  указанных  органов,
   установленных  соответствующими законодательными актами Российской
   Федерации.  По основаниям,  предусмотренным пунктом 5 части второй
   статьи 7 настоящего Федерального закона,  разрешается осуществлять
   действия,  указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи  6,  без
   судебного  решения  при  наличии  согласия гражданина в письменной
   форме.
       Статья 9.   Основания   и   порядок   судебного   рассмотрения
   материалов   об   ограничении  конституционных  прав  граждан  при
   проведении оперативно - розыскных мероприятий
       Рассмотрение материалов об  ограничении  конституционных  прав
   граждан  на  тайну  переписки,  телефонных переговоров,  почтовых,
   телеграфных и иных сообщений,  передаваемых по сетям электрической
   и  почтовой  связи,  на  неприкосновенность  жилища при проведении
   оперативно  -  розыскных  мероприятий,  как  правило,   по   месту
   проведения  таких  мероприятий  или  по  месту  нахождения органа,
   ходатайствующего   об   их   проведении.    Указанные    материалы
   рассматриваются   уполномоченным   на   то   судьей  единолично  и
   незамедлительно.  Судья не вправе отказать  в  рассмотрении  таких
   материалов в случае их представления.
       Основанием для   решения   судьей   вопроса    о    проведении
   оперативно   -    розыскного      мероприятия,     ограничивающего
   конституционные права граждан,  указанные в части первой настоящей
   статьи,    является   мотивированное   постановление   одного   из
   руководителей  органа,  осуществляющего  оперативно  -   розыскную
   деятельность.     Перечень     категорий    таких    руководителей
   устанавливается ведомственными нормативными актами.
       По требованию   судьи  ему  могут  представляться  также  иные
   материалы,  касающиеся  оснований  для  проведения  оперативно   -
   розыскного мероприятия,  за исключением данных о лицах, внедренных
   в  организованные   преступные   группы,   о   штатных   негласных
   сотрудниках   органов,   осуществляющих   оперативно  -  розыскную
   деятельность,  и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
   конфиденциальной  основе,  об  организации  и о тактике проведения
   оперативно - розыскных мероприятий.
       По результатам   рассмотрения   указанных   материалов   судья
   разрешает  проведение  соответствующего  оперативно  -  розыскного
   мероприятия,  которое  ограничивает конституционные права граждан,
   указанные в части первой настоящей статьи,  либо отказывает в  его
   проведении,    о   чем   выносит   мотивированное   постановление.
   Постановление,  заверенное печатью, выдается инициатору проведения
   оперативно  -  розыскного  мероприятия одновременно с возвращением
   представленных им материалов.
       Срок действия  вынесенного  судьей постановления исчисляется в
   сутках со дня его вынесения и не может  превышать  шести  месяцев,
   если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока
   не  прерывается.  При  необходимости  продления   срока   действия
   постановления  судья  выносит  судебное решение на основании вновь
   представленных материалов.
       В случае,   если  судья  отказал  в  проведении  оперативно  -
   розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права
   граждан,   указанные  в  части  первой  настоящей  статьи,  орган,
   осуществляющий  оперативно  -   розыскную   деятельность,   вправе
   обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
       Руководители судебных органов создают условия,  обеспечивающие
   защиту   сведений,   которые  содержатся  в  представляемых  судье
   оперативно - служебных документах.
       Статья 10.  Информационное  обеспечение   и   документирование
   оперативно - розыскной деятельности
       Органы, осуществляющие  оперативно  -  розыскную деятельность,
   для  решения  задач,  возложенных  на  них  настоящим  Федеральным
   законом,  могут создавать и использовать информационные системы, а
   также заводить дела оперативного учета.
       Дела оперативного   учета  заводятся  при  наличии  оснований,
   предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой  статьи  7  настоящего
   Федерального закона,  в целях собирания и систематизации сведений,
   проверки и оценки результатов оперативно - розыскной деятельности,
   а  также  принятия  на их основе соответствующих решений органами,
   осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
       Факт заведения  дела оперативного учета не является основанием
   для ограничения конституционных прав и свобод,  а  также  законных
   интересов человека и гражданина.
       Дело оперативного  учета  прекращается   в   случаях   решения
   конкретных    задач    оперативно    -   розыскной   деятельности,
   предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона,  а также
   установления   обстоятельств,   свидетельствующих  об  объективной
   невозможности решения этих задач.
       Перечень дел   оперативного   учета   и   порядок  их  ведения
   определяются   нормативными   актами    органов,    осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность.
       Статья 11.  Использование  результатов  оперативно - розыскной
   деятельности
       Результаты оперативно  -  розыскной  деятельности  могут  быть
   использованы   для   подготовки  и  осуществления  следственных  и
   судебных действий,  проведения оперативно - розыскных  мероприятий
   по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений,
   выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или
   совершивших,  а  также  для  розыска  лиц,  скрывшихся  от органов
   дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и
   без вести пропавших.
       Результаты оперативно - розыскной деятельности  могут  служить
   поводом    и   основанием   для   возбуждения   уголовного   дела,
   представляться  в  орган  дознания,  следователю  или  в  суд,   в
   производстве   которого   находится   уголовное   дело,   а  также
   использоваться в доказывании по уголовным делам в  соответствии  с
   положениями уголовно - процессуального законодательства Российской
   Федерации,  регламентирующими   собирание,   проверку   и   оценку
   доказательств.
       Представление результатов оперативно - розыскной  деятельности
   органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании
   постановления руководителя органа,  осуществляющего  оперативно  -
   розыскную деятельность,  в порядке, предусмотренном ведомственными
   нормативными актами.
       Результаты оперативно  -  розыскной  деятельности  в отношении
   лиц,  перечисленных в пунктах 1 - 4 и  6  части  второй  статьи  7
   настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об
   их допуске к указанным видам деятельности.
       Статья 12.  Защита   сведений   об   органах,   осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность
       Сведения об  используемых  или  использованных  при проведении
   негласных оперативно -  розыскных  мероприятий  силах,  средствах,
   источниках,  методах,  планах и результатах оперативно - розыскной
   деятельности,  о лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
   группы,  о  штатных негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность,  и о  лицах,  оказывающих  им
   содействие на конфиденциальной основе,  а также об организации и о
   тактике проведения оперативно - розыскных  мероприятий  составляют
   государственную   тайну   и  подлежат  рассекречиванию  только  на
   основании  постановления  руководителя   органа,   осуществляющего
   оперативно - розыскную деятельность.
       Предание гласности   сведений   о    лицах,    внедренных    в
   организованные преступные группы,  о штатных негласных сотрудниках
   органов,  осуществляющих оперативно -  розыскную  деятельность,  а
   также  о  лицах,  оказывающих  или  оказывавших  им  содействие на
   конфиденциальной  основе,  допускается  лишь  с  их   согласия   в
   письменной   форме   и  в  случаях,  предусмотренных  федеральными
   законами.
       Судебное решение  на  право проведения оперативно - розыскного
   мероприятия  и  материалы,  послужившие  основанием  для  принятия
   такого   решения,   хранятся   только  в  органах,  осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность.
       Оперативно -   служебные   документы,   отражающие  результаты
   оперативно  -  розыскной  деятельности,  могут  быть  представлены
   органу    дознания,    следователю,    судье,    другим   органам,
   осуществляющим оперативно - розыскную деятельность,  в  порядке  и
   случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
                   Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
                  ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
       Статья 13.  Органы,  осуществляющие  оперативно  -   розыскную
   деятельность
       На территории    Российской   Федерации   право   осуществлять
   оперативно - розыскную  деятельность  предоставляется  оперативным
   подразделениям:
       1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
       2. Органов федеральной службы безопасности.
       3. Федеральных органов налоговой полиции.
       4. Федеральных органов государственной охраны.
   (в ред. Федерального закона от 18.07.97 N 101-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
       6. Таможенных органов Российской Федерации.
       7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
       Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства
   обороны   Российской   Федерации   и   органа   внешней   разведки
   Федерального  агентства  правительственной  связи и информации при
   Президенте Российской Федерации проводят  оперативно  -  розыскные
   мероприятия  только  в  целях  обеспечения  безопасности указанных
   органов  внешней  разведки  и  в  случае,  если  проведение   этих
   мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах
   1 - 7 части первой настоящей статьи.
       Перечень органов,   осуществляющих   оперативно   -  розыскную
   деятельность,  может быть изменен или дополнен только  федеральным
   законом.   Руководители   указанных  органов  определяют  перечень
   оперативных подразделений,  правомочных осуществлять оперативно  -
   розыскную  деятельность,  их  полномочия,  структуру и организацию
   работы.
       Органы, осуществляющие  оперативно  -  розыскную деятельность,
   решают   определенные   настоящим   Федеральным   законом   задачи
   исключительно   в   пределах   своих   полномочий,   установленных
   соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
       Статья 14.  Обязанности органов,  осуществляющих оперативно  -
   розыскную деятельность
       При решении  определенных  настоящим Федеральным законом задач
   оперативно -  розыскной  деятельности  органы,  уполномоченные  ее
   осуществлять, обязаны:
       1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые  меры
   по  защите  конституционных  прав  и свобод человека и гражданина,
   собственности,  а также по  обеспечению  безопасности  общества  и
   государства.
       2. Исполнять  в  пределах   своих   полномочий   поручения   в
   письменной форме органа дознания,  следователя, указания прокурора
   и решения суда о проведении оперативно - розыскных мероприятий  по
   уголовным делам, принятым ими к производству.
       3. Выполнять  на   основе   и   в   порядке,   предусмотренных
   международными    договорами    Российской    Федерации,   запросы
   соответствующих  международных   правоохранительных   организаций,
   правоохранительных   органов   и   специальных  служб  иностранных
   государств.
       4. Информировать  другие  органы,  осуществляющие оперативно -
   розыскную  деятельность  на  территории  Российской  Федерации,  о
   ставших   им   известными   фактах   противоправной  деятельности,
   относящихся к компетенции этих органов,  и оказывать этим  органам
   необходимую помощь.
       5. Соблюдать    правила    конспирации    при    осуществлении
   оперативно - розыскной деятельности.
       6. Содействовать   обеспечению   в   порядке,    установленном
   законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности
   имущества своих сотрудников,  лиц, оказывающих содействие органам,
   осуществляющим  оперативно  -  розыскную деятельность,  участников
   уголовного  судопроизводства,  а  также  членов  семей  и  близких
   указанных лиц от преступных посягательств.
       Статья 15.   Права   органов,   осуществляющих   оперативно  -
   розыскную деятельность
       При решении задач оперативно - розыскной деятельности  органы,
   уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
       1. Проводить  гласно  и  негласно   оперативно   -   розыскные
   мероприятия,  перечисленные  в  статье  6  настоящего Федерального
   закона,  производить  при   их   проведении   изъятие   предметов,
   материалов  и  сообщений,  а  также прерывать предоставление услуг
   связи в  случае  возникновения  непосредственной  угрозы  жизни  и
   здоровью   лица,   а   также   угрозы   государственной,  военной,
   экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
       2. Устанавливать   на  безвозмездной  либо  возмездной  основе
   отношения сотрудничества с лицами,  изъявившими согласие оказывать
   содействие  на  конфиденциальной  основе  органам,  осуществляющим
   оперативно - розыскную деятельность.
       3. Использовать  в  ходе  проведения  оперативно  -  розыскных
   мероприятий  по  договору   или   устному   соглашению   служебные
   помещения,   имущество   предприятий,   учреждений,   организаций,
   воинских частей,  а также жилые и нежилые помещения,  транспортные
   средства и иное имущество частных лиц.
       4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
   личность    должностных    лиц,    ведомственную    принадлежность
   предприятий,  учреждений,  организаций, подразделений, помещений и
   транспортных   средств   органов,   осуществляющих   оперативно  -
   розыскную деятельность,  а также личность граждан,  оказывающих им
   содействие на конфиденциальной основе.
       5. Создавать  в  установленном  законодательством   Российской
   Федерации   порядке   предприятия,   учреждения,   организации   и
   подразделения,  необходимые  для  решения  задач,  предусмотренных
   настоящим Федеральным законом.
       Законные требования должностных  лиц  органов,  осуществляющих
   оперативно  -  розыскную деятельность,  обязательны для исполнения
   физическими и юридическими  лицами,  к  которым  такие  требования
   предъявлены.
       Неисполнение законных  требований  должностных  лиц   органов,
   осуществляющих   оперативно   -   розыскную   деятельность,   либо
   воспрепятствование    ее    законному     осуществлению     влекут
   ответственность,   предусмотренную   законодательством  Российской
   Федерации.
       Статья 16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
   органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность
       На должностных   лиц   органов,  осуществляющих  оперативно  -
   розыскную деятельность,  распространяются  гарантии  социальной  и
   правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные
   лица входят.
       Никто не  вправе  вмешиваться  в законные действия должностных
   лиц и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность,
   за   исключением  лиц,  прямо  уполномоченных  на  то  федеральным
   законом.
       Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно -
   розыскной деятельности,  в ходе проведения оперативно -  розыскных
   мероприятий   подчиняется   только   непосредственному  и  прямому
   начальнику.  При получении приказа или  указания,  противоречащего
   закону,   указанное  должностное  лицо  обязано  руководствоваться
   законом.
       При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
   законных интересов,  а также для обеспечения безопасности общества
   и  государства от преступных посягательств допускается вынужденное
   причинение  вреда  правоохраняемым  интересам  должностным   лицом
   органа,  осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо
   лицом,  оказывающим ему содействие,  совершаемое  при  правомерном
   выполнении  указанным  лицом  своего  служебного или общественного
   долга.
       Время выполнения  должностными лицами органов,  осуществляющих
   оперативно  -  розыскную  деятельность,  специальных   заданий   в
   организованных  преступных  группах,  а  также  время  их службы в
   должностях  штатных  негласных   сотрудников   указанных   органов
   подлежит  зачету  в  выслугу  лет для назначения пенсии в льготном
   исчислении  в  порядке,  определяемом  Правительством   Российской
   Федерации.
       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
   органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
   виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность.
          Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                  ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
       Статья 17.   Содействие   граждан   органам,    осуществляющим
   оперативно - розыскную деятельность
       Отдельные лица  могут  с их согласия привлекаться к подготовке
   или проведению оперативно - розыскных мероприятий с сохранением по
   их  желанию конфиденциальности содействия органам,  осуществляющим
   оперативно - розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти
   лица  обязаны сохранять в тайне сведения,  ставшие им известными в
   ходе подготовки или проведения оперативно - розыскных мероприятий,
   и  не  вправе  предоставлять  заведомо ложную информацию указанным
   органам.
       Органы, осуществляющие  оперативно  -  розыскную деятельность,
   могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
   независимо    от    их    гражданства,    национальности,    пола,
   имущественного, должностного и социального положения, образования,
   принадлежности к общественным объединениям,  отношения к религии и
   политических убеждений.
       Органам, осуществляющим  оперативно  - розыскную деятельность,
   запрещается использовать конфиденциальное содействие по  контракту
   депутатов,  судей,  прокуроров,  адвокатов,  священнослужителей  и
   полномочных    представителей    официально     зарегистрированных
   религиозных объединений.
       Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
   органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность
       Лица, содействующие  органам,  осуществляющим   оперативно   -
   розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
       Государство гарантирует     лицам,     изъявившим     согласие
   содействовать  по  контракту органам,  осуществляющим оперативно -
   розыскную    деятельность,    выполнение    своих    обязательств,
   предусмотренных  контрактом,  в  том  числе  гарантирует  правовую
   защиту,  связанную с  правомерным  выполнением  указанными  лицами
   общественного долга или возложенных на них обязанностей.
       При возникновении     реальной     угрозы      противоправного
   посягательства  на  жизнь,  здоровье или имущество отдельных лиц в
   связи  с  их  содействием  органам,  осуществляющим  оперативно  -
   розыскную  деятельность,  а  равно  членов  их семей и близких эти
   органы  обязаны  принять  необходимые   меры   по   предотвращению
   противоправных действий,  установлению виновных и привлечению их к
   ответственности,  предусмотренной   законодательством   Российской
   Федерации.
       Лицо из   числа   членов   преступной   группы,    совершившее
   противоправное   деяние,   не   повлекшее  тяжких  последствий,  и
   привлеченное   к   сотрудничеству   с   органом,    осуществляющим
   оперативно - розыскную   деятельность,   активно  способствовавшее
   раскрытию преступлений,  возместившее нанесенный  ущерб  или  иным
   образом  загладившее причиненный вред,  освобождается от уголовной
   ответственности  в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации.
       Лица, сотрудничающие с органами,  осуществляющими оперативно -
   розыскную  деятельность,  либо  оказавшие  им  помощь  в раскрытии
   преступления или установлении лиц,  их совершивших, могут получать
   вознаграждения  и  другие  выплаты.  Полученные  указанными лицами
   суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются  и  в
   декларациях о доходах не указываются.
       Период сотрудничества  граждан  по   контракту   с   органами,
   осуществляющими  оперативно  - розыскную деятельность,  в качестве
   основного  рода  занятий  включается  в  трудовой  стаж   граждан.
   Указанные   лица   имеют   право   на   пенсионное  обеспечение  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       В целях   обеспечения   безопасности   лиц,  сотрудничающих  с
   органами,  осуществляющими оперативно - розыскную деятельность,  и
   членов  их семей допускается проведение специальных мероприятий по
   их  защите  в  порядке,  определяемом  законодательными  и   иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
   осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в связи с его
   участием в проведении оперативно  -  розыскных  мероприятий  семье
   пострадавшего  и лицам,  находящимся на его иждивении,  из средств
   соответствующего бюджета выплачивается  единовременное  пособие  в
   размере   десятилетнего   денежного   содержания   погибшего  и  в
   установленном законом порядке назначается пенсия по случаю  потери
   кормильца.
       При получении лицом,  сотрудничающим по контракту с  органами,
   осуществляющими   оперативно  -  розыскную  деятельность,  травмы,
   ранения,  контузии,  увечья,  наступивших в связи с его участием в
   проведении  оперативно  -  розыскных мероприятий и исключающих для
   него   возможность   дальнейшего   сотрудничества   с    органами,
   осуществляющими  оперативно  - розыскную деятельность,  указанному
   лицу   из   средств   соответствующего    бюджета    выплачивается
   единовременное  пособие в размере пятилетнего денежного содержания
   и  в  установленном  законом   порядке   назначается   пенсия   по
   инвалидности.
                    Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                  ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
       Статья 19.  Финансовое  обеспечение  оперативно  -   розыскной
   деятельности
       Государственным органам,   оперативные  подразделения  которых
   уполномочены осуществлять  оперативно  -  розыскную  деятельность,
   выделяются  из  федерального бюджета финансовые средства,  которые
   расходуются  в  порядке,   устанавливаемом   руководителями   этих
   органов.
       Законодательные и исполнительные органы государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации  вправе  самостоятельно  за  счет
   собственных бюджетов и  внебюджетных  целевых  фондов  увеличивать
   размер  средств,  выделяемых органам,  осуществляющим оперативно -
   розыскную деятельность  на  территории  соответствующих  субъектов
   Российской Федерации.
       Контроль за расходованием финансовых  средств,  выделенных  на
   оперативно - розыскную деятельность, осуществляется руководителями
   государственных  органов,  в  состав  которых  входят  оперативные
   подразделения, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
   а  также  специально   уполномоченными   на   то   представителями
   Министерства финансов Российской Федерации.
                      Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
                ЗА ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
       Статья 20. Контроль за оперативно - розыскной деятельностью
       Контроль за оперативно - розыскной деятельностью  осуществляют
   Президент  Российской  Федерации,  Федеральное Собрание Российской
   Федерации,   Правительство   Российской   Федерации   в   пределах
   полномочий,   определяемых   Конституцией   Российской  Федерации,
   федеральными конституционными законами и федеральными законами.
       Статья 21.  Прокурорский  надзор  за  оперативно  -  розыскной
   деятельностью
       Надзор за  исполнением  законов Российской Федерации органами,
   осуществляющими оперативно - розыскную деятельность,  осуществляют
   Генеральный  прокурор  Российской  Федерации  и  уполномоченные им
   прокуроры.
       По запросу  уполномоченного прокурора в связи с поступившими в
   прокуратуру  материалами,  информацией  и  обращениями  граждан  о
   нарушении   законов   при   проведении   оперативно   -  розыскных
   мероприятий,  а  также   при   проверке   установленного   порядка
   проведения   оперативно   -  розыскных  мероприятий  и  законности
   принимаемых при этом решений руководители органа,  осуществляющего
   оперативно   -  розыскную  деятельность,  представляют  указанному
   прокурору оперативно - служебные документы, послужившие основанием
   для проведения этих мероприятий.
       Сведения о  лицах,  внедренных  в  организованные   преступные
   группы,  и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
   оперативно - розыскную деятельность,  а также о лицах, оказывающих
   или   оказывавших  содействие  этим  органам  на  конфиденциальной
   основе,  представляются прокурору только  с  письменного  согласия
   указанных лиц,  за исключением случаев, требующих их привлечения к
   уголовной ответственности.  Сведения об  организации,  о  тактике,
   методах   и   средствах   осуществления   оперативно  -  розыскной
   деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
       Руководители органов      прокуратуры     создают     условия,
   обеспечивающие  защиту  сведений,  содержащих   в   представляемых
   прокурору оперативно - служебных документах.
       Статья 22. Ведомственный контроль
       Руководители органов,  осуществляющих  оперативно  - розыскную
   деятельность,  несут персональную  ответственность  за  соблюдение
   законности  при  организации  и  проведении оперативно - розыскных
   мероприятий.
       Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
       Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего
   Федерального  закона Закон Российской  Федерации  "Об оперативно -
   розыскной деятельности в Российской Федерации"  (Ведомости  Съезда
   народных   депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета
   Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
       Предложить Президенту    Российской   Федерации   и   поручить
   Правительству  Российской  Федерации   привести   их   нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль.
   12 августа 1995 года.
   N 144-ФЗ

См. также (1)

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019