22 ноябрь 2019
Либертариум Либертариум

Жалоба ген. директора ЗАО "БСК" Прокурору Волгоградской области

ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс"
400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 18.
                  Телефон (844 2) 36 42 54, 34-85-25
ИНН 3444063590, р/с 40702810200000000136
      В АКБ ОАО "Нокссбанк", г. Волгоград.
БИК 041806831,  к/с 30101810000000000831
_______________________________________
                       20 июля 1999 г. Исх." 012/ 16

ПРОКУРОРУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственному советнику
юстиции 2-го класса
г-ну ШЕСТОПАЛОВУ В.Ф.
МУРЗАХАНОВА Наиля Васыловича
-- генерального директора
ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшнс"
400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 18
34-85-25, 36-42-54

ЖАЛОБА

ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшнс", генеральным директором которого я являюсь, занимается предоставлением услуг телематической связи общего пользования, в том числе предоставлением услуг по пользованию всемирной компьютерной сетью "Интернет" на территории Волгоградской области.

Деятельность ЗАО осуществляется на основании лицензии " 5769 от 24.01.97г., неотъемлемой частью которой (как это указано в лицензии) являются Условия осуществления данного вида деятельности, разработанные Министерством связи.

Согласно п. 23 названных Условий лицензиат "при разработке, создании и эксплуатации телематических служб обязан в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством РФ имеют право приостановки действия телематических служб и средств связи лицензиата.

Подключение пользователей должно осуществляться после выполнения требований в соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Таким образом, согласно требованию п. 23 упомянутых "Условий" лицензиат при оказании содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязан действовать в соответствии с законодательством РФ.

Действующее законодательство РФ не только обязывает операторов связи (провайдеров) обеспечивать соблюдение тайны связи (н-р, ст. 32 Закона РФ "О связи"), но и возлагает на них уголовную ответственность за несоблюдение этой обязанности (ч. 2, ст. 138 УК РФ).

При этом, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального Закона "О связи" любые ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения, оператор связи (провайдер) вправе допустить надлежаще уполномоченного представителя органа, осуществляющего ОРД, к проведению оперативно-розыскных мероприятий, связанных с нарушением тайны связи, только при предъявлении соответствующего судебного решения.

Вытекающая из смысла и текста ч. 4 ст. 32 ФЗ "О связи" обязанность предъявления судебного решения на право нарушения тайны связи провайдеру ни в каком противоречии со ст. 12 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не находится, ибо ст. 12 упомянутого Закона имеет в виду хранение судебного решения на право проведения ОРД в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

УФСБ РФ по Волгоградской области, игнорируя требование ч. 4 ст. 32 ФЗ "О связи", непосредственно регламентирующей права и обязанности провайдеров , и ссылаясь на Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", требует от предприятия связи не только создания технической возможности для проведения оперативно-розыскных мероприятий в помещении предприятия связи, как это предусмотрено п. 23 "Условий ....", но и требует оснащения УФСБ выносным пультом управления, предоставляющим возможность беспрепятственного и бесконтрольного снятия любой информации вне помещения предприятия связи; в то время как ответственность за нарушение тайны связи возложена Законом на операторов связи (провайдеров).

При таком положении предприятие, представляющее услуги связи, оказалось в весьма сложном положении.

С одной стороны, предприятие связи обязано обеспечить гарантированное Конституцией РФ право на тайну связи и несет ответственность (вплоть до уголовной) за невыполнение этой обязанности, что само по себе требует исключения возможности несанкционированного допуска кого бы то ни было к передаваемой посредством предприятия связи информации.

С другой стороны, Соглашение, заключенное Министерством связи РФ с ФСБ РФ и утвержденное приказом Министерства связи РФ " 25 от 18.02.97г., обязывает операторов связи при заказе коммутационного оборудования электросвязи помимо станционной части СОРМ приобретать дополнительное оборудование для передачи данных между станционной частью СОРМ и пунктом управления ФСБ РФ, что, как указывалось выше, обеспечивает возможность бесконтрольного доступа к передаваемой посредством предприятия связи информации без ведома операторов связи, ответственных за тайну связи.

Не вызывает сомнений, что упомянутое Соглашение, обязывающее операторов связи оснащать органы ФСБ выносным пультом управления, обеспечивающим несанкционированный доступ к информации, передаваемой посредством предприятия связи, не может применяться, ибо:

  • противоречит Конституции РФ (ст.ст. 23, 24);
  • противоречит Федеральным Законам (ст. 32 Закона "О связи", ст. 22 Закона "О почтовой связи"; ст. 139 ГК РФ; ст. 138 УК РФ);
  • официально для всеобщего сведения не опубликовано (ст. 15 Конституции РФ).

Однако УФСБ РФ по Волгоградской области на основе данного Соглашения разработало план реализации ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшенс" особых условий лицензии Госкомсвязи РФ " 5769 по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с которым требует от предприятия связи:

  • предоставить данные о структуре организации СПД на территории города и области и в последующем сообщать о происходящих или готовящихся планах её изменения, (п. 1.1. плана);
  • предоставлять УФСБ РФ по Волгоградской области списки абонентов сети не реже одного раза в месяц, а также любую другую информацию, представляющую интерес для оперативно-розыскной деятельности (по запросу) (п. 1.9. плана);
  • закупить, смонтировать и сдать в эксплуатацию УФСБ необходимое оборудование (персональные ЭВМ, модемы и др.), создать при необходимости дополнительное программное обеспечение для проведения мониторинга сообщений электронной почты (п.1.5. плана);
  • обучить за свой счет сотрудников УФСБ технологии работы в Интернете и обеспечить их всей необходимой документацией (п. 2.5. плана, см. также п.п. 1.3, 1.7. плана).
  • закупить и смонтировать оборудование СОРМ, оборудование для передачи информации между СОРМ и ПУ СОРМ, предоставить УФСБ при необходимости специальное помещение в здании размещения аппаратуры СПД (п. 2.4. плана).

Таким образом, План реализации особых условий лицензии, предлагаемый УФСБ по Волгоградской области, обязывает ЗАО выполнить действия:

  • прямо противоречащие Конституции РФ и Федеральным Законам;
  • нарушающие гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан, пользующихся услугами ЗАО;
  • ущемляющие права учредителей ЗАО как субъектов предпринимательской деятельности.

ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшенс" имеет техническую возможность выполнения требований п. 23 особых условий лицензии " 5769, что отражено в Акте от 23.11.98г.

Однако ЗАО не может согласиться с необходимостью выполнять те конкретные мероприятия по реализации особых условий лицензии, которые предлагаются Управлением ФСБ в представленном плане, ибо эти мероприятия направлены к нарушению Конституционных прав и свобод граждан.

Попытка ЗАО представить свой проект плана мероприятий по реализации пункта 23 Особых условий успехом не увенчалась и привела к тому, что на предприятие и его руководителей стало оказываться прямое давление под угрозой отобрания лицензии.

Первым шагом в этом направлении явилось необоснованное привлечение меня к административной ответственности.

Из протокола об административном правонарушении в области связи от " 20 " апреля 1999 года следует, что основанием привлечения к административной ответственности явилось "невыполнение Предписаний " 5-1/1024 от 9.04.99г., " 5769-34/1 от 1.02.99г.; " 5-1/44 от 6.01.99г."

Все названные предписания касаются необходимости составления плана мероприятий по внедрению СОРМ и согласования этого плана с УФСБ по Волгоградской области.

После получения первого предписания -- " 5-1/44 от 6.01.99г., генеральным директором ЗАО Сыровым О.П. был составлен план мероприятий по реализации особых условий лицензии и 1.02.99г. этот план был вручен сотруднику канцелярии УФСБ по Волгоградской области, что подтверждается соответствующей отметкой на копии сопроводительного письма.

УФСБ по Волгоградской области, получив предлагаемый нами проект плана реализации особых условий лицензии (п. 23), до настоящего времени своего отношения к нему не высказало, никаких замечаний не представило, в связи с чем ЗАО (и я как генеральный директор) лишено возможности представить в Управление государственного надзора за связью по Волгоградской области "согласованный план мероприятий по внедрению СОРМ на нашем узле передачи данных".

При таком положении нельзя не признать, что в моих действиях (генерального директора ЗАО) состава административного правонарушения не имеется и что привлечение меня к административной ответственности является незаконным.

Действительной причиной наложения на меня административного взыскания явилось не совершение мной административного правонарушения, а мое нежелание способствовать нарушению Конституции РФ сотрудниками УФСБ по Волгоградской области.

Это подтверждается следующим.

После отказа ЗАО в лице генерального директора Сырова О.П. принять представленный УФСБ план мероприятий по реализации особых условий лицензии начальник УФСБ по Волгоградской области В.П.Колесников обратился к начальнику Управления Госсвязьнадзора РФ по Волгоградской области Петрову B.C. с просьбой о приостановке коммерческой эксплуатации узла передачи данных ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшенс" (письмо от 16.10.98г.).

Затем последовало наложение административного взыскания без каких-либо законных оснований на генерального директора ЗАО (постановление " 5 от 20.04.99г.)

Что же касается угроз о лишении лицензии, то они следуют постоянно.

ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшенс" готово оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе и органам ФСБ, и имеет для этого все необходимые технические возможности, что установлено соответствующим актом от 23.11.98г.

Вместе с тем, ЗАО намерено действовать в рамках законодательства (в первую очередь -- Конституции РФ) и не намерено выполнять те требования сотрудников УФСБ по Волгоградской области, которые связаны с нарушением конституционных прав граждан.

На основании изложенного

ПРОШУ:

  1. В соответствии со ст. 269 Кодекса об административных правонарушениях опротестовать постановление " 5 от 20.04.99г. на предмет отмены и прекращения дела производством.
  2. Принять необходимые меры к соблюдению закона сотрудниками УФСБ по Волгоградской области при участии ими в реализации п. 23 особых условий лицензии на предоставление услуг телематических служб.

Приложения:

  1. Копия протокола об административном правонарушении от 20.04.99г.;
  2. Копия постановления об административном правонарушении " 5 от 20.04.99г.;
  3. Копия акта от 23.11.98г.;
  4. Копии 3-х предписаний (" 5-1/44 от 6.01.99г.; " 5769-34/1 от 1.02.99г.; " 5-1/1024 от 9.04.99г.);
  5. Копия письма(сопроводительного) от 29.01.99г. с копией плана мероприятий на имя начальника УФСБ по Волгоградской области;
  6. Копия плана реализации особых условий от 14.04.98г. с сопроводительным письмом начальника УФСБ В.П. Колесникова;
  7. Копия письма ген. директора ЗАО Сырова О.П. от 27.10.98г. нач-ку УФСБ;
  8. Копия письма нач-ка УФСБ В.П.Колесникова от 16.10.98г.;
  9. Копия лицензии и Особых Условий.

С уважением,
Генеральный директор
ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшнс"                                                                             Мурзаханов Н.В.
20 июля 1999 г.

34-85-25

Комментарии (1)

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019